Папки-передвижки

Педагогическое общение с детьми

Лидия Калачева
Педагогическое общение с детьми

Педагогическое общение с детьми.

Калачева Л. А.

Уважаемые коллеги! Сложность духовной структуры личности диктует необходимость применения тонких методов воздействия, соответствующих тонкости внутреннего мира человека. В пособии Н. Е. Щурковой под названием «Педагогическая технология» раскрывается воспитательный процесс на уровне тонких операционных «прикосновений» к личности – в любой сфере жизни ребёнка и в любом виде совместной деятельности педагога с детьми. Операция – отдельный элемент педагогического воздействия, единица воздействия на детей, осуществляемая посредством психофизического аппарата педагога.

Публикация «Педагогическое общение с детьми» размещена в разделах

В предыдущей публикации «Создание ситуации успеха», как факторе активности личности, проживание ребёнком своих личностных достижений,

Вы узнали, как можно этого достичь в работе с дошкольниками.

Немаловажную роль в этом играет педагогическое общение с детьми педагогическую технологию которого, раскрывает в своём пособии Н. Е. Щуркова. Предлагаю её Вашему вниманию.

Педагогическое общение – это общение педагога с детьми, в процессе которого педагог содействует восхождению детей на уровень коммуникативной культуры «человек – человек», научая детей воспринимать Другого и открывать Другому свой внутренний мир.

Первоочередная функция педагогического общения – «открытие ребёнка на общение». Педагогу необходимо пробудить желание у ребёнка выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность ребёнка в себе, а также в положительном отношении к нему другого человека. Данную функцию можно обеспечить следующим образом:

- педагог надевает «платье доброжелательности», обращаясь к детям, либо к одному ребёнку, с которым предстоит общение;

-педагог не допускает угрожающей позы типа «льва перед прыжком» (опора двумя руками о стол, наклон вперёд, «воинствующего петуха» (руки за спиной, «полицейского» (руки в карманах брюк, пальцы выставлены на ребёнка) и не держит в руках острого предмета, направленного на детей как пистолета (авторучки, указки, карандаша, линейки);

- педагог занимает открытую позу «без замков» рук и ног, то есть не скрещивает руки на груди, не кладёт ногу на ногу и не держит в руках какой-либо предмет, как бы прячась за него, ладони его открыты и повёрнуты в сторону детей;

- педагог произносит определённой формы обращение к детям, например, «дорогие друзья», «мои юные слушатели», «судари и сударыни», «юные мыслители», «юные музыканты» и т. д.

- и в первый момент общения педагог обязательно произносит «Я – сообщение», которое есть не что иное, как открытие собственного внутреннего мира для партнёра по общению. Приведё м пример из практики:

«Дорогие юные мыслители, здравствуйте! У меня всегда хорошо на душе при встрече с умными людьми…» или «Мне всегда больно, когда вижу, как обижают человека».

Такое возвышение содействует социализации ребёнка, который попутно узнаёт, как люди в обществе, где он живёт, относятся к тому, что он сделал.

Следующая функция педагогического общения – «соучастие партнёру общения». Когда речь идёт о детях, либо об отдельном ребёнке, данная функция имеет огромное значение, ибо дети только осваивают искусство общения и, не умея общаться, часто приобретают негативный опыт.

Представим ряд операций, осуществляющих скрытое содейтсвие научению детей способам общения посредством «со-участия» :

- «вопрос в связи с обстоятельствами», который поставить очень легко, если оглядеть всё, что располагается вокруг, или если учесть содержание совместной деятельности, предстоящей педагогу с детьми; парадигма операции – «Интересно, кто здесь…», «Любопытно, каким образом это…», «Хотелось бы знать, отчего так здесь…» и т. д.

- «вопрос по поводу деятельности» - ставится после «вопроса об обстоятельствах», его содержание задано тем, что именно происходит «здесь и сейчас» и какие действия производит партнёр общения; парадигма такова – «Вы часто здесь бываете?», «Вам нравится это делать?», «Вы, наверное, это делаете легко?»; любому человеку нетрудно говорить о том, что он сейчас совершает, поэтому он обычно бывает рад такому вопросу, позволяющему ему войти в общение;

- «вопрос об интересах» хорошо поддерживает активность ребёнка, ведь ему приятно говорить о том, что он хорошо знает и где достойно может проявить себя; парадигма операции проста – «Вы любите (играть,читать, заниматься спортом, хозяйством); с этим вопросом нельзя торопиться, лучше его задать после предыдущих двух;

- «присоединение» - красивая и педагогически изящная операция; она производится совсем просто посредством парадигмы «Я тоже…», «У меня тоже…»; педагог как будто встаёт рядом с ребёнком в духовном пространстве и сообщает ему, что он в своём проявлении не одинок, а значит, ребёнок имеет поддержку; скажем, педагог говорит : «Я тоже немного боюсь, когда…» или же «Я согласен с тобою, я тоже думаю, что…».

- «предложение помощи» во всех вариантах, созданных культурой; её парадигмы следующие: а) «Давай помогу!», б) «Разреши помочь тебе?», в) «Мне хотелось бы тебе помочь.» г) «Я был бы счастлив это сделать…»; если проследить за «мерой предложения», то она убывает от первой к четвёртой парадигме – в этом скрытый смысл их существования: оказывать помощь только при условии, что человек хочет этой помощи, и ни в коем случае не делать этого без его ведома и желания;

- «предложение высказать мнение» - операция, требующая особой тщательной интонационной инструментовки, так чтобы дети не пугались предоставленной свободы; парадигма «Выскажи (те, что вы думаете об этом» обязательно произносится мягко, призывно, располагающе.

Третья функция – «возвышение партнёра общения». Её назначение в повышении самооценки ребёнка, в развитии его достоинства. Данная функция осуществляется с помощью таких операций:

- «авансирование» - провозглашение достоинств, которых ещё не успел проявить воспитанник, но в наличии которых у педагога нет сомнений; парадигма такого выданного авансом поощрения – «Ты же такой…» воодушевляет, наполняет энергией, вселяет уверенность и – помогает напрягать все силы для подтверждения сказанного;

- «оправдание поведения» - одна из щадящих операций, состоящая в том, чтобы помочь ребёнку справится с собою при совершении недостойных действий и утверждает его достоинство, несмотря на содеянное; парадигма «Вероятно у вас на это были причины…», «Наверное, что-то помешало вам, поэтому вы…»;

- «компенсирование» - при выявлении слабых сторон личности воспитанника провозгласить некоторое его достоинство, которое объясняет и частично оправдывает эту слабую сторону; парадигма данной операции – «зато он…» или «зато у него…».Скажем, услышав, что кого-то упрекают в неряшливом виде, сказать: «Зато он замечательно трудится на огороде и помогает маме»;

- «просьба о помощи», её парадигмы следующие: а) «Помоги!» и «Дай!», б) «Пожалуйста, помоги!» и «Пожалуйста, дай!». в) «Не мог бы ты… плюс желаемое действие», г) «Я был бы счастлив, если бы…плюс желаемое». Смысл четырёх вариантов просьбы о помощи в том, чтобы «не просить», не обременять человека, если он не может выполнить просьбу.

Итожа сказанное, следует отметить в первую очередь единство выявленных функций, одновременно реализуемых в одном акте общения, в каждую единицу времени общения. Лишь теоретически вычленяются автономно функции, на практике почти все операции выполняют все функции с разной мерой влияния.

Публикации по теме:

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Жесты и общение. Мимика и общение» Задачи: • развитие представлений детей о жестах и их роли в процессе общения; • развитие представлений детей о мимике и определение эмоций,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Моё педагогическое кредо Моё педагогическое кредо! Вот и наступило долгожданное лето! У нас в Сибири довольно таки жаркая погода стоит! Лето - как известно пора.

Педагогическое мероприятие с детьми раннего возраста «Волшебный песок»Педагогическое мероприятие с детьми раннего возраста «Волшебный песок» Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению неживой природы, развитие познавательного интереса. Задачи:.

Педагогическое эссе «Я — воспитатель». Я каждый день, Как на премьеру, Вхожу в притихший детский сад: Иду сюда не для карьеры – Здесь каждый мне ребенок - надеюсь, рад. Быть.

Педагогическое эссе «Я-Воспитатель» Как трудно быть дневною мамой Для двух десятков малышей, «Дневная мама», - как ни странно, Но это так подходит к ней. В. Саврасова Перед.

Эссе «Мое педагогическое кредо» Мое педагогическое кредо. Сочинение – эссе. На свете много профессий все они очень, нужны и интересны. Но, самая, лучшая - воспитатель.

Эссе «Моё педагогическое кредо» Эссе «Моё педагогическое кредо». По моему мнению, для многих людей детство осталось самой удивительной, чудесной и необыкновенной порой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое общение с детьми
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 12:44
+212Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 92.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД