Педсовет-марафон «Синтез искусств в ДОУ»

Валентина Федоровна Максимова
Педсовет-марафон «Синтез искусств в ДОУ»

Форма организации – деловая игра.

Место проведения – музыкальный зал.

Цель: Совершенствовать работу в дошкольном отделении по художественно-эстетическому развитию детей, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического развития дошкольников.

Подготовка.

1. Вопросы к педсовету:

- Синтез искусств, что это такое?

- Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.

- Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные.

- Назовите цвета, составляющие цветовой круг

- Что такое живопись?

- Назовите основные средства выразительности живописи.

- Что такое графика?

- Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования, лепки, аппликации.

- Назовите способы лепки.

- Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой.

- Назовите основные задачи по аппликации

- Назовите основные способы украшения вылепленных изделий.

- Народно-прикладное искусство в работе с детьми.

- Художники, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий? Портретов? Пейзажей? Сказок?

Рекомендуемая литература:

- Программа «От рождения до школы»

- Методика ИЗО: авторы – Сакулина Н. П., Н. Б. Халезова, Т. С. Комарова

2. Изучение методической литературы по данной теме.

3. Тематический контроль на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

4. Семинар-практикум «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством лепки. Приемы и методы, используемые в лепке с детьми дошкольного возраста». (воспитатель Журтова И. Б.)

5. Мастер-класс «Техники рисования углем, пастелью, сангиной для дошкольников в самостоятельной деятельности». (воспитатель Филатова О. В.)

6. Мастер-класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников. (воспитатель Герасименко Н. Н.)

7. Семинар-практикум «Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду» (музыкальный руководитель Ляпина И. Е.)

8. Консультация «Интегрированные занятия на основе синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. (старший методист Максимова В. Ф.)

9. Просмотр непосредственной образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Оборудование. Магнитные доски; диск с записью легкой музыки; портрет И. И. Шишкина и репродукции картин «Сосна», «Рожь», «Утро в сосновом лесу»; портрет В. М. Васнецова и репродукции картин «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»; репродукции картин, написанных в теплых тонах (Т. Ульянов. «Натюрморт с книгами»; Ю. Васнецов. «Ладущки»; В. Лебедев. Иллюстрация к разноцветной книге С. Маршака»; Н. П. Крымов. «Когда цветут липы»); репродукции картин, написанных в холодных тонах (Д. Я. Александров. «Зимняя сказка» и «Московский дворик»; Л. А. Токмаков. Иллюстрация к сказке «Русские сказки про зверей»); диск «Музыкальные шедевры».

План.

1. Выполнение рекомендаций предыдущего педагогического совета. Сообщение. – старшего методиста Максимовой В. Ф.

2. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. – старший методист Максимова В. Ф.

3. Деловая игра - воспитатель Резничук Л. В.

4. Художественно-эстетическое развитие:

- в НОД по лепке; (Обмен опытом Журтова И. Б.)

- в НОД по рисованию; (Обмен опытом Филатова О. В.)

- в НОД по аппликации; (Обмен опытом Герасименко Н. Н.)

5. Итоги контроля «Художественно – эстетическое развитие детей». (Справка по тематическому контролю старший методист Максимова В. Ф.)

6. Домашнее задание.

7. Решение педагогического совета.

Ход педсовета

1. - По выполнению рекомендаций предыдущего педагогического совета

-Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. – выступила старший методист Максимова В. Ф.

2. Деловая игра. (Резничук Л. В.)

- Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического развития дошкольников.

В деловой игре участвуют две команды педагогов, начальник пробега, начальники станций, которыми назначены: воспитатель Платонова Е. Н. (станция «Актуальная», воспитатель Филатова О. В. (станция «Изобразительная», музыкальный руководитель Ляпина И. Е. (станции «Музыкальная» и «Театрализованная», учитель логопед Замолодчикова Е. А. (станция «Художественно-речевая)

Роль искусства в жизни общества

Изобразительное искусство – это искусство, которое создает на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение окружающего мира. Это творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.

Искусство сохраняется людьми, потому что является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Искусство несет в себе образы других эстетических ценностей и само является эстетической ценностью. Выделяют несколько функций искусства.

1. Эстетическая функция. Искусство формирует эстетическое сознание (эстетические чувства, развивает интересы и вкусы, побуждает в ребенке стремление создавать новое.

2. Коммуникативная функция. Расширяет социальный опыт детей – их взаимодействие с другими людьми, природой, обществом.

3. Познавательная функция. Наглядно показывает ребенку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения.

4. Воспитательная функция. Выступает как средство воспитания – нравственного, эстетического.

5. Оздоровительная, медицинская функция. Способно успокаивать и утешать людей, снимать стрессы. Музыка лечит психические заболевания.

Детское творчество

Способность к творчеству – специфическая особенность человека, которая выделила его из мира животных. Н. А. Ветлугина пишет, что предпосылкой к продуктивному творчеству детей является формирование художественно – образного начала. Творчество дошкольника связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью Изобразительная деятельность в ДО включает в себя рисование, лепку, аппликацию. Основная цель обучения изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей. В процессе изображения у ребенка закрепляются определенные знания об окружающем мире, возникает отношение к объекту познания и изображаемому предмету. Во время занятия дети приобретают определенные знания и умения в работе с различным материалом, познают свойства этого материала, экспериментируя с ним. У детей воспитывается творческая способность использовать умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь, ведь рука, по словам Канта, является выдвинутым вперед мозгом человека. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь к красоте окружающего. Более полному восприятию окружающего мира помогает интеграция музыки, слова и изобразительной деятельности.

По мнению Т. Г. Казаковой, изобразительная деятельность будет успешной для детей дошкольного возраста, если выполнять следующие педагогические условия:

1. Последовательная система заданий строится с учетом конкретных задач программы эстетического воспитания детей дошкольного возраста, задач формирования у них предпосылок творчества.

2. Работа с детьми организуется таким образом, чтобы дети могли не только следовать образцу, но и действовать самостоятельно. При этом воспитатель использует прием сотворчества, создает игровые ситуации и т. п.

3. Комплексное воздействие различных видов искусства, художественной деятельности обеспечивает активное вхождение ребенка в образ.

4. Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений прикладного искусства помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного образа.

5. Взаимосвязь методов и приемов обеспечивает не только обучение детей изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать, но и формирование способов самостоятельных действий (как на занятиях, так и вне их).

Формирование творческих способностей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разных видах деятельности детей: совместной, самостоятельной и непосредственно образовательной. В формировании творческих способностей у дошкольников участвуют все образовательные области.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важна в дошкольном возрасте изобразительная деятельность. Она служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Учит детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, в котором формируется и осуществляется развитие личности, формируются трудовые навыки и умения. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Усвоение трудовых умений и навыков связано с развитием внимания, упорства и выдержки. У детей воспитывается аккуратность, умение трудиться, эстетический вкус, вырабатывается индивидуальный стиль, благодаря этому самоутверждение, ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте, формируются навыки общения с материалами, необходимыми для начала школьного обучения.

Станция актуальная

Итак, особое внимание мы уделяем художественно-эстетическому развитию, которое способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны, повышает познавательную активность.

Вопросы взаимоотношение человека с искусством по праву можно назвать актуальным. Его можно решить, но при наличии у каждого ребенка художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Одна из отличительных особенностей дошкольника – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений и, что важно для нас, произведений искусства. В МДОУ дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, театром.

Целью работы мы считает создание в ДО условий, способствующих эстетическому развитию ребенка путем использования различных видов искусства во всех видах деятельности.

В ДО произведения искусства используются в трех направлениях:

- как неотъемлемая часть эстетической среды в повседневной жизни;

- как содержание образования (детей знакомят с разными видами искусства, а также с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами выразительными средствами).

- как эталоны прекрасного в разных видах художественной деятельности, что служит развитию детского художественного творчества.

Художественно-эстетическое воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе программ «От рождения до школы», Т. С. Комаровой, «Цветные ладошки» Лыковой (изобразительная деятельность) и технологий В. Швайко (изобразительная деятельность, О. Радыновой, В. Петровой, К. Тарасовой, А. Бурениной (музыкальное воспитание, Т. Петровой (театрализованная деятельность). Основными участниками художественно-эстетического развития являются дети, педагоги, родители, а также сама социально-педагогическая среда.

Станция Изобразительная

В процессе рисования, лепки ребенок радуется красивому изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала. Занятия по изобразительной деятельности начинают проводить с раннего возраста. В младшей и средней группах проводят два занятия в неделю (рисование и лепка). Начиная со старшей группы еженедельно проводят три занятия (два рисованием и одно лепкой чередуется с аппликацией). Итак, отправляемся в путешествие по стране изобразительной деятельности.

Первая остановка «Мозговой штурм»

Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.

- Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски, глина, пластилин, соленое тесто, цветная бумага)

- Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

- Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

- Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

- Что такое живопись (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)

- Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)

- Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)

- Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)

- Назовите способы лепки. (Пластический, конструктивный, комбинированный.)

- Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (раскатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание, свертывание, раскатывание под углом.)

- Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

- Назовите основные задачи по аппликации в возрастных группах (готовые геометрические формы, предметная аппликация ;средняя – вводят ножницы, прямолинейные предметы, вырезывание округлой формы, деление полоски на квадраты, симметричные формы; разнообразие тематики, мелкие детали, силуэтное вырезывание, сюжетная и пейзажная аппликации

Вторая остановка «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки, на котором все посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево.)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)

7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняная посуда и расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (Скульптура.)

9. Предмет домашней утвари украшением, которой особенно прославились Городецкие мастера.

Итак, ярмарка эта называется свистунья.

Третья остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»

Первая команда

- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?

- Выберите из представленных портретов портрет В. М. Васнецова и из репродукций репродукции его картин(«Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»).

- Выберите из представленных репродукций картины, написанные в холодных тонах.

- Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.

- Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.

Вторая команда

- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?

- Выберите из представленных портретов портрет И. И. Шишкина и из представленных репродукций («Сосна», «Рожь», «Три медведя») репродукции его картин.

- Выберите из представленных репродукций картины, написанные в теплых тонах.

- Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых, дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.

- Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей в общей системе воспитательно-образовательной работы.

Станции «Музыкальная» и «Театрализованная»

в музыкальной деятельности реализация задач эстетического воспитания детей (Обмен опытом музыкальный руководитель Ляпина И. Е.

Задание

Каждая команда составляет оркестр и исполняет на музыкальных инструментах фрагмент мелодии (по выбору музыкального руководителя). Оценивается соблюдение ритмического рисунка пьесы, артистизм.

Каждая команда готовит этюды.

Станция художественно-речевая

Проблема развития речи в широком понимании является частью проблемы словесного творчества детей дошкольного возраста, формирования общих художественно-творческих способностей детей. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников также входит развитие образной, выразительной речи.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.

Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности (метафоры, аллегории, сравнения). Знакомя детей с литературными произведениями, необходимо серьезное внимание уделять развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической – во взаимосвязи с развитием связной речи. Развитие речи тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как неотъемлемой части эстетического воспитания детей.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в речевом общении и самостоятельном словесном творчестве.

В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывают способность наслаждаться художественным словом, закладывают основу для формирования любви к родному краю.

СТАНЦИЯ ОБМЕН ОПЫТОМ

Решение педсовета №3 от 02.02.2016г

1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию детей нетрадиционные подходы.

2. Регулярно пополнять уголки художественного творчества.

3. Продолжить проводить выставки детского творчества в группах с участием детей и родителей.

4. Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.

5. Продолжить работу по ознакомлению дошкольников с писателями, художниками, композиторами.

7. Пополнить книжные уголки в группах портретами, играми, инструментами, книгами

8. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию детей интегрированные занятия.

9. Регулярно пополнять уголки художественного творчества работами детей, дидактическими играми.

10. Организовать детско-родительский проект «Герб моей семьи» - март

11. Оформить выставку к Дню защитника Отечества «Мой папа –самый лучший на свете» – февраль

Публикации по теме:

Экскурсия в кингисеппскую детскую школу искусств (фотоотчёт)Экскурсия в кингисеппскую детскую школу искусств (фотоотчёт) Добрый вечер, коллеги! Сегодня хочу рассказать и показать как мы сходили на познавательную и увлекательную экскурсию в детскую школу искусств.

Фотоотчёт «Наша экскурсия в школу искусств»Фотоотчёт «Наша экскурсия в школу искусств» 20 октября дети старшей группы посетили школу искусств нашего города. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Белоусова Елена.

Фотоотчёт «Ночь искусств в Тульских музеях»Фотоотчёт «Ночь искусств в Тульских музеях» В год литературы в Туле с 3 на 4 ноября прошла третья Всероссийская культурно-образовательная акция «Ночь искусств» Я вместе с воспитаниками.

Фотоотчет «Экскурсия в Павловскую школу искусств»Фотоотчет «Экскурсия в Павловскую школу искусств» По традиции наш детский сад посетил Павловскую школу искусств 26 .11 2015г. Ребятам показали просторные классы Фортепиано, познакомили с.

Конспект НОД «Поиски Весны» (синтез искусств) .

Конспект НОД по музыке в старшей группе «Путешествие в страну искусств» Цель: учить детей сравнивать, анализировать, и сопоставлять различные музыкальные и художественные произведения, дать представления о.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы «Синтез искусств. Поможем мышке» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе нахождения теремка для зверей Задачи: создать условия для развития: • представлений.

Проект «Овощной марафон» Материалы для организации досуга по познавательно-речевому развитию старших дошкольников Цель: Развивать умение самостоятельно находить.

Синтез искусств и его влияние на эмоциональное развитие дошкольников Для эмоционального настроя можно использовать произведения другого вида искусства. Например, живопись. В начале работы по применению комплекса.

Синтез искусств на музыкальном занятии. Досуг в подготовительной к школе группе «Моя Россия»Синтез искусств на музыкальном занятии. Досуг в подготовительной к школе группе «Моя Россия» Досуг в подготовительной к школе группе «Моя Россия» Цель. Подготовить детей к глубокому эмоциональному восприятию музыкального произведения,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Педсовет-марафон «Синтез искусств в ДОУ»
Опубликовано: 21 марта 2016 в 12:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...