Александра Хассан
Педагогическое сопровождение семьи в процессе гендерного развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профессионально ориентированному педагогу важно не только знать общие возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Гуманизация дошкольного образования предполагает формирование самобытной творческой, активной личности, когда в центре внимания педагога стоит конкретный ребенок, имеющий такую личностную характеристику, как психический пол.
Половое воспитание – совокупность воспитательных и просветительных влияний на ребенка, сконцентрированных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между мужским и женским полом в общественной и личной жизни.
Публикация «Педагогическое сопровождение семьи в процессе гендерного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Тема гендерного воспитания детей привлекает интерес общества и государства в силу того, что в современном мире социокультурный информационный фон искажает психологические стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (феминности, что способствует неблагоприятной полоролевой социализации и приводит к частичному, а иногда и полному, исчезновению истинно мужественных качеств у мальчиков и юношей и женственных – у девочек и девушек.
Смысл термина «гендерное развитие» заключается в развитии ребенка в соотношении с гендерной ролью, в подготовке к реализации социальной роли мужчины и женщины в будущем.
В качестве основных средств развития женственности и мужественности у детей в семье используются этические беседы ; литературные викторины; рассматривание картин и репродукций художников о счастливых семьях, о доброжелательных взаимоотношениях между родными, их взаимопомощи ; разыгрывание театрализованных проблемных ситуаций; организация трудовой деятельности; различные виды игр (строительно-конструктивные, игры-драмматизации, сюжетно-ролевые).
В целях того, чтобы родители безошибочно провели свою работу по развитию гендерных представлений у детей дошкольного возраста, следует действовать по ниженазванным принципам:
1. Принцип научности: предлагает отражение в представляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.
2. Принцип активности: заключается в том, чтобы не дожидаться появления проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости создавать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3. Принцип учета личностной ориентации: предполагает соответствие возрастным особенностям, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Перечисленные особенности определяют отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
4. Принцип интеграции программного содержания: данный проект выступает как составная часть программы «Детство», такая интеграция актуальна, прежде всего, на занятиях по ознакомлению с социальным миром.
5. Принцип комплексности: заключается в планировании и оценке определенных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.
6. Принцип непрерывности (преемственности): основывается на том, что половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.
7. Принцип дифференциации педагогического процесса: подразумевает учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
8. Принцип единого подхода родителей и педагогов: заключает в себе общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания. Его цели, средства и методы, содержание зависит от возраста детей.
Важность потенциала семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничена. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие детям люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально- типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.