Лучший педагог года

Педагогическое мероприятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое. Наши предки-славяне и их письменность»

Зотова Лариса Борисовна
Педагогическое мероприятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое. Наши предки-славяне и их письменность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 г. Ликино-Дулево.

Педагогическое мероприятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое. Наши предки-славяне и их письменность» в рамках реализации проекта «Детское географическое общество». 2021 – 2022 учебный год.

Подготовила и провела воспитатель - Зотова Л. Б.

Тема: «Путешествие в прошлое. Наши предки-славяне и их письменность»

Публикация «Педагогическое мероприятие в подготовительной группе „Путешествие в прошлое, Наши предки-славяне и их письменность“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян - наших предков, с их бытом; раскрыть в доступной для детей форме этимологию слов «славяне», «предки»; формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; познакомить детей с этапами возникновения письменности.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с историей возникновения письменности, учить передавать информацию с помощью рисунков;

развивающие: развивать связную речь и коммуникативные способности; развивать мелкую моторику рук, пространственные представления; развивать внимание, мышление, память, воображение, креативность;

воспитательные: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории, уважение к историческим личностям; воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Оборудование и материалы: подбор иллюстраций по теме, презентация по теме; «дощечки» для письма, зубочистки; карточки с «Кириллицей».

Ход НОД.

Отрывок из стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история».

Поначалу в жизни нашей

Было все не так, как надо.

Много сил вложили люди,

Чтобы сделать Землю садом.

Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы.

Без мостов речушки были,

Недоступны, словно море.

Были только у людей

Руки – только руки.

И трудится предок наш,

И не знал он скуки.

- Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны, нашего народа.

История нашей страны начинается в давние – давние времена, когда не было еще на Земле ни вас, дорогие дети, ни ваших родителей, ни ваших бабушек и дедушек, ни даже нашей страны России.

Давайте с вами заглянем в далекое прошлое и посмотрим, как жили наши предки.

Но сначала ответьте на вопросы. - Как называется наша страна, где мы живем? - А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

(Слайд – Россия)

За ясные зори, умытые росами, За русское поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски - назвали Россия.

- Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Родина – это место, где мы родились и живем. Родина родная как мать и отец. Родина у каждого человека одна. Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.

(Слайд - Славяне)

Наши предки – Славяне. Предки — это люди, которые жили перед нами. Слово «Славяне» похоже на слово «слава». А это значит, что славяне – это славный народ. А еще называли они себя словенами, т. е. понимающими слово, понятную речь.

- Итак, наше путешествие начинается!

(музыка – Древнеславянская)

Давным-давно, на землях России жили племена, называющие себя славянами. К славянам относили себя: поляне, древляне и др. А одно из племен, жившее по берегам озера Ильмень и реки Волхов, называло себя просто - славяне.

И именно они- славяне, являются нашими предками. Славяне были сильными, мужественными людьми.

(Слайд - дома славян)

Жили древние славяне в деревянных домах – срубах, которые строили из бревен.

Жилище наполовину уходило в землю, стены были деревянные, крыша-деревянная, покрыта соломой. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называть деревнями.

(Слайд – поселок славян)

Чтобы обезопасить свои рода набегов воинствующих племен, славяне селились в местах, окруженных крутыми склонами или оврагами, вдоль рек. Свои поселения древние славяне обносили частоколом. Бревна, которые использовались для сооружения частокола, тщательно обтесывались и обжигались на огне. Когда их глубоко врывали в землю, бревна плотно прилегали друг к другу таким образом, что не было между ними ни малейшего зазора. Такая изгородь стояла долго и была чрезвычайно крепкой. Поэтому такие поселения и называли «городами», от слова «городить» т. е. огораживать поселения.

(Слайд - труд славян)

Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Целыми днями они трудились. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой.

Лес давал людям дрова, пищу, а река – рыбу, воду. Не зря говорилось: «Возле леса жить – голодному не быть».

Почему так говорят? (В лесу много деревьев, зверей, птиц, грибов, съедобных трав).

Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли, собирали грибы, ягоды и лекарственные растения, ведь аптек тогда еще не было. Основным занятием древних славян было земледелие, пчеловодство, рыболовство, пушной промысел и охота.

(Слайд - праздники славян)

- Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и играть. Свои традиции русский народ передавал из поколения в поколение. Некоторые праздники и традиции древних славян живы до сих пор – например, мы отмечаем Масленицу и печем блины.

Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру

Русская народная игра «Водяной».

Ход игры: Водяной (водящий) стоит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

Водяной, водяной! Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.

Круг останавливается и Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного — определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

Молодцы, ребята! А наше путешествие продолжается.

Вот так жили наши предки. Но одно огорчало славян – они не могли писать и читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

А вообще, ребята, откуда мы получаем знания и информацию? (ответы детей). Правильно, из разных источников: из телевизионных программ, компьютера, журналов, газет и даже из писем.

- Ребята, а как вы думаете, каким образом древние люди могли бы рассказать нам о своей жизни? Каким способом они передали бы информацию о себе? (ответы детей).

- Давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, когда не было букв и цифр люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. Они могли рассказать о себе, своих делах, повадках, охоте, рисуя на стенах пещер.

(Слайд -наскальные рисунки)

Ребята, что вы видите? (ответы детей).

Это изображение наскальных рисунков, ученые расшифровали эти рисунки, и мы узнали, как жили наши далекие предки. (занимались охотой, собирали ягоды, семена растений)

Как вы думаете, если бы мы отправились в далекое прошлое, смогли бы мы научиться читать подобные письма? А смогли бы мы написать такое письмо? Давайте попробуем.

Вместо глиняных дощечек у нас будет картон с пластилином, вместо палочек возьмем зубочистку. Можно приступать к письму.

(Слайд- «письмо»)

Посмотрите, какое я написала письмо. Кто сможет прочитать его? Как вы думаете, о чем я написала?

(Слайд-образцы наскальных знаков)

Посмотрите, какие знаки можно использовать в письме. Что они обозначают? Может быть, вы свои обозначения используете. Напишите свое письмо.

Молодцы, ребята! Давайте продолжим наше путешествие.

Надписи делались на камнях, скале, на доске.

Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам.

А потом и к буквам.

(Слайд - Кирилл и Мефодий - памятник в Москве)

Двум братьям Кириллу и Мефодию, которые славились своей ученостью, знали много языков, было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи. И вот наконец – то дело было завершено. Появилась азбука, в честь одного из братьев – Кирилла она получила название– Кириллица.

(Слайд -Кириллица)

А на этой картинке вы можете увидеть предметы, с помощью которых писали. Дощечки, береста, палочки.

(Слайд-древние предметы письменности)

А такие были первые книги.

(Слайд- «первые книги»)

Когда славянские деревни становились все больше и больше, стали появляться первые города. Самым главным городом Древней Руси был Киев. Это был самый красивый и богатый город того времени. Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый.

(Слайд - Ярослав Мудрый)

Ребята, наше путешествие в далекое прошлое подошло к концу.

И сегодня каждому из вас, ребята, я хочу подарить вот такую открытку с Кириллицей.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

(Н. Кончаловский)

Публикации по теме:

«Путешествие в прошлое телефона». Ознакомление с предметным окружением и аппликация в подготовительной группе детского сада«Путешествие в прошлое телефона». Ознакомление с предметным окружением и аппликация в подготовительной группе детского сада Цель занятия: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями «Путешествие в прошлое куклы» Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо, оно адресовано.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли»Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

НОД «Путешествие в прошлое куклы»НОД «Путешествие в прошлое куклы» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Педагогическое мероприятие по речевому развитию детей средней группы «Волшебные гонзики»Педагогическое мероприятие по речевому развитию детей средней группы «Волшебные гонзики» В рамках исполнения годового плана работы по теме: «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, посредством.

Занятие «Путешествие в прошлое ручки» для детей подготовительной группыЗанятие «Путешествие в прошлое ручки» для детей подготовительной группы Цель: познакомить детей с историей ручки. Задачи: продолжать развивать знание детей с процессом преобразования ручки, активизировать мыслительную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое мероприятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое. Наши предки-славяне и их письменность»
Опубликовано: 21 января 2022 в 22:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД