Получи документы

Педчас. Знакомство с народным творчеством и народными традициями

Алла Дягилева
Педчас. Знакомство с народным творчеством и народными традициями
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? "Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".

Публикация «Педчас, Знакомство с народным творчеством и народными традициями» размещена в разделах

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину. Нам педагогам необходимо донести и раскрыть детям красоту нашего родного края, показать особенность и богатство промыслов наших предков.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Если человек родился и рос

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни, колядки справлял,

Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет.

Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа. Приобщается к его культуре. Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. Загадки — один из древнейших малых жанров славянского фольклора. Специалисты считают, что по своему происхождению загадки ритуальны и связаны с магией. Загадка хранит в себе силу истинного слова, она связана с гаданием и ворожбой.

В наши дни загадка практически полностью ушла в раздел детской литературы, но раньше ситуация была совсем иной. Осенью и зимой, когда все дела переделаны, а за окном бушует метель, наши далекие предки любили собраться возле печки и поучаствовать в занимательных вечерах-викторинах.

Поскольку раздел у нас посвящен Карелии, я расскажу сегодня именно о карельских традициях загадывания загадок. Как всегда, на Русском Севере имелись свои интересные особенности.

Итак, практически в каждой карельской деревне с незапамятных времен и вплоть до середины 20 века рубили специальную избу (такой прообраз сельского клуба, где один-два раза в неделю селяне собирались на посиделки. Называлось это «сумерничанием» (от слова «сумерки»). Женщины и девушки приходили в «клуб» с каким-нибудь рукоделием, а мужчины и парни помоложе брали на себя задачу всячески их развлекать. На таких посиделках молодежь приглядывалась друг к другу: девушки незаметно хвастались своим мастерством и домовитостью, а парни – умом и находчивостью. В ход шли песни, сказки, прибаутки и, конечно же, загадки.

Загадка для жителей Карелии, всегда была чем-то вроде состязания, но одновременно являлась и частью действенного магического ритуала. На полном серьезе считалось, что подобное времяпрепровождение привлекает добрых духов, поскольку все они ужасно любопытные существа. Удачные отгадки приводят их в восторг, и в благодарность за доставленное наслаждение духи могут сделать так, что и скот в деревне будет плодиться, и молодняк хорошо в весе прибавлять. Духи, растрогавшись, могут даже помочь напрямую: найти пропавшие вещи (особенно это отчего-то касалось утерянных ложек, а то и удачей и везением наградить самых умных и сметливых. Поэтому участие в вечерах-викторинах всегда было в Карелии делом уважаемым и серьезным.

Как правило старшие и опытные загадывали загадки молодым, которые только приобщались к этому искусству. По карельским деревням издревле ходили искусные «сказители загадок». Ни одна ярмарка или престольный праздник не обходились здесь без выступления "сказителей загадок".

Загадки были обязательным элементом свадебного ритуала и сватовства. В Карелии жениха вполне могли не пустить в спальню к невесте, пока парень не отгадает всех положенных загадок и не пройдет до конца своеобразное испытание.

Для детей загадки играли ту же роль, что и математика в современной школе: учили мыслить, развивали логику и прививали нестандартный подход к решению задач.

Поскольку загадывание загадок было, как уже сказано, ритуалом, то в нем соблюдались правила и запреты. Так, загадывать загадки можно было лишь в сумерках, а вот глубокой ночью это становилось уже опасно. Карелы верили, что в ночи обязательно придет Хозяйка Загадок и будет стучать в окна – и попробуй только, не впусти ее! Если загадки и загадывали на ночь глядя, то исключительно во взрослой мужской компании, когда все дети и женщины уже удалились.

Прежде чем собраться на сумерничание, пол в карельской избе-клубе подметался наоборот: от двери к стене. Обязательно приглашался колдун или шаман – именно он и звал в гости Хозяйку Загадок. Она на святки предсказывала людям судьбу, но не всем подряд, а только самым умным. Поэтому сначала устраивали разминку, тренировочный тур, когда мужчины (а участвовать в обряде мог только сильный пол) соревновались, кто лучше придумает загадку и кто лучше ее отгадает.

Человек, не умеющий отгадать ни одной агадки, был в Карелии всеобщим посмешищем. Его отправляли в шутку «стирать женские носки". Но на этом могли и не остановиться. Иногда проигравшему мазали лицо сажей и посылали к проруби умываться. Или заставляли водить лбом по бревенчатой стене, чтобы «заострить ум». На первый взгляд эти и подобные наказания выглядят как фарс, но восходят они к древним магическим обрядам.

Тот, кто хорошо отгадывал загадки, в Карелии всегда пользовался почетом. Его усаживали в гостях на самое лучшее место в избе — к печке.

К сожалению, современное поколение в Карелии, наверное, является последним, кто помнит старые традиции и знает загадки. Главным хранилищем народной истории являются книги, но многие карельские авторские загадки не могли быть сохранены в веках (письменности в Карелии долго не существовало) и передавались только из уст в уста, а ныне (после кровопролитных войн и революций) безвозвратно утеряны.

И все же некоторые загадки энтузиасты успели записать. Сейчас я предлагаю вам ознакомиться с ними.

Первая часть — это загадки для всех.

Вторая часть — только для тех, кому исполнилось 18 лет)

Блок 1 (для всех)

1. Что в избе само сделалось? (Щели)

2. Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает (Иголка с ниткой)

3. Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)

4. Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. Кто это? (Сорока)

5. Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)

6. У кого глаза в ушах (Ушат)

7. Черная птица красные яйца высиживает. (Чайник на углях)

8. Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые. (Поле)

9. Кипит-бурлит, но через край не переливается. (Озеро)

10. Лебедь летит, крыльями помахивает, с крыльев воду отряхивает. (Лодка)

11. Дед старый, шуба новая. Каждый год заново шубу шьют, а потом распарывают. (Лёд на озере зимой)

12. Одна изба — пять горенок. (Перчатка)

13. Сарай овечек полон, а посредине баран стоит. (Звезды и месяц)

14. Гость в дом заходит, кому он первому руку подает (Деревянная ручка)

15. В воде родится, а воды — боится. (Соль)

16. Скрипит, в стене стоит, в доме рождается, в лесу растет. (Дверь)

17. Сидит баба в углу: руки расставлены, рот раскрыт. (Печь)

Блок 2 (18+)

1. Белое ест, черным гадит. Кто это?

2. Против клети на повети парень девушку лечит, только палочка звенит.

3. Выше колена, ниже пояса — в черное вставляется.

4. Для задницы блаженство, к заднице льнет, в задницу не помещается.

5. Четыре девицы в одно ведро мочатся.

6. Пришел мил, при всем народе повалил. Хоть стыд и срам, а пуще хочется.

7. Старуха внизу, старик наверху, густой лес на животе.

Ответы на блок 2

Лучина, замок и ключ, нож и ножны, банный веник, вымя коровы, сон, брёвна и мох.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Отчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группеОтчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группе Фотоотчет по проекту «Знакомство с народными промыслами»в средней группе Добрый день, уважаемые гости странички! Приглашаю Вас на виртуальную.

Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами»Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами» Уважаемые коллеги!В этом году наш детский сад работает по теме, связанной с народным творчеством, народными промыслами. Народное творчество.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Знакомство детей с народным творчествомЗнакомство детей с народным творчеством Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педчас. Знакомство с народным творчеством и народными традициями
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 14:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педчас. Знакомство с народным творчеством и народными традициями» (включая файлы) размещена пользователем Алла Дягилева (УИ 855923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД