Папки-передвижки

Педагогическое эссе «Колыбельная педагогика»

Елена Тарбаева
Педагогическое эссе «Колыбельная педагогика»

«Человек, если помнит главные песни своего народа,

никогда не перестанет быть его настоящим сыном»

А. Николаев

«Нет песни – нет калмыка»

(народная пословица)

Очень часто перебирая в памяти, года моего детства, я вспоминаю столь близкий сердцу голос мамы, который трепетно и нежно напевает мне колыбельную. Эта песнь окутывает меня, а голос завораживает.

В ней слышится история народа, груз забот, переживаний, чаяния и надежды многих веков, тысячелетий нравственных ценностей, духовных сокровищ. Тысячелетия…

И все это в тихом напеве, под свечение звезд, до которых сотни световых лет.

Публикация «Педагогическое эссе „Колыбельная педагогика“» размещена в разделах

К сожалению, язык, его красота, чистота многогранность все реже передаются матерью с первого дня появления младенца на свет. Матери перестают петь своим малышам колыбельные песни, а ведь это не только нежность, любовь, выраженные теплыми интонациями, но и естественная передача живого языка, подготовка к самостоятельной речи ребенка. А ведь именно проблема развития речи ребенка, вопросы освоения законов языка, стали наиболее актуальны в последние годы.

Язык и речь – неотделимые и беспредельно дорогие понятия для каждого человека. И в жизнь детей они входят с первого их вздоха и постигаются с течение всей жизни, но первые уроки вхождения в язык даются матерью колыбельной песней. Поэтому естественно, что с пеленок, ребенок начинает усваивать чистые звуки речи. Малыш еще не понимающий смысл исполняемого, улавливая мелодику, тон, темп, ритм, ощущает нежность, тепло и накапливает, пока еще не большой опыт развития собственной речи. Не беда, если пытаясь повторить то или иное слово колыбельной, ребенок допускает неточность в воспроизведении звуков, слов, фраз. Он и сам творит слова, постепенно вникая в законы строения родного языка. При удобном случае присмотритесь, как в ответ на голос матери дитя первоначально воспроизводит только отдельные звуки, а впоследствии слова колыбельной. Не это ли чудо!

Глубоко прав Р. Гамзатов, утверждая: «Песнь матери – главная песнь в мире, начало всех человеческих начал. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы передачи живой души народа. Первая улыбка и последняя слеза – вот что такое она». Г. Н. Волков в своих работах отмечает, что колыбельная педагогика – самая природосообразная педагогика за всю историю человечества.

Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, ибо она неразрывно связана с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок требует особого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет. Для него самый милый голос – это голос матери, самый родной язык – язык, на котором она поет колыбельные песни, укачивая его. Они успокаивают, убаюкивают его и наполняют его мир волшебными звуками, красотой звучания речи и плавность мелодики языка в исполнении самого родного человека на всем белом свете.

Колыбельная песнь – это семя, посеянное матерью в чувствах и мыслях ребенка. Через песню, через речь мать проникает глубоко в его дух и тело, так пишет О. Д. Мукаева, так гласит классическая педагогическая мысль и многовековая мудрость народа.

В народе про никчемного человека говорят: «наверное, мать не пела над его колыбелью», а про злого, что лежа в колыбели, он слушал не песни, а ругань. Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Поэтому высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал напевные звуки речи. И это в дальнейшем во многом предопределит его речевое развитие и послужит основой для накопления языковой памяти ребенка.

Не имея совершенно никаких представлений ни о существовании памяти детства, ни об исследованиях ученых-психологов, уже сотни тысяч лет матери отдают своим детям лучшие порывы народной души в колыбельных песнях. Материнское чувство совершенствовало поэзию, плавность речи, мелодику языка для наиболее мягкого, легкого вхождения в язык малышами.

Сегодня, к сожалению, в семье не культивируются колыбельные песни, проявление ласки и нежности, сопровождаемые потешками и прибаутками. Как важно нашим мамам, сознательно прибегать к силе колыбельной песни, ибо только ей дана возможность раскрытия тайны познания родной речи посредством приобщения к великому творению народа.

Моей педагогической верой и человеческой убежденностью является то, что освоение строя речи детьми, их понимание красоты языка, освоения звуковой культуры таится в безграничной силе колыбельной педагогики.

Я не призываю вас, а лишь прошу, подарите своим детям и внукам щемящую душу, широкие, бесконечные, как сама степь, песни, услышанные и принятые миром.

Публикации по теме:

«Мое призвание — педагогика». Эссе "Мое призвание - педагогика" Эссе обо мне и моей работе «Не дай Вам бог жить в эпоху перемен», - гласит известная китайская мудрость. Однако.

Эссе «Педагогика — это моя стихия» Педагогика - это моя стихия «С детьми всегда должна быть рядом, Даря тепло и согревая взглядом, Их в мир прекрасного вести И помнить заповедь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое эссе «Колыбельная педагогика»
Опубликовано: 10 мая 2015 в 13:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД