Галина Кукушкина
Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Для эффективности образовательного процесса, необходима согласованность воздействия воспитателей одной и той же группы на детей, плюс согласованность с семьей ребенка. Семья для ребенка- это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему вместе - детский сад плюс семья. Сейчас уделяется много внимания укреплению семьи, но вместе с тем все чаще звучит обоснованная тревога по поводу недостаточного участия родителей в жизни своих детей. И в связи с этим встает вопрос о необходимости поднять ответственность взрослых за воспитание детей, начиная с самого раннего возраста. Обычно мы начинаем предъявлять определенные требования папам и мамам, когда их дети учатся в школе. А к этому времени у многих родителей уже сформирована психология иждивенческого подхода к государственной системе воспитания. Мы стараемся работать вместе с родителями, включать их во все сферы нашей жизни. Но такой подход предполагает и обратную связь. Родители, отдав ребенка в дошкольное учреждение, вправе спросить с нас за качество работы.
Публикация «Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса» размещена в разделах
А эффективность работы с детьми зависит во многом от степени умения воспитателя видеть себя глазами детей, предвидеть наиболее значимые особенности своего воздействия на воспитанников. Только при этом условии педагог сможет корректировать и свое поведение, и свое воздействие. Ведь не секрет: высказанное мимоходом мнение воспитателя, о каком- либо ребенке- точный ориентир для сверстников для создания собственных оценок. Видеть себя глазами детей - одно из важных качеств воспитателя. В контакте с воспитателем происходит становление и формирование ребенка как личности. Сосредоточенный на обучающей стороне педагогического процесса, воспитатель упускает главное: только личность может воспитать личность. Внимание к личности воспитателя должно способствовать его роли в педагогическом процессе детского сада, способствовать творческому отношению к обязанностям.
Дети приходят в детский сад не по своей воле и не всегда охотно. Уклад жизни дома, требования к малышу в семье отличаются от того, с чем он сталкивается в детском саду. Потребности в понимании, во внимании к его детским проблемам не всегда бывают удовлетворены. Обиды скапливаются в душе ребенка и проявляются по- разному, в зависимости от ситуации, характера, темперамента: один плачет, жалуется; другой замыкается в себе, страдает молча; третий не таясь, высказывает свое отношение к происходящему, выплескивает гнев на того, кто рядом, на того, кто не внушает боязни. И помощь воспитателей нужна практически всем малышам. Важно постараться понять каждого ребенка, его духовные нужды. Период адаптации ребенка в детском саду может быть различным. Но в итоге дети должны почувстствовать себя комфортно и понять, что воспитатель не строгий «судья и надзиратель», а умный, справедливый и доброжелательный взрослый. Он может помочь наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками, помочь найти друзей.
Никогда не следует создавать у ребенка ощущение, что он плохой. Это очень вредно влияет на формирование его характера, и нередко на здоровье. По мнению психологов, все люди обладают равным потенциалом добрых и злых чувств, но каждый распоряжается своим багажом по- разному. Когда один ребенок бьет другого, чтобы отнять у него игрушку, которая ему нравится, нужно его остановить. Но еще больше нужно, чтобы его успокоили и объяснили, что он поступил так не потому, что он плохой, а потому, что не смог пересилить свое желание. Ему надо объяснить, что есть действия, которые нельзя допускать впредь, но можно понять. (пример из своей практики)
Очень часто, когда мы наказываем ребенка, мы теряем больше, чем приобретаем. Воспитатель должен уважать личность ребенка.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, воспитатели совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Суть заключается в том, чтобы работать вместе слаженно, как одна команда - «детский сад, родители, дети». И с детьми быть на равных. Никогда их не обманывать, а стараться понять, объяснить, помочь. Тогда они будут нам доверять, и мы сможем добиться наилучших результатов в воспитательно-образовательном процессе.