Педсовет «Формирование личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды»

Татьяна Жилеева
Педсовет «Формирование личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды»

Цель: расширять профессиональное представление педагогов о толерантности в межнациональном социуме. Вооружить педагогов методами и приемами образовательной работы по воспитанию толерантности у дошкольников. Совершенствовать системы поликультурного образования в детском саду.

Повышение качества и эффективности поликультурного воспитания и образования в воспитательно-образовательной работе с воспитанниками и родителями.

Повестка:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета. отв. заведующий

2. «Ознакомление дошкольников с культурой разных народов в ходе освоения образовательных областей».(презентация) отв. ст. воспитатель.

3. «Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к русским национальным традициям» - презентация, отв. воспитатели групп

4. «Результаты тематического контроля «Организация работы в детском саду по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края» отв. старший воспитатель

5. Викторина для педагогов «Что вы знаете о русской народной культуре?»

6. Мастер-класс для педагогов «Мы все разные, но мы вместе».

7. Принятие решений педсовета.

Ход педсовета:

1. Ознакомление дошкольников с культурой разных народов в ходе освоения образовательных областей».- отв. ст. воспитатель

Поликультурное образование - это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.

Цели поликультурного образования:

формировать человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.

Задачами поликультурного образования являются:

полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;

формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;

воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;

формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;

воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

В. В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока существуют народы. Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнётся формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают. С учетом названных обстоятельств, поликультурное образование представляется нам одной из сложных, но злободневных задач сегодняшнего дня и занимает одно из центральных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность проблемы поликультурного образования в нашем дошкольном учреждении обусловлена многонациональным составом детей. В нашем детском саду ежегодно вместе воспитываются дети разных национальностей.

Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.

Методическая работа в дошкольномучреждении должна осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях для достижения позитивной результативности:

совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитанию на этой основе нравственных чувств;

вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

применение в образовательной деятельности технологии «музейная педагогика» при ознакомлении дошкольников с культурами разных народов

В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.

Мы живем в очень сложное время,когда отклонения становятся нормой: неуважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Познавательное развитие: презентации, фильмы, энциклопедии, дидактические игры, в том числе компьютерные, конструктивные игры.

Речевое развитие: изучение иностранного языка, все виды бесед, интернет-общение с воспитанниками детских садов России, чтение художественной литературы.

Социально-коммуникативное развитие: игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам, коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в общении.

Художественно-эстетическое развитие: изучение промыслов народов России, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов, ознакомление с народными инструментами, развлечения и праздники.

Физическое развитие: подвижные игры разных народов России, праздники и развлечения.

Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Мини-музеи, уголки краеведения, уголки по патриотическому воспитанию в группах должны стать неотъемлемой частью предметно-развивающей среды детского сада. Каждый из них - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Созданные в группах уголки краеведения,могут включать в себя:

подборки книг и открыток;

игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

образцы народного быта;

образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).

Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Технологии, используемые при поликультурном воспитании:

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогические технологии.Толковый словарь так объясняет это понятие: «Технология — совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве…». Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и условия знаний.

Итак, одни из главных технологий — личностно - ориентированные технологии, которые ставят в центр всей дошкольной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными выделяются еще несколько, среди которых — технологии сотрудничества. Они реализуют партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и дети совместно вырабатывают цели, содержание работы, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Проблемная и поисковая технология — под проблемным обучением сегодня понимается такая организация ОУД, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.

Технология компьютерного обучения с помощью, которой демонстрируются сканированные картинки, видеофильмы, презентации, музыкальные фонограммы.

Компьютер выступает в роли инструмента, т. к. включение в процесс обучения конкретных визуальных элементов способствует снятию сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал.

Компьютеризация процесса ООД предполагает новый увлекательный способ обучения, который интересен детям и экономит время педагога.

Приобщения детей к национальной культуре и традициям через использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для успешного поликультурного образования детей важна реализация на практике организационных и методических приемов работы (конспектов образовательной деятельности, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников).

Знакомство с данными материалами (праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т. д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста. Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т. д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э. К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

общение с представителями разных национальностей;

устное народное творчество;

художественную литературу;

игру, народную игрушку и национальную куклу;

декоративно-прикладное искусство, живопись;

музыку;

этнические мини-музеи.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам.

Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений.

«Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т. д.

«Социально-политический блок» включает в себя знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение, развитие науки, техники, производства и социальной защиты.

«Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.

«Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология, а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурномувоспитанию следующие:

осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;

осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;

формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;

развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Формыработы ДОУ с семьями:

выпуск семейных газет;

проектная деятельность;

использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;

анкетирование, консультации, беседы;

фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;

семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей и др.

3. «Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к русским национальным традициям» - презентация, отв. воспитатели групп.

4. «Результаты тематического контроля «Организация работы в детском саду по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края.

5. Викторина для педагогов

«Что вы знаете о русской народной культуре?»

1. «Переведите» пословицу,поговорку на русский язык:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.)«Баба с возу – кобыле легче».

«Красота сердца дороже красоты лица» (япон.)«Не будь складен, а будь ладен», «Не ищи красоты, ищи доброты».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Глаза – зеркало души».

«Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.)«Из огня да в полымя».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)«Язык до Киева доведет».

«Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.)«На безрыбье и рак рыба».

«Молчаливый рот – золотой рот» (нем.)«Слово – серебро, молчание – золото».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.)«Соловья баснями не кормят».

2. Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.

«Молодо – зелено… (погулять велено)».

«Вольному – воля … (спасенному – рай)».

«Голод - не тетка … (пирожка не подсунет)».

«Знай наших, … (последняя копейка ребром)».

«На чужой каравай рот не разевай … (а пораньше вставай и свой затевай)».

«По Сеньке шапка … (по Ереме колпак)».

«Попытка не пытка … (спрос не беда)».

«Рука руку моет … (обе белы бывают)».

«Язык мой – враг мой … (прежде ума глаголет)».

«Деньги счет любят … (а хлеб – меру)».

3. Из представленных названий танцев уберите нерусский танец

(таблички с названиями танцев крепятся к доске):

барыня, трепак, мазурка (пол.); вальс (австр., крыжачок (белорус., перепляс, кадриль; казачок, полька (чешс., венгерка (рус.).

4.Из представленных песен выберите русские народные:

«Позарастали стежки-дорожки»,

«Миленький ты мой»,

«Огней так много золотых» (сл. Н. Доризо,

«Ой мороз, мороз»,

«Шумел камыш»,

«Окрасился месяц багрянцем»,

«Тонкая рябина» (сл. И. Сурикова).

«Одинокая бродит гармонь» (сл. М. Исаковского,

«Не уходи, побудь со мною» (сл. А. Блока,

«Вот кто-то с горочки спустился» (рус. нар. ,

«Живет моя отрада» (сл. Д. Садовникова,

«Степь да степь кругом» (сл. И. Сурикова,

«Вдоль по улице метелица метет» (рус. нар. ,

«Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл. В. Шумского).

5. Угадать по мелодии песню

«Светел месяц», «Калинка», «Во поле береза стояла», «Ах вы сени, мои сени», «Прялица»

Исполнение песни по желанию.

6.Что означают эти народные приметы:

Не ешь с ножа. (Будешь сердитым.)

Нельзя подавать другому соль из рук. (К ссоре.)

Чтобы не поссориться, подавая соль… (нужно засмеяться).

Нельзя давать другому булавку. (К ссоре.)

Выходить куда-либо в дождь… (К благополучной дороге.)

Локоть чешется. (На новом месте спать.)

Прищемить одежду в дверях. (быть еще раз в этом доме.)

7. Быт русского народа.

1. Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство.

(Лучина)

2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

3. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

4. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его (Ковш)

5. Универсальный предмет мебели в русской избе (Скамья).

8. «Заморочки из бочки»

ВОПРОСЫ :

• Для чего создавались изделия русских народных промыслов?

ОТВЕТ: предметы самобытного искусства русского народа создавались для украшения жилища. А также в память о каком-либо торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу.

• Что обозначает слово "керамика"? Что вы знаете об этом виде художественных изделий?

ОТВЕТ: слово "керамика" берет свое начало от греческого " keramos " - глина. Глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых людьми для изготовления различных предметов обихода.

• Какие художественные изделия из дерева были распространены на Руси?

ОТВЕТ: Резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки и т. п.).

Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты (различные корзиночки, туески, коробы и т. п.). Вода и квас, взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом в течение всего дня хранили утреннюю прохладу.

• Какой основной рисунок в хохломской росписи?

ОТВЕТ: основным рисунком хохломской росписи были - колосья, ягоды, листья, цветы, а главное - трава.

Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синей гамме?

ОТВЕТ: Гжель

• Каковы основные сюжеты городецкой росписи?

ОТВЕТ: Излюбленные сюжеты - жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Материалом для изделий служит древесина. Роспись выполняется масляными красками, сверху изделия покрываются лаком.

10. Угадать по мелодии хоровод.

«Как пошли наши подружки», «Где был Иванушка?», «В хороводе были мы», «Как у наших у ворот».

Предлагаю завершить наш семинар русским народным хороводом.

6. Мастер-класс для педагогов «Мы все такие разные, но мы вместе» (изготовление объемных кукол разных народов и роспись)

Таким образом, условиями эффективной реализации поликультурного образования в ДОУ являются:

создание предметно-пространственной среды;

подготовленность педагогов в области поликультурного образования;

определение базовых направлений в работе с детьми;

совместная деятельность родителей и педагогов;

использование разнообразных технологий организации деятельности детей.

7.Проект решения:

1. Проводить систематическую работу по поликультурному воспитанию в ДОУ.

Сроки: постоянно.Ответственные: воспитатели.

2. Усилить работу по поликультурному воспитанию с группах старшего дошкольного возраста.

Сроки: постоянно.Ответственные: воспитатели старших подготовительных групп.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Экология
Автор публикации:
Педсовет «Формирование личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды»
Опубликовано: 27 февраля 2020 в 03:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 апреля. Международный день спорта на благо развития и мира

Спортивные состязания и занятия физической культурой играют важную роль в развитии человечества. Ведь спорт — это один из инструментов образования, развития и мира. Он способствует укреплению...

5 апреля. День высшего пилотажа на МААМ

5 апреля отмечает свой день рождения основанная на подмосковной авиабазе в Кубинке группа высшего пилотажа «Русские витязи». Многие из нас видели их выступления не только по телевизору. С 1991 года, когда...

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Травница»
Кукла Травница была одним из самых популярных оберегов у славян – защитницей здоровья и хорошего сна. В куклу помещали как один вид трав, так и сбор из...
Фотоотчёт интегрированной НОД по речевому развитию на тему: «Весна»
Доброе время суток, дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: "Весна". В...
Рецепт постных булочек «Розочки»
Рецепт булочек «Розочки». Заканчивается пятая неделя Великого поста. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. Вот я решила сделать...