Фролова Марина Александровна
Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы «Как люди жили на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое мероприятие с детьми
Фролова Марина Александровна, воспитатель МДОУ детский сад №3 «Березка» р. п. Екатериновка Саратовской области
Возраст: старшая группа
Тема: «Как люди жили на Руси»
Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие.
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы „Как люди жили на Руси“» размещена в разделах
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта;
2. Систематизировать знания детей о русской национальной одежде, мужской и женской;
3. Познакомить с русской народной игрой «Колечко».
Развивающая:
1. Развивать коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок.
Воспитательная:
1. Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам старины, фольклору, любовь и уважение культуре и быту русского народа.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, речевая, двигательная.
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: динамическая пауза, отгадывание загадок, русская народная игра «Колечко», слушание музыки.
Оборудование: проектор, презентация, музыкальный центр.
Материалы: самовар, чугунок, ухват, металлическое колечко, кукла домовенок Кузя, русский женский костюм, иллюстрации предметов русского народного быта.
Примерное содержание
непрерывной образовательной деятельности
I. Вводная часть
(Дети встают в круг)
(Звучит русская народная мелодия; воспитатель встречает детей в русском народном костюме.)
- Здравствуйте, ребята, здравствуйте, мои дорогие! Что означает слово «здравствуйте»?
(Дети отвечают)
- Правильно, это значит, что мы пожелали друг другу здоровья.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине.
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
- «Сядем рядком, да поговорим ладком».
(Дети рассаживаются на стульчики).
II. Основная часть
- Ребята, что такое Русь?
(Воспитатель обращает внимание детей на костюм)
- Ребята, я сегодня одета необычно. Что за костюм одет на мне?
- Как называется платье без рукавов?
- Правильно.
- А как называется головной убор?
(Слайд 1- кокошник)
-Кокошник от слова «кокоша», значит курица. Кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.
- Ребята, а сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины на Руси.
(Слайд 2 одежда мужчин - косоворотка)
- Мужская рубашка называлась косоворотка. Может быть, кто-то из вас знает, почему она так называлась? Посмотрите на ворот: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь ворот, а могла и не иметь его.
(Слайд 3 одежда мужчин – порты и лапти)
- Штаны назывались порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.
- Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.
- Теперь послушайте стихотворение:
(Ребенок рассказывает стихотворение) :
- Русь деревянная – нет края дороже,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные песни поют…
(Слайд 4-5- разные избы)
- Ребята, может быть, кто-то знает, почему Русь называли деревянной?
- Правильно! Посуда и игрушки тоже были из дерева.
(Слайд 6- посуда)
(Слайд 7- игрушки)
- Может быть, кто-то из вас знает, как назывались раньше дома?
- Правильно, раньше дома строили из дерева и называли их избами. В избе все было из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и посуда и многое другое.
- Ребята, а как вы думаете, почему люди все делали из дерева?
- Правильно, люди жили в окружении леса.
- А еще дома строили из бревен, и называли эти дома срубами, потому что рубили топором.
(Слайд 8 - дом из сруба)
- Дерево хорошо сохраняет тепло, поэтому зимой в избе всегда было тепло, а летом, в жару - прохладно.
Появляется домовенок Кузя)
- Ребята, вы знаете кто это?
- Правильно. Давайте с ним поздороваемся и ему пожелаем здоровья. А кто такой домовой?
- В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка: «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Он оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти. А если в доме ссорятся или бранятся, то он начинает сердиться. Очень не нравится ему, когда дети капризничают, разбрасывают повсюду свои вещи, игрушки. Тогда он их прячет – дети везде ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы все клали на свои места. Домовой любит жить за печкой. Следит он за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят.
- Как вы думаете, почему?
Динамическая пауза «Домовой»
(В игровой зоне в разных местах развешены картинки с изображением старинных предметов (домашней утвари). Домовой предлагает детям разгадать загадки, а отгадки найти среди развешенных картинок. Но чтобы указать на отгадку, до нее нужно допрыгать на правой или на левой ноге, или дойти на «носочках» и т. д.
Загадки:
1)Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры теплота. (Печь)
- Печь была в каждой избе. Печь не только обогревала избу; в ней пели хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
2)У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен
В нем приготовить можно ужин. (Чугунок)
- Незаменим был в хозяйстве. Очень тяжелый, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
3)Рогат, а не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
- Им хозяйка доставала горячий чугунок со щами или кашей.
4) И шипит он, и кряхтит,
Воду быстро кипятит.
Он наелся угольков
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает
Кипяточек наливает. (Самовар)
- За ним собиралась вся большая семья; пили чай с медом, пирогами и блинами. Самовар стал СИМВОЛОМ добра, домашнего уюта и семейного покоя.
5)Прячет бабушка там вещи-
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Это шкаф зовут (сундук).
- В нем люди хранили вещи.
-Молодцы, ребята, отгадали все загадки и нашли отгадки к ним. Теперь возвращаемся на свои места.
-Ребята, вот вам хотелось бы увидеть какой – нибудь старинный предмет : потрогать его, например?
Вот я вам нашла и принесла: самовар, чугунок и ухват.
(Несколько слов об этом)
- А теперь вернемся к русской избе.
- Когда одной семье нужна была помощь, соседи помогали, вместе строили дома.
(Слайд 9 - помощь в постройке дома)
- Что мы можем сказать о таких людях, какие они?
- Правильно, вместе делали одно дело потому, что одному человеку было трудно справиться. Поэтому и избы были красивые, и жилось в них хорошо, дружно.
-Ребята, окна избы украшали наличниками и ставнями.
(Слайд 10 - изба, окна которой с наличниками и ставнями)
- При входе в избу можно было споткнуться. Дверь была низкая, а порог высокий. Так люди берегли тепло и старались его не выпускать. Каждый гость должен был войти с поклоном и пожелать добра: «Мир дому вашему», а ему отвечали хозяева: «с миром принимаем».
- В избе была одна главная комната – горница. Это самая лучшая комната в избе.
(Слайд 11 - горница)
- Русский народ всегда славился гостеприимством. Гостей угощали пирогами, да блинами. До наших дней дошли такие поговорки:
«Не красна изба углами, а красна пирогами»; «Умей гостей звать, умей угощать»; «Что есть в печи, все на стол мечи».
(Слайд 12 - встреча гостей с угощением)
-А также гостей приглашали поиграть в русские народные игры.
Русская народная игра: «Колечко»
(Водящий стоит напротив остальных играющих, которые стоят, сложив руки «лодочкой». Он держит в руках колечко и, подходя к каждому из игроков, как будто вкладывает им колечко в руки. Получивший кольцо не должен подавать вида, что это именно он. Когда водящий обошел всех детей, он говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро выбежать к водящему. Остальные дети должны удержать его и не позволить выбежать к ведущему. Если все же ребенку с колечком это удается, он становится водящим, и игра повторяется снова.)
-Молодцы ребята, все поняли правила игры, и мы хорошо поиграли. В эту игру мы с вами продолжим играть.
III. Заключительная часть
-Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
-Как раньше называли дом?
-Как называлась главная комната в избе?
-Какие предметы быта вы запомнили?
-Что вам было особенно интересно на сегодняшнем занятии?
- Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси раньше, с традициями русского народа, с народными праздниками, играми.
Вы все молодцы, все активно работали и отвечали на вопросы.
(Дети встают со стульчиков и идут за воспитателем).