Педагогика Марии Монтессори

Регина Шарипова
Педагогика Марии Монтессори

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. В течение XIX – XX веков в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития воспитательных систем. Для современной Российской системы образования также характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы ХХ века. Вместо прежних единообразных школ и детских садов стали появляться гимназии и прогимназии, лицеи, колледжи, центры развития разных профилей и направлений. Все это в большей мере отвечает запросам современных детей и их родителей, дает возможность уйти от за формализованных методов обучения, создать базу для апробации новых педагогических программ и технологий. Достаточно актуальна для таких инноваций идея свободного воспитания. Это направление в воспитании привлекательно тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия. Одним из наиболее ярких представителей свободного воспитания можно назвать Марию Монтессори, итальянского педагога, философа, врача, которая разработала свою антрополого-педагогическую систему в конце XIX – начале ХХ века. На сегодняшний день её педагогическая система является популярной моделью воспитания, она очень актуальна во многих образовательных учреждениях. Детские сады и школы, работающие по системе Марии Монтессори, есть во всех европейских странах. Более того, педагогический проект этого педагога будет получать все большее распространение в нашей стране. Ведь он в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО.

Я работаю в Монтессори саду - воспитателем второй младшей группы, поэтому мне близка и интересна система Марии Монтессори. Она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Ее интересовала вся жизнь ребенка - со дня рождения до гражданской зрелости. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневным живым наблюдениям за поведением, настроением и состоянием детей.

Родилась Мария Монтессори 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле, была единственным ребёнком Алессандpо и Рейнильде Монтессори. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые.

Закончив школу, Мария с помощью возможностей семьи получила высшее образование, что для женщины в традиционном итальянском обществе того времени было неслыханным делом. Закончив Римский университет, Мария стала первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук и звание профессора антропологии и гигиены.

Следующим значимым этапом в жизни Монтессори был переворот в педагогике. Изучение детской психологии и педагогики привело Марию к мысли, что проблемы умственно отсталых детей — это не только медицинские, но, главным образом, педагогические. По её мнению, с такими детьми нужно учиться работать не в больнице, а в школе.

В дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии. 6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, М. Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу в Сан-Лоренцо для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, Мария Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Система Марии Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв., суть которой заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности[1]. Педагогическая традиция, ориентированная на активизацию внутренних ресурсов человека берет начало в деятельности педагогов Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребеля, Л. Н. Толстого, К. Ф. Ушинского и др.

Система Монтессори является ярким представителем педагогики свободы. Свобода по Монтессоривыражается в способности выбирать наилучшее для себя и другого и реализуется в следующих аспектах: свободе выбора занятия, материала, товарища для совместной работы, свободе общения, которая формирует чувство уверенности, свободе рефлексии, дающей ребенку возможность для обдумывания своих действий. В плане дисциплины представляют интерес сами по себе возникающие ограничения свободы. Свобода ограничивается интересами коллектива, наличием знаний о пользовании тем или иным материалом, правилами игры или учебного труда. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения исключается в Монтессори-педагогике.

Детей, обучающихся по системе Монтессори, возможно, нельзя назвать более развитыми, по сравнению с другими детьми, просто они более самостоятельны. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему. Именно этот факт можно считать показателем полноценной реализации на практике главного девиза Монтессори-педагогики – "Помоги мне это сделать самому! "

Поиск путей реорганизации учебно-воспитательного процесса на Западе в первой половине XX века был направлен на обновление содержания, форм и методов воспитания и привел к созданию нескольких школ нового типа, характеризующихся гуманистическим подходом.

В числе ее трудов - «Метод научной педагогики», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе», «Воспитание гуманного потенциала», научно-методические разработки по преподаванию математики, обучению чтению и письму в детском саду (до 6 лет, начальной школе (6-12 лет) и средних учебных заведениях (12-18 лет).

Система М. Монтессори строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори-общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития.

Монтессори говорила о существовании мира детства, где развитие ребенка подчинено особым законам. Центральным основаниями ее концепции были положение об уникальности природы и жизни ребенка, спонтанном и творческом развитии детей во взаимодействии с окружающей средой. Деятельность ребенка трактуется как бессознательное проявление природной способности построения собственной личности, удовлетворение внутренних потребностей в действиях, максимальное проявление энергии.

М. Монтессори разработала оригинальный метод воспитания и обучения детей посредством создания особой образовательной среды, обеспечивающей развитие ребенка, в логике естественного роста его организма и опоры на внутреннюю активность. Она требовала видеть в ребенке самостоятельного саморазвивающегося человека. Не случайно девизом Монтессорисадов являются слова: «Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори-садах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей.

В процессе разработки своей методики, Мария Монтессори позволяла детям самостоятельно заниматься тем, чем они хотят, а сама наблюдала за их действиями со стороны. Благодаря этому она смогла иначе взглянуть на роль взрослого рядом с детьми. По её мнению, от воспитателя необходимо только создать благоприятные условия и лишь слегка помочь ребёнку, в таком случае, он сможет развиваться сам. «… Мы знаем, как находить жемчуг в устричных раковинах, золото в горах и уголь в недрах земли, но не знаем о духовных сокровищах, которые открывает в себе ребёнок, вступая в наш мир.» - писала она.

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

Одной из наиболее значимых идей её системы являлась идея тьюторства - то есть индивидуального подхода к каждому ребёнку. В своем фундаментальном труде «Метод научной педагогики» Мария Монтессори пишет: «В моем методе наставница мало преподает и много наблюдает. Главная же ее задача - направлять психическую деятельность детей и их физиологическое развитие. Вот почему я заменила название «воспитательца» словом руководительница, наставница.. Ее руководство гораздо сложнее и важнее того, какое обычно имеется в виду, ведь наставница руководит жизнью и душой ребенка».

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории», представленной ею в ряде поздних работ, в том числе в докладах «Место человека в творении» (Лондон, 1935) и «Космическое воспитание» (Индия, 1945). Согласно этой теории, все в мире - растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной. М. Монтессори пишет, что космическая теория признает во всем творении единый план, от которого зависят не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и смысл жизни - не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, а оказать влияние на окружающую среду и достичь в ней определенной цели.

Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности. Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М. Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений

Многие ее идеи уже стали общим местом в области педагогики, в частности, дошкольной. На сегодняшний день, кажется, никто ещё не смог создать лучший, чем она, дидактический материал, поскольку она в процессе своей кропотливой работы отобрала именно тот, который стимулировал естественное развитие малышей. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребёнком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста, искала возможности помощи в этом росте со стороны взрослого.

Большая часть её многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией, часть отвергнута, как предрассудок, господствующий в науке её времени. Но главное, это то, что её методика позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе, соответствующем его способностям.

Каждый человек, соприкоснувшийся с педагогикой Монтессори, вдруг начинает ощущать нехватку чего-то важного в своем образовании, что, в конечном счете, подводит его на путь само исследования и, прежде всего, на личностном уровне, и гораздо более глубинном, чем профессиональном. Люди, которым посчастливилось по-настоящему окунуться в педагогическое пространство Монтессори, всегда ощущают физическое наслаждение от свободы общения с детьми, которое, как правило, сопровождает их в течение всей жизни.

Публикации по теме:

Аналог шумовых коробочек МонтессориАналог шумовых коробочек Монтессори Здравствуйте всем! Хочу с вами поделиться своим вариантом шумовых коробочек. Немного предистории. На прошлый Новый год младшей дочке Дед.

Фотоотчет об открытии комнаты МонтессориФотоотчет об открытии комнаты Монтессори Уважаемые друзья, коллеги! Сегодня хочу опять вас пригласить в Центр развития ребенка «Планета Детства». В этом учебном году наш Центр расширился,.

Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии»Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии» .

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Проект «Мягкая педагогика»Проект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.

Монтессори игры своими рукамиМонтессори игры своими руками Согласно методике воспитания Марии Монтессори материалы, сделанные своими руками - это все,что нужно для развития ребенка. "Образование.

Автор публикации:
Педагогика Марии Монтессори
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 11:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

Фотоотчёт о занятии по аппликации «Цветочек для мамы» в средней группе
Цель: Вызвать у детей интерес к подготовке открытки. Учить изготавливать цветок из цветной бумаги. Развивать композиционные умения, чувство цвета, мелкую...
Фотоотчёт об изготовлении подарка питомцу ко Дню кошек в России
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том, как мы делали подарки ко дню кошек. 1 марта – первый весенний день, а ещё...
Сюжетно-ролевая игра «Модельное агентство «Модницы»
Сюжетно – ролевая игра модельное агентство «Модницы» Цель. Создание условий для развития познавательной и игровой деятельности. Задачи: Продолжать...