МААМ-картинки

Деловая игра «Прабабушкина школа». Устное народно-патриотическое творчество в воспитании дошкольников

Елена Кузьменко
Деловая игра «Прабабушкина школа». Устное народно-патриотическое творчество в воспитании дошкольников

Цели:

Уточнить и систематизировать знания педагогов о жанрах русского фольклора;

Познакомиться с различными жанрами русского фольклора. Его классификацией, спецификой применения в детском саду;

Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

Правила игры:

Уметь слушать других.

Вырабатывать общее решение вопроса.

Принимать активное участие в игре.

Не оспаривать оценку жюри.

Соблюдать культуру речи и тактичность.

Атрибуты игры:

Эмблема команды.

Значки капитанов.

Песочные часы.

Публикация «Деловая игра „Прабабушкина школа“, Устное народно-патриотическое творчество в воспитании дошкольников» размещена в разделах

Диск с записью музыки.

Табло результатов.

Ведущий представляет команды, жюри и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра начинается.

Вступление:

«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море-окияне, на острове Буяне стоит бык печёный. А у него в боку нож точёный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это ещё не сказка, только присказка, а кто будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублёв на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье…»

Я начала этот педсовет с этой дразнящей присказки, которая означает: приготовься ко всему и не смей перебивать, тогда сам всё увидишь.

Сегодняшний наш педсовет посвящён фольклору. День за днём, год за годом ребёнок растёт, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.

Теоретическая часть:

Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать: «Моя бабушка говорила…» И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак – атаманом будешь»; наставляют: «Умей вовремя сказать. Вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить – себя губить»; вразумляют: «Береженого Бог бережёт»; примиряют: «Стерпиться – слюбиться». И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни. Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл лишь тогда, когда взрослые сами бережно, вдумчиво относятся к родному языку.

Время конца ХХ – начала ХХI века оказалось для России тревожным, трудным. И тут бы вспомнить слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».

Сохранить бы, сберечь этот древний, надёжный, волшебный посох, опереться на него – ан нет! Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык! Всё заменяющее американское «о кей!» и ничего не заменяющее, но клейкое, как смола, русское «как бы», лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодёжный лексикон – всё это угрожает языку, а значит, и всей нашей культуре.

В чём спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Болезнь слишком сложна и опасна. Но бесспорно одно фольклор – как святая вода, омывающая и очищающая от скверны всё, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского слова.

Практическая часть:

Игра «Прабабушкина школа»

Задание № 1.

Перечислите, что относится к детскому фольклору? (пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, частоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши, докучные сказки, народные игры).

Задание №2

Назовите наиболее часто встречаемых персонажей народных сказок (Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.).

Задание №3

Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.)

Задание №4

Назовите, как обычно начинается русская сказка (жили-были, в некотором царстве,

на море-океане, было у старика, у одного (ой, жил-поживал)

Задание№5

Назовите русских былинных богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка, Святогор, Микула Селянович)

.

2Игра «Ромашка»

Члены команды по очереди выбирают для всей команды вопросы, отрывая лепесток «ромашки».

Вопросы:

- в чём вы видите воспитательное значение сказки в воспитании детей дошкольного возраста? (сказка является сильнейшим средством воздействия на ребёнка радуются удачам героя, ненавидят зло и т. д. ; развивает воображение, без которого невозможна умственная деятельность. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, уважительного отношения – «поклониться в пояс», «ты бы прежде меня накормила, напоила, в бане выпарила»).

- в какие режимные моменты целесообразно включение различных жанров устного народного творчества? (во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно).

- перечислите русские народные сказки, входящие в «Программу…» старшей группы. (Заяц-хвастун, Царевна – лягушка, Лиса и кувшин, Крылатый, мохнатый да масляный, Сивка-Бурка, Финист-ясный сокол, «Хаврошечка», Никита Кожемяка, Докучные сказки).

- какая работа, на ваш взгляд, должна проводиться с родителями по художественно-речевому воспитанию (занятия с родителями, повышающие уровень знаний о сказках, потешках, колыбельных песенках и т. д. и дающие практические навыки рассказывания;

привлечение родителей к организации фольклорных праздников, детских постановок по сказкам, семейный конкурс рисунков по сюжетам сказок и т. д.).

- значение колыбельных песен в ознакомлении детей с окружающей жизнью. (в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие).

3 «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»

Задание № 1.

Определите, где пословица, а где поговорка:

«Одного поля ягода» - поговорка

«С больной головы на здоровую» - поговорка

«Чужими руками жар загребать» - поговорка

«Что не болит, то и не плачет» - пословица

«Мал золотник, да дорог» - пословица

«Лучше торговаться, нежели воровать» - пословица

«Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, но без притчи, без суждения, заключения применения, это только первая половина пословицы»

(по В. И. Далю). Поговорка весьма близка к пословице, стоит лишь одно прибавить слово или сделать перестановку, из поговорки выйдет пословица.

Задание № 2.

Переведите пословицу, поговорку на русский язык:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее»(англ.)«Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.)«Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)«Язык до Киева доведёт».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.)«Соловья баснями не кормят».

Задание № 3.

Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Нужно вспомнить вторую часть пословицы.

«Молодо – зелено, (погулять велено)»

«Вольному - воля, (спасённому – рай)».

«Голод - не тётка, (пирожка не подсунет)».

«Знай наших, (последняя копейка ребром)».

«На чужой каравай рот не разевай, (а пораньше вставай и свой затевай)».

«Язык мой – враг мой, (прежде ума глаголет)»

Задание № 4

Отгадайте русские загадки:

Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (жизнь)

Чувство, которое любого красит. (стыд)

Шарю - пошарю, в угол встану. (веник)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)

Зимой нет теплей, а летом холодней. (печка)

Что не сеяно родится. (трава)

Задание № 5

Из представленных русских народных песен уберите авторские:

«Позарастали стёжки-дорожки»,

«Ах, ты, душечка»,

«Миленький, ты,мой»,

«Огней так много золотых» (сл. Н. Доризо,

«Ой, мороз, мороз»,

«Шумел камыш»,

«Окрасился месяц багрянцем»,

«Тонкая рябина» (сл. И. Сурикова)

Задание № 6

Из представленных авторских песен уберите народные :

«Одинокая бродит гармонь» (сл. М. Исаковского,

«Не уходи, побудь со мною» (сл. А. Блока,

«Живёт моя отрада» (сл. Д. Садовникова,

«Вот кто-то с горочки спустился» (русск. нар. ,

«Степь да степь кругом» (сл. И. Сурикова,

«Вдоль по улице метелица метёт» (русск. нар.)

«Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл. В. Шумского)

«На заре ты её не буди» (сл. А. Фета).

Музыкальная пауза. Подведение промежуточных итогов. Итоги выставляются на табло.

Домашнее задание:

Колыбельные песни – в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие.

Команды представляют колыбельные песни. Чья команда больше споёт песен – получит больше баллов (участникам дать куклу).

Народные игры, в основе которых бывают часто простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребёнок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведёт к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Команды представляют народную игру.

Оберег — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. В словаре Ожегова есть пример «Подкова над дверью — оберег дому», показывающий, что не всякий оберег носят с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры.

Команды представляют «обереги», рассказывают о их назначении.

Музыкальная пауза. Подведение итогов. Награждение команд.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с песенным фольклором в детском театре» Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с народным песенным фольклором в детском театре» Проект долгосрочный – 1 учебный год.

Педсовет «Прабабушкина школа» АнонсДетская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Прабабушкина школа». Устное народно-патриотическое творчество в воспитании дошкольников
Опубликовано: 5 января 2015 в 09:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД