Соловьева Светлана
Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность детей способствует развитию быстроты, ловкости, выносливости, работоспособности. Двигательная активность детей наиболее целесообразна во время прогулок, как утром, так и вечером. Активная прогулка на свежем воздухе укрепляет здоровье, что очень важно для любого человека, а для ребенка дошкольного возраста особенно. Структура прогулки включает в себя основные этапы:
1. Наблюдение
2. Подвижные и спортивные игры
Публикация «Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке (из опыта работы)» размещена в разделах
3. Индивидуальная работа
4. Самостоятельная деятельность детей
5. Трудовая деятельность
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, я заранее продумываю её содержание, вызываю у детей интерес к ней с помощью игрушек, сюрпризных моментов или рассказа о том, чем они будут заниматься на прогулке.
Выходя на прогулку, дети помогают выносить игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Чтобы прогулка была содержательной и интересной, планирую наблюдения за природой, за окружающим миром, подвижные, спортивные игры, индивидуальную работу по развитию движений, трудовые поручения, которые так же являются неотъемлемой частью прогулки.
Наблюдение провожу в начале прогулки : обращаю внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными.
Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.) Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляет здоровье детей, повышает их работоспособность. Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодное время года в облегчённую одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний. Важно рационально планировать время прогулок. Основная нагрузка в плане физического развития детей ложиться на физкультурное занятия, проводимые на свежем воздухе один раз в неделю.
Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий.
Если занятия были с умственной нагрузкой, то прогулку начинаю с подвижной игры, если предшествовали динамические занятия (физкультурное, музыкальное, то игру организую в середине прогулки.
Подвижную игру начинаем с выбора на роль водящего. Дети сами предлагают выбирать водящего считалкой.
Длительность организованной двигательной деятельности на прогулкесоставляет 30-35 минут.
Подвижная игра проводится со всей группой и повторяется 3-5 раз. При организации известных игр представляется детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.
При разучивании новой подвижной игры чётко, лаконично объясняется её содержания. Отдельные элементы показываются и даже проигрываются. После объяснения сразу переходим к игре и по ходу игры уточняем то, что недостаточно хорошо запомнили дети.
В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который помогает детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.
Побуждаю активно двигаться малоподвижных ребят, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры.
Наши дети любят играть в игры: «Гори, гори ясно», «Мышеловка», «Цепи» и другие.
На прогулке планируются подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Занятость детей во время прогулок, как то использование игр и упражнений снижает возможность травмироваться. В старшем и подготовительном к школе возрасте дети способны самостоятельно организовать любую игру. Индивидуальная работа по развитию основных движений позволяет закрепить навыки и умения, полученные на занятиях. Физкультурные досуги, развлечения на свежем воздухе вносят разнообразие в развитие двигательной активности детей, вызывают желание у них заниматься спортом, расти крепкими и здоровыми.
Затем предлагаю детям игрушки для организации творческих игр. Дети играют в семью, путешествие. Летом выносим кукол, детские коляски, машины, предметы – заместители. Дети самостоятельно договариваются о сюжетах игр, распределяют роли, подбирают атрибуты, игрушки.
Для самостоятельной двигательной активности детей на прогулке, выносим кегли, обручи, скакалки, мячи, песочные наборы, предлагая ребятам заняться самостоятельными играми.
В это время приглашаю к себе детей для индивидуальной работы на закрепление основных видов движений. Это – игры с мячом, метание в цель, упражнения в равновесии, спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы.
Во время прогулки слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замёрз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаю к участию в более спокойных играх.
Также большое внимание уделяю трудовой деятельности детей. Содержание и формы её организации зависит от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена, листья. Зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Также поручаю детям уборку участка от бумажек,различного мелкого мусора, подмести дорожки. В конце обращаем внимание на результаты своего труда. Применяю пословицы: «Кто не работает – тот не ест», «Умелые руки не знают скуки», «Сделал дело – гуляй смело».
Прогулки не рекомендуются завершать подвижной игрой, поэтому мы в конце прогулки играем в малоподвижные, спокойные игры: «Море волнуется, «Узнай по голосу.
По завершению прогулки дети спокойные поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.