Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе

Мария Фатеева
Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе

Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия взрослого и ребенка в процессе реализации образовательной деятельности. Ключевым условием, обеспечивающим качество взаимодействия становится умение педагогов реализовывать технологии педагогического сопровождения. Именно технология сопровождения обеспечивает оптимальные условия для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей. Технология сопровождения позволяет предупредить возникновение проблем развития ребенка, оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. Как показывают современные исследования, при переходе из дошкольного в младший школьный возраст, многие дети оказываются неготовыми к образовательной деятельности в школе, что обуславливается недостаточной сформированностью компонентов готовности к школьному обучению. Таким образом, становится важным разработать проект педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе.

Готовность к школе определяется как сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной и личностной сферы старшего дошкольника, что позволяет ему успешно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности и социальной позиции учащегося.

Подготовка старших дошкольников к школе это процесс, направленный на развитие следующих компонентов готовности: интеллектуального, позволяющего ребенку усваивать учебный материал, социально-психологического, направленного на формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей; физического, предполагающего развитие учет функциональных возможностей ребенка и состояние его здоровья, а также личностного, направленного на формирование отношения ребенка к школе и его самосознания.

Семья и ДОУ – это партнеры, которые обладают общей целью и задачами, строящие свою деятельность по формированию готовности старших дошкольников на основе взаимопонимания и открытого диалога.

Взаимодействие это процесс совместной деятельности воспитателя и родителей, основанный на их взаимопонимании по вопросам содержания, форм осуществления подготовки современного ребенка к школе и взаимной потребности добиться высоких результатов готовности его к школьному обучению. Реализуя общие цели, педагоги и родители в значительной степени повышают уровень готовности детей к школе, что в свою очередь блокирует различные проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие личности ребенка, его мотивации, сознания и пр.

Прогрессивная стратегия взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей вырастает на качественно новых ценностях гуманистической парадигмы образования. Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями.

Был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было - изучить особенности взаимодействия детского сада и семьи при подготовке старших дошкольников к школе. Проводился он в два этапа: на первом - определялись особенности готовности старших дошкольников к школе и уровни их готовности; на втором- выявлялись представления педагогов и родителей о готовности старших дошкольников к школе и изучались особенности практики взаимодействия детского сада и семьи в подготовке к школе. Полученные результаты констатирующего эксперимента доказали, что существуют проблемы: недостаточное развитие мотивационных и познавательных компонентов готовности детей старшей подготовительной группы к школе; представления родителей о готовности ребенка к школе сводятся к обучению детей письму и чтению, что влияет на формирование у детей ясного представления о школе.

На основе данных исследования разработана этапная педагогическая технология, которая направлена на:

- развитие мотивационного и познавательного компонентов готовности ребенка к школе;

- организацию более активного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по вопросам подготовки детей к школе;

- расширение вариативности форм взаимодействия с родителями;

- повышение компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников при подготовке ребенка к школе, о современных подходах к готовности;

- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

Считаем, что разработанная нами педагогическая технология должна реализовываться на протяжении всего периода старшего дошкольного возраста (в течение двух лет). Таким образом, взаимодействие разворачивается как совместная деятельность субъектов в форме сотрудничества, параллельного действия, взаимного дополнения и координации. Такое взаимодействие приводит к преодолению неподготовленности ребенка к школе.

Список литературы

1. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М. В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т. И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З. А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А. Г. Гогоберидзе. - СПб., 2005.

2. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе. Педагогический альманах «Детство» - Санкт-Петербург: №1 – 1998

3. Бабаева Т. И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13 – 15.

4. Березина Т. А. Взаимодействие детского сада и семьи как условие реализации программы «Детство» / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М. В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т. И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З. А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А. Г. Гогоберидзе. - СПб., 2005.

5. БезрукихМ. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М., Дрофа, 2015

6. Воронина О. И. Педагогическое сопровождение семьи в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе. - Спб.:2009.- 126с.

Публикации по теме:

Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе Аннотация Актуальность темы определяется тем, что процесс формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Консультация для родителей «Подготовка к школьному обучению. Виды готовности к школе» Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой. Готовность ребенка определяется его - физическим развитием.

Педагогическое партнерство ДОО в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза.

Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке»Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Колосок» муниципального образования город-курорт Анапа.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Психолого -педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Коршикова Елена Григорьевна г. Санкт.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе
Опубликовано: 3 мая 2018 в 20:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Фотоотчет занятия «Овощи»
Овощи ( Лепка из глины) Программное содержание. Учить лепить из глины предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику рук и память....
Развлечение «Что у Осени в корзинке?»
В подготовительной группе я с помощью ребят подготовила развлечение "что у Осени в корзинке? " Главным персонажем, Осенью, была Кира. Мы с ребятами в игровой...
Дидактические пособия по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста...
Дидактические игры для пальцев рук являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они увлекательны, захватывают ребенка элементами...