МААМ-картинки

Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста в современном детском саду

Татьяна Семилетко
Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста в современном детском саду

В настоящее время приобрела актуальность проблема снижения игровой активности детей, одной из причин которой является распад естественного пути формирования сюжетно-ролевой игры, когда воспитатель придерживается стереотипного представления о ней как о регламентированном процессе и не понимает до конца ее специфики. Другими словами, он не имеет представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе дошкольного детства, не владеет практическими приемами ее организации и не умеет играть с детьми разного возраста.

Публикация «Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста в современном детском саду» размещена в разделах

В современном детском саду чаще всего уделяется большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у дошкольников игры как деятельности.

Для того чтобы однажды возникнув, сюжетно-ролевая игра перешла у ребенка на более высокий уровень развития, ее необходимо грамотно организовать. Для этого воспитателю необходимо знать специфику организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в детском коллективе. А также от воспитателя требуется большое искусство, профессиональное мастерство и любовь к детям, основанная на знании психологии и педагогики детской игры.

В педагогической литературе по дошкольному воспитанию термин «руководство игрой» подразумевает совокупность приемов и методов, которые направлены на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

По мнению Е. И. Рзаевой, руководство сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста предполагает, что воспитатель оказывает влияние на расширение тематики этих игр, обогащает их содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Р. И. Рзаева обозначила следующие основные задачи руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста :

1) развитие игры как деятельности;

2) использование ее в целях воспитания, как детского коллектива, так и личности каждого отдельного ребенка.

Развитие сюжетно-ролевой игры как деятельности обозначает расширение спектра тематики детских игр и углубление их содержания. Одним из важнейших условий развития сюжетно ролевой игры выступает постоянное расширение знаний детей среднего дошкольного возраста об окружающем мире, обогащение их впечатлений.

Развитие сюжетно-ролевой игры проходит поэтапно. Средний дошкольный возраст относится ко второму этапу ее развития, когда воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить от одной роли к другой. К концу данного этапа, дети совместно с воспитателем могут развернуть своеобразную игру – придумывание, которая протекает в речевом плане. Самостоятельно дети могут придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывают друг с другом игровые замыслы. Особенность процесса формирования игровых умений на данном возрастном этапе заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнера. Он занимает позицию ребенка и, сохраняя естественность игры, играет вместе с ним.

Н. В. Краснощекова считает, что для того чтобы развивать сюжетно-ролевую игру у детей среднего дошкольного возраста воспитателю необходимо:

1) изучать интересы детей, выявлять их любимые игры. А также использовать темы игр, которые отражают общественные явления и события, окружающую бытовую жизнь людей;

2) воспитатель должен стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, которое способно увлечь ребенка, и определять предполагаемые роли и средства игровой организации;

3) привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий;

4) создавать воображаемые ситуации. Начало сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста всегда начинается с наделения окружающих предметов переносными значениями. Чем младше дети, тем в меньшей степени у них выражена потребность приблизить игровые предметы к реальным предметам. В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в оснащении игры предметами, значение которых более близко к реальному, «жизненному»;

5) при распределении ролей, воспитателю необходимо стремиться к тому, чтобы удовлетворить игровые потребности всех детей : предложить желаемую роль, установить очередность разыгрывания ролей различной степени активности. Также воспитателю нужно искать возможности для утверждения положения ребенка в детском коллективе посредством игровой роли;

6) воспитателю необходимо стремиться к тому, чтобы в начале игры создать интересную игровую ситуацию, используя различные методические приемы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Или в начале игры распределить главные роли между активными детьми, у которых хорошо развито творческое воображение;

7) воспитателю необходимо стремиться к сохранению игровой ситуации. В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивается самими играющими детьми. Воспитатель лишь помогает этому с помощью определенных методических приемов:

- в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию;

- старается обыграть любое дело детского коллектива;

- все меры педагогического воздействия осуществляет в игровом ключе, не разрушая при этом воображаемой ситуации;

8) необходимо, чтобы завершение сюжетно-ролевой игры вызвало у дошкольников положительное эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни детского коллектива все, то лучшее, что принесла с собой игра.

Как утверждают Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, особенно важным в плане развития и обогащения сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста, является умение воспитателя играть с детьми, т. е. его «игровая позиция».

Игровая позиция воспитателя представляет собой систему его устойчивых отношений к детям, которые проявляются одновременно в игровой роли, социальной функции и личностной позиции. Игровая позиция – это сложное образование, которое включает рефлексию, эмпатию, креативность и собственный игровой опыт воспитателя, являющийся совокупностью практически освоенных умений по оперированию элементами сюжетно-ролевой игры.

В основе игровой позиции воспитателя лежат общие принципы игры:

- самоценность;

- добровольность;

- игровое равенство и др.

Игровая позиция воспитателя предполагает овладение им внутриигровым языком, который выражается в слове жесте, мимике и пластике. При этом игровая позиция обеспечивает включение воспитателя в совместную с детьми сюжетно-ролевую игру и создает условия для развития самостоятельной игры средних дошкольников.

Воспитатель может занимать позицию наблюдателя-консультанта, когда он целенаправленно наблюдает за ходом сюжетно-ролевой игры и оказывает детям необходимую помощь. Также воспитатель может стать координатором-режиссером, устанавливая игровые отношения между участниками сюжетно-ролевой игры. Наибольшего мастерства требует игровая позиция соигрока, когда воспитатель может обозначить себя в непосредственных игровых действиях в рамках игрового содержания, т. е. становится партнером детей по игре. Именно последняя игровая позиция воспитателя, позиция партнера в ходе игрового взаимодействия дошкольников считается важным условием успешной организации игровой деятельности, развитием и обогащением сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.

Н. Ф. Комарова по вопросу руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников выделяет приемы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное воздействие на сюжетно-ролевую игру детей дошкольного возраста осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей их жизни, обновления игровых материалов. Т. е. воспитатель непосредственно не вмешивается в игру. Это позволяет сохранить самостоятельность дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры и вместе с тем вызывает интерес к новой теме игры. А также обогащает содержание уже существующей сюжетно-ролевой игры.

К прямым приемам руководства сюжетно-ролевыми играми в среднем дошкольном возрасте относится ролевое участие воспитателя в игре, в сговоре детей, разъяснение и помощь, советы по ходу игры, предложение новой темы для игры. Перечисленные приемы дают возможность воспитателю целенаправленно оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Основным условием для использования этих приемов, является развитие и сохранение самостоятельности дошкольников в игре. Развитие самостоятельной игры детей среднего дошкольного возраста происходит быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения.

С. Л. Новоселова и Е. В. Зворыгина выработали комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой, представляющий собой систему педагогических воздействий, которые способствуют развитию самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Комплексный метод включает в себя следующие компоненты:

- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта дошкольников;

- совместные (обучающие) игры воспитателя с детьми, которые направлены на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта дошкольников;

- активизирующее общение воспитателя с детьми, которое направлено на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста в современном детском саду имеет свои особенности. К приемам прямого руководства необходимо отнести включение воспитателя в сюжетно-ролевую игру дошкольников, принятие на себя главной роли в игре и изредка – принятие второстепенных ролей. Также сюда можно отнести вступление воспитателя в ролевую беседу с детьми с целью активизации ролевого диалога.

К приемам косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста, прежде всего, относится обогащение их реального опыта в активной деятельности (экскурсии, наблюдения, беседы, поручения с целью расширения межличностных контактов детей, чтение художественной литературы и т. п.). Следующим приемом косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста, является организация воспитателем предметно-игровой среды (введение ролевых атрибутов, новых игрушек, изготовление детьми атрибутов для игры и пр.). Важным также является обогащение социального опыта детей среднего дошкольного возраста в повседневной жизни (экскурсии, наблюдения, беседы, создание воспитателем специальных ситуация, обучающих ребенка налаживать контакты с окружающими и т. д.). И наконец, таким приемом будет создание проблемной игровой ситуации с помощью :

- игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек и пр.);

- активизирующего общения педагога с детьми;

- поощрения;

- привлечения в игру малоактивных детей.

Таким образом, развитие сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста происходит под воздействием окружающей жизни и влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы. Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры. Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста, воспитателю необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр. Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам установить, что руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста должно предполагать : комплексное и последовательное решение задач развития сюжетно-ролевой игры детей; своевременное обновление предметно-развивающей игровой среды; разнообразие и адекватность методов и приемов руководства сюжетно-ролевой игрой воспитанников.

Публикации по теме:

Презентация «Педагогическое руководство театрализованными играми с детьми дошкольного возраста» к педсовету «Театр и дети» Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской,.

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Азбука юного пешехода» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры «Азбука юного пешехода» старший дошкольный возраст (методическая разработка) автор: старший.

Конспект занятия в детском саду для детей среднего дошкольного возраста «Домашние животные» Тема занятия: На бабушкином дворе Цели: — знакомить с домашними животными (их внешним видом, значением для человека); — воспитывать бережное.

Консультация для воспитателей «Руководство сюжетно-ролевой игрой» Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать? Сюжет в игре - это то основание,.

Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности в сопровождении педагога. Задачи: 1. Развитие связной.

Организация сюжетно-ролевой игры среднего дошкольного возрастаОрганизация сюжетно-ролевой игры среднего дошкольного возраста Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные.

Особенности методики руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разные возрастные периоды При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление.

Отчетно показательное выступление на семинаре воспитателей с сюжетно-ролевой игрой «Поездка в театр» в старшей группеОтчетно показательное выступление на семинаре воспитателей с сюжетно-ролевой игрой «Поездка в театр» в старшей группе МКОУ "Охочевская СОШ" Конспект сюжетно-ролевой игры «Поездка в театр» в старшей группе. Провела: Воспитатель группы «Капитошка» Сабельникова.

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду на современном этапе развития дошкольного образования Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, осуществляющей профессиональное психолого-педагогическое.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей среднего дошкольного возраста У детей в возрасте 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место. Она развивает у ребёнка кругозор, мышление, фантазию, речь. У ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста в современном детском саду
Опубликовано: 16 октября 2018 в 17:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД