Получи документы

Педагогический совет «Этика и этикет дошкольника»

Татьяна Ляпустина
Педагогический совет «Этика и этикет дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере. Это очень важно, ведь если в семье не будут соблюдаться правила хорошего тона, то и ребенка научить будет не реально. Зачем маленькому капризуле нужен этикет? Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать, как нужно вести себя в обществе. Общество – это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила этикета для детей начинаются именно с таких мелочей. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета. В цивилизованном мире проблема этического воспитания стоит как никогда остро. Современные дети все реже задумываются о правилах хорошего тона, потому что вечно занятые родители не успели вовремя донести до своего чада азы правильных, хороших манер поведения, присущих для воспитанного человека. У культурных и воспитанных родителей дети знают и применяют на практике правила хорошего поведения: со старшими людьми, сверстниками, незнакомцами, воспитателями и учителями; дома и в общественных местах (в детском саду, в школе, поликлинике, транспорте и прочем); в гостях; за столом; в телефонном разговоре и так далее.

Публикация «Педагогический совет „Этика и этикет дошкольника“» размещена в разделах

Коротко познакомимся с этапами развития отечественного этикета :

-патриархальный;

-дворянский;

-современный.

Патриархальный (9— 17вв) - время поведенческой культуры Древней Руси.

Поведение древних славян основывалось на родоплеменных отношениях, обычаях и религиозных верованиях, главная задача - выжить и продолжить род. (обычай кровной мести, право умерщвления новорожденной дочери, обязанность охранять жизнь сына и пр.)

С появлением государства власть совместно с христианской церковью выработала свой поведенческий порядок. Она запретила некоторые обычаи: определила степень родства, создала первые правила потребления пищи. В 9 веке регламентировалось наследственное право, по которому сыновья наследовали поровну, но отцовский дом доставался младшему, дочери получали приданное, за кражу вора вели на свод.

Дворянский (18-начало 20в)

Со времён Петра 1, в связи с экономическими и социальными изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет.

Появился новый образ русского человека. Петр 1 повысил авторитет страны. По его указанию

Во второй половине 18 в. в лексикон дворянства вошло слово ЭТИКЕТ.

Этикет произошёл от французского «этикете» (свод правил поведения придворного).

Во времена Екатерины 2 в стране развивалось просвещение. Императрица написала ряд работ педагогического характера: «Наставление к воспитанию внуков», «Продолжение начального обучения» и др. Появился театр, ставший законодателем придворной моды, балы с европейскими танцами (реверанс, поцелуй руки дамы). В дворянских семьях обучение этикету происходило от иностранных учителей. (Демонстрировали только красивые манеры, учили скрывать свои чувства).

С революцией уничтожен светский этикет столичного дворянства. Все стали «товарищами». Услужливость кавалеров перед дамами потеряла свою значимость.

Неграмотная народная масса не понимала сущности этикета.

Современный этикет (20 век)- время формирования социалистического этикета.

Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: человек не знает правил этикета; не хочет их соблюдать, так как не видит в этом целесообразности для себя; сознательно эпатирует общественные поведенческие установки. По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты и пр. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительной отношение к окружающим. Все наши действия и поступки характеризуют нас как людей хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или наоборот.

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах. Отсюда и разделение его на виды:

* ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ;

*ПРИДВОРНЫЙ;

*ВОИНСКИЙ;

*ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ.

Можно отметить, что для каждой профессии существуют свои этикетные правила.

Этикет можно разделить по разновидностям:

- телефонного разговора;

- свадебный,

- танцевальный,

- подарочный,

- столовый,

- семейный,

- деловой,

- речевой.

Вед: Приведите по одному примеру на каждый вид.

Семейный этикет – представит воспитатель Шмакова В. А.

К нам в редакцию пришло письмо от семьи Тарасовых. Они просят помочь им разобраться в сложившейся ситуации (зачитываем письмо)

-Как вы думаете, почему возникла эта ситуация?

-Нам нужен совет специалиста.

Здравствуйте, меня зовут В. А.

Я могла бы помочь предотвратить подобные ситуации.

Данная семья отступила от соблюдения правил семейного этикета.

Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме будет царить мир, любовь и согласие. Этого не так-то просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры.

А так как основы хорошего воспитания закладываются в детстве, то на детей нужно обратить особое внимание. Однако если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, вряд ли они добьются желаемого. Своим собственным примером и взаимоотношениями друг с другом родители формируют убеждение ребёнка в необходимости соблюдения правил этикета в семье. В результате дети должны осознавать, что взрослые имеют свои желания и взгляды и относится к ним с уважением.

Если взрослые будут всячески помогать детям познавать правила этикета и использовать их в жизни, уважать мнения детей, не давать им повода чувствовать себя хуже других, вот тогда не будет этих проблем как в данной семье.

Поэтому я предлагаю запомнить правила семейного этикета:

1. Проявлять доброту и внимание ко всем членам семьи.

2. Проявлять вежливость и заботу друг о друге.

3. Иметь красивый внешний вид, приятный близким людям.

4. Младшее поколение в семье всегда должно относиться с уважением к старшим.

5. Каждый член семьи обязан считаться с интересами и вкусами остальных.

Я надеюсь, что эти правила помогут наладить обстановку в семье Ивановых и предотвратить подобные ситуации в ваших семьях.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

• любовь;

• прощение;

• терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Рубрика «Званный ужин» - воспитатель Крючкова Л. А.

Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.

И наша с вами обязанность помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

- Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).

- Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию, выходя из-за стола, задвигать свой стул.

- Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).

- Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

- Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

- Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

- Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.

Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

- Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды.

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

- Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:

1. Позитивный настрой.

Нельзя обижать; чаще использовать похвалу, уделять больше внимания.

2. Пример взрослых.

Оценивать свое поведение с позиций разумности и необходимости

соблюдения этикета и соответствия собственным словам.

3. Единство требований родителей к детям.

Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований родителей. Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил. Их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям, должны стремиться выработке хороших манер, к уважению национальных традиций.

Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:

1. Приучение.

Детям задают образец поведения и затем контролируют точность выполнения того или иного правила, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками.

2. Упражнения.

То или иное действие многократно повторяется. При этом следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого действия.

3. Организация воспитывающих ситуаций.

Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение.

Широко используемый метод, реализуемый различными способами.

Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в результате его нравственного потенциала.

5. Наказание.

Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.

6. Пример для подражания.

Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть родители, дети, литературные и сказочные герои.

7. Словесные методы.

Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил.

Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

Обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словесной работы.

Сегодня мы с вами коснемся одного из разделов дошкольного этикета – обучение правилам столового этикета.

Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом. А значит, быть приятным в застольном общении.

Красивое и правильное поведение за столом (прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности) показывает наше уважение к другим участникам застолья. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания и что руками? Что едят без ножа? Что и как едят: холодные закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?

Красивая и правильная сервировка стола улучшает аппетит и настроение, налаживает приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, попросите ребенка помочь вам расставить тарелки, положить столовые приборы и салфетки. Дети радуются вместе с нами, видя, как с их участием преображается стол.

В другой раз предложите ребенку самому сервировать стол. В случае затруднения, подскажите, что надо сделать. Но важно отметить его самостоятельность, умение и желание порадовать близких людей.

Важно довести до понимания ребенка, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось все необходимое для красивой еды.

Предлагаю вашему вниманию рекомендации, которые необходимы для соблюдения ребенком правил поведения за столом:

1. Поощрять успехи в выполнении этих правил.

2. Наделить волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а так же конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.

3. Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.

4. Использовать кукол, сказочных героев, которые забыли правила поведения за столом и радостно учатся у детей.

Практическая часть:

Предлагаю Вам закончить фразы:

Есть и пить надо (беззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерти следов пищи;

• Не склоняться низко (над тарелкой, лишь слегка наклонить (голову);

• На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);

• Обе руки либо свободны, либо (заняты): нож в правой руке, вилка (в левой);

• Если вилка или ложка в правой руке, то левая (придерживает тарелку);

• За столом нельзя говорить (громко или с полным ртом);

• Если во тру пища, воду (не пьют);

• Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола (поднимем ее);

• Упавшую на пол полотняную салфетку (поднимаем сами) и не меняем на другую;

• Бумажные салфетки меняем (по мере надобности и при новом блюде);

• Не спешим в еде, но и не сидим (долго) за одним блюдом;

• Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами («Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).

Для того, чтобы побольше узнать о видах этикета мы предлагаем вам ТЕЛЕ- ШОУ, пожалуйста, будьте активными участниками, ведь это прямой эфир, перед вами выступят ведущие из разных теле-программ.

Итак, первая передача «УМНИКИ И УМНИЦЫ» - учитель- логопед Купрацевич Е. В.

-Сегодня у нас отборочный тур, будут участвовать все присутствующие.

Тема нашей передачи: «Речевой этикет».За каждый правильный ответ даётся орден «Умника».

1 –задание. Расставить правильно ударение в данных словах (словосочетаниях):

Вы правы

Газопровод

Новорожденный

Колледж

Досуг

Запломбировать

Сливовый

Недуг

Экспертный

Отгул

2-задание. Написать следующее предложение :

На брусчатой, дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввишна

под аккомпанемент виолончели потчевала гостей яствами.

Устные вопросы:

*На какие 2 раздела делится речевой этикет? (Письменный и устный)

*На занятиях мы часто спрашиваем у детей знают ли они вежливые слова, а мы их знаем? Назовите.

*Назовите основные требования к разговорной речи (чистота произношения, правильная грамматика,понятность, выразительность, уверенность, честность, присутствие юмора, речь лишена сленговых слов и выражений)

* Назовите основные правила речевого этикета?

(Н-р, «Не перебивать собеседника», «Давать совет, когда о нём попросят.»)

Соединив все правила, можно вывести формулу речевого этикета:

ДУМАЙ, КОМУ ГОВОРИШЬ,

ЧТО ГОВОРИШЬ,

ГДЕ ГОВОРИШЬ, ЗАЧЕМ ГОВОРИШЬ,

КАКИЕ ОТ ЭТОГО БУДУТ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Подведение итогов. Награждение.

На этом передача заканчивается. Хочется отметить, что соблюдение речевого этикета для педагога- важнейшее профессиональное требование. Ребёнок впитывает речь воспитателя и на всю жизнь сохраняет её в своей памяти, поэтому мы должны соответствовать эталону грамотного и образованного человека.

А мы попали в следующую передачу «ТАКСИ» воспитатель Казанцева И. Н.

(«Гости» садятся в салон «такси»).-Вы попали в программу «такси», где не надо платить деньги за проезд, а деньги платят вам за правильные ответы. На простые вопросы 100 руб, на сложные 500руб, а на очень сложные 1000. Так же у вас есть 2 подсказки и звонок другу. Вы согласны играть!

-Представьтесь, пожалуйста. Вопросы имеют одну тематику: правила поведения в общественных местах.

1 (лёгкие): -Может ли женщина уступить место мужчине в транспорте? (Да, очень старенькому или больному).

-Можно ли здороваться с продавцом магазина (Можно, если он вам родственник, знакомый, или вы часто ходите в этот маленький магазин).

2 (сложные):-Каких животных Вы возьмёте с собой в магазин (Никаких).

-Как нужно поступить, если ваш ребёнок не заинтересовался просмотром какого-то развлечения (кино, цирковое представление и пр) и шумно ведёт себя (нужно извиниться перед соседями и выйти из зала)

3 (очень сложные)-Представьте, что Вы в командировке, в гостиничном номере, ваш сосед собирается спать, а Вы привыкли почитать перед сном. Нужно ли отказаться от своей привычки и вправе ли требовать выключить свет от Вас сосед?

(Нет, но не мешает осведомиться, не будет ли он возражать)

- На концерт или спектакль пришли две семейные пары. Как занять места в зале?

(Сначала занимает место один из мужчин, затем садятся женщины, далее второй мужчина, но дамам следует сесть так, чтобы не оказаться рядом со своим супругом (ст. 98. кн. Современная энциклопедия этикета)

СУПЕР-ВОПРОС: Кому оказать предпочтение и предложить во время прогулки среднее место: молодому мужчине, его жене или её матери?

А- посередине- мужчина ;

Б- молодая женщина;

В- её мать. (правильный ответ)

«АВТОРАДИО» воспитатель Кириллова Н. В.

Помощники раздают в зал карточки для диалога (глава администрации и заведующая д\с; заведующая д\с и воспитатель ;родитель и воспитатель; подруга и подруга)

Тема для разговора :

-Вежливо попросить ремонт в д\с.

-Объяснить отсутствие на работе.

-Узнать о режиме работы д\с в предпраздничный день.

-Объяснить причину невозможности запланированной встречи.

(Правила прилагаются)

Презентация дидактических игр и пособий «Этикет дошкольников».

Рефлексия:

Вопрос : С какими видами этикета мы должны знакомить детей дошкольного возраста?

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых.

Выходной, гостевой, в общественном транспорте, речевой, семейный, столовый, телефонный, учебный.

Решение:

1. Воспитателям всех возрастных групп продолжить пополнять дидактический материал и изготовить игры, атрибуты для формирования навыков культурного, этически грамотного поведения.

2. Систематически, во всех видах детской деятельности, планировать упражнения, влияющие на нравственные проявления, суждения, отношения детей к окружающим его людям.

3. Изготовить памятки для родителей «Правила хорошего тона в семье».

4. Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию навыков культурного, этически грамотного поведения.

Публикации по теме:

Итоговый педагогический совет «Ярмарка тщеславия» Основные цели данного итогового педсовета: 1) подведение итогов работы педколлектива за учебный год, 2) поощрение отдельных сотрудников.

Педагогический проект «Речевой этикет в старшем дошкольном возрасте» Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать, Призывом.

Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи» Форма проведения – «педагогический ринг» Подготовка к педсовету: • Подготовка вопросов методики работы с родителями; • Планирование работы.

Педагогический совет «Педагогическое мастерство» Годовая задача: повышение профессионального мастерства педагогов, ориентированных на применение новых педагогических и информационных технологий.

Педагогический совет по речевому развитию в ДОУ Педагогический совет Тема: «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития» Цель: усовершенствовать.

Педагогический совет «Профессиональная компетентность воспитателя» Протокол №19 заседания педагогического совета №2 от 31.10.2016 Тема: «Профессиональная компетентность воспитателя» Цель: познакомить с.

Педагогический совет «Сюжетно — ролевая игра» Педагогический совет «Сюжетно – ролевая игра как одно из условий формирования положительных взаимоотношений и нравственных качеств воспитанников.

Педагогический совет на тему «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» «Современная практика организации игровой деятельности» Слайд 1. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –.

Педагогический совет в форме Квест — ИгрыПедагогический совет в форме Квест — Игры КВЕСТ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" ЦЕЛЬ КВЕСТ – ИГРЫ: повысить практическую.

Установочный педагогический совет Установочный педагогический совет ПРОТОКОЛ №1 МБДОУ «Детского сада № 11» х Тамбукан от 30 августа 2018 года Присутствуют: 6 человек Отсутствуют:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Этика и этикет дошкольника»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 13:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Этика и этикет дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ляпустина (УИ 668676) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД