МААМ-картинки

Деловая игра «Прабабушкина школа». Устное народно-патриотическое творчество в воспитании дошкольников

Елена Кузьменко
Деловая игра «Прабабушкина школа». Устное народно-патриотическое творчество в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Уточнить и систематизировать знания педагогов о жанрах русского фольклора;

Познакомиться с различными жанрами русского фольклора. Его классификацией, спецификой применения в детском саду;

Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

Правила игры:

Уметь слушать других.

Вырабатывать общее решение вопроса.

Принимать активное участие в игре.

Не оспаривать оценку жюри.

Соблюдать культуру речи и тактичность.

Атрибуты игры:

Эмблема команды.

Значки капитанов.

Песочные часы.

Публикация «Деловая игра „Прабабушкина школа“, Устное народно-патриотическое творчество в воспитании дошкольников» размещена в разделах

Диск с записью музыки.

Табло результатов.

Ведущий представляет команды, жюри и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра начинается.

Вступление:

«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море-окияне, на острове Буяне стоит бык печёный. А у него в боку нож точёный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это ещё не сказка, только присказка, а кто будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублёв на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье…»

Я начала этот педсовет с этой дразнящей присказки, которая означает: приготовься ко всему и не смей перебивать, тогда сам всё увидишь.

Сегодняшний наш педсовет посвящён фольклору. День за днём, год за годом ребёнок растёт, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.

Теоретическая часть:

Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать: «Моя бабушка говорила…» И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак – атаманом будешь»; наставляют: «Умей вовремя сказать. Вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить – себя губить»; вразумляют: «Береженого Бог бережёт»; примиряют: «Стерпиться – слюбиться». И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни. Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл лишь тогда, когда взрослые сами бережно, вдумчиво относятся к родному языку.

Время конца ХХ – начала ХХI века оказалось для России тревожным, трудным. И тут бы вспомнить слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».

Сохранить бы, сберечь этот древний, надёжный, волшебный посох, опереться на него – ан нет! Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык! Всё заменяющее американское «о кей!» и ничего не заменяющее, но клейкое, как смола, русское «как бы», лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодёжный лексикон – всё это угрожает языку, а значит, и всей нашей культуре.

В чём спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Болезнь слишком сложна и опасна. Но бесспорно одно фольклор – как святая вода, омывающая и очищающая от скверны всё, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского слова.

Практическая часть:

Игра «Прабабушкина школа»

Задание № 1.

Перечислите, что относится к детскому фольклору? (пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, частоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши, докучные сказки, народные игры).

Задание №2

Назовите наиболее часто встречаемых персонажей народных сказок (Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.).

Задание №3

Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.)

Задание №4

Назовите, как обычно начинается русская сказка (жили-были, в некотором царстве,

на море-океане, было у старика, у одного (ой, жил-поживал)

Задание№5

Назовите русских былинных богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка, Святогор, Микула Селянович)

.

2Игра «Ромашка»

Члены команды по очереди выбирают для всей команды вопросы, отрывая лепесток «ромашки».

Вопросы:

- в чём вы видите воспитательное значение сказки в воспитании детей дошкольного возраста? (сказка является сильнейшим средством воздействия на ребёнка радуются удачам героя, ненавидят зло и т. д. ; развивает воображение, без которого невозможна умственная деятельность. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, уважительного отношения – «поклониться в пояс», «ты бы прежде меня накормила, напоила, в бане выпарила»).

- в какие режимные моменты целесообразно включение различных жанров устного народного творчества? (во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно).

- перечислите русские народные сказки, входящие в «Программу…» старшей группы. (Заяц-хвастун, Царевна – лягушка, Лиса и кувшин, Крылатый, мохнатый да масляный, Сивка-Бурка, Финист-ясный сокол, «Хаврошечка», Никита Кожемяка, Докучные сказки).

- какая работа, на ваш взгляд, должна проводиться с родителями по художественно-речевому воспитанию (занятия с родителями, повышающие уровень знаний о сказках, потешках, колыбельных песенках и т. д. и дающие практические навыки рассказывания;

привлечение родителей к организации фольклорных праздников, детских постановок по сказкам, семейный конкурс рисунков по сюжетам сказок и т. д.).

- значение колыбельных песен в ознакомлении детей с окружающей жизнью. (в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие).

3 «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»

Задание № 1.

Определите, где пословица, а где поговорка:

«Одного поля ягода» - поговорка

«С больной головы на здоровую» - поговорка

«Чужими руками жар загребать» - поговорка

«Что не болит, то и не плачет» - пословица

«Мал золотник, да дорог» - пословица

«Лучше торговаться, нежели воровать» - пословица

«Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, но без притчи, без суждения, заключения применения, это только первая половина пословицы»

(по В. И. Далю). Поговорка весьма близка к пословице, стоит лишь одно прибавить слово или сделать перестановку, из поговорки выйдет пословица.

Задание № 2.

Переведите пословицу, поговорку на русский язык:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее»(англ.)«Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.)«Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)«Язык до Киева доведёт».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.)«Соловья баснями не кормят».

Задание № 3.

Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Нужно вспомнить вторую часть пословицы.

«Молодо – зелено, (погулять велено)»

«Вольному - воля, (спасённому – рай)».

«Голод - не тётка, (пирожка не подсунет)».

«Знай наших, (последняя копейка ребром)».

«На чужой каравай рот не разевай, (а пораньше вставай и свой затевай)».

«Язык мой – враг мой, (прежде ума глаголет)»

Задание № 4

Отгадайте русские загадки:

Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (жизнь)

Чувство, которое любого красит. (стыд)

Шарю - пошарю, в угол встану. (веник)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)

Зимой нет теплей, а летом холодней. (печка)

Что не сеяно родится. (трава)

Задание № 5

Из представленных русских народных песен уберите авторские:

«Позарастали стёжки-дорожки»,

«Ах, ты, душечка»,

«Миленький, ты,мой»,

«Огней так много золотых» (сл. Н. Доризо,

«Ой, мороз, мороз»,

«Шумел камыш»,

«Окрасился месяц багрянцем»,

«Тонкая рябина» (сл. И. Сурикова)

Задание № 6

Из представленных авторских песен уберите народные :

«Одинокая бродит гармонь» (сл. М. Исаковского,

«Не уходи, побудь со мною» (сл. А. Блока,

«Живёт моя отрада» (сл. Д. Садовникова,

«Вот кто-то с горочки спустился» (русск. нар. ,

«Степь да степь кругом» (сл. И. Сурикова,

«Вдоль по улице метелица метёт» (русск. нар.)

«Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл. В. Шумского)

«На заре ты её не буди» (сл. А. Фета).

Музыкальная пауза. Подведение промежуточных итогов. Итоги выставляются на табло.

Домашнее задание:

Колыбельные песни – в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие.

Команды представляют колыбельные песни. Чья команда больше споёт песен – получит больше баллов (участникам дать куклу).

Народные игры, в основе которых бывают часто простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребёнок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведёт к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Команды представляют народную игру.

Оберег — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. В словаре Ожегова есть пример «Подкова над дверью — оберег дому», показывающий, что не всякий оберег носят с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры.

Команды представляют «обереги», рассказывают о их назначении.

Музыкальная пауза. Подведение итогов. Награждение команд.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с песенным фольклором в детском театре» Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с народным песенным фольклором в детском театре» Проект долгосрочный – 1 учебный год.

Педсовет «Прабабушкина школа» АнонсДетская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Прабабушкина школа». Устное народно-патриотическое творчество в воспитании дошкольников
Опубликовано: 5 января 2015 в 09:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра «Прабабушкина школа». Устное народно-патриотическое творчество в воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузьменко (УИ 291940) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД