Надежда Рыжова
Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»
Слайд 1
Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Слайд 2
Цели:
выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Задачи:
повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в усло-виях модернизации дошкольного образования;
обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС ДО;
Публикация «Презентация „Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
формирование умений проектировать и прогнозировать РППС в груп-пах детского сада.
Слайд 3
Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».
Вдуматься в смысл данной китайской мудрости и ещё раз вспомнить тему нашего педсовета, можно предположить, что одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребёнка является окружающая среда, в которой ребёнок живёт, занимается, отдыхает. Развивающая предметно-пространственная среда, постоянно воздействуя на ребёнка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентиры.
Слайд 4
Давайте проясним, что такое Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально органи-зованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием, инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укреп-ления здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфическое для каждой Программы (группы) образовательное обору-дование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определёнными принци-пами разделения пространства Организации (группы)». Вследствие чего, комплекс взаимодействий между педагогами и детьми, детская игра, раз-вивающее предметное содержание образовательных областей является неотъемлемой частью развития ребёнка.
Слайд 5
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Организуя предметно-пространственную среду в группо-вом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошколь-ников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности становятся необходимыми требованиями реали-зации ФГОС ДО. ФГОС ДО утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 пункт 3.3. Развивающая пред-метно-пространственная среда должна обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сфе-рах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художествен-но-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоцио-нального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Согласно закону "Об образовании" (от 29 .12.2012г.) развивающая пред-метно-пространственная среда в учреждении, реализующем программу до-школьного образования, является одним из важнейших критериев оценки ка-чества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обще-стве.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реали-зацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.
Слайд 6
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего про-странства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль иг-ровой деятельности.
Именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению развиваю-щей предметно - пространственной среды ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максималь-ную реализацию образовательного потенциала пространства группы для раз-вития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать воз-можность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раз-ного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможно-сти для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для не-го условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осу-ществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Слайд 7
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечи-вать:
1. реализацию различных образовательных программ, используемых в педагогическом процессе;
2. в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
3. учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных осо-бенностей детей.
Слайд 8
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть :
1. содержательно насыщенной;
2. трансформируемой;
3. полифункциональной;
4. вариативной;
5. доступной;
6. безопасной.
Уважаемые коллеги, как вы понимаете, что такое насыщенность РППС? (Насыщенность среды обязана соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащается средствами обучения (в том числе техническими, соответству-ющими материалами (в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём в соответствии со специфи-кой программы).
Что такое транспортируемость? (Транспортируемость пространства подразумевает изменения ППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей).
Что такое полифункциональность? Полифункциональность материа-лов предполагает возможность разнообразного использования среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д; наличие по-лифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом упо-требления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заменителей в детской игре).
Что такое вариативность? (Вариативность среды предполагает нали-чие в группе различных пространств (для игры, конструирование, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодическую сменяемость иг-рового материала, появление игровых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей).
Что такое доступность? (Доступность среды предполагает, открытость для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, детей-инвалидов, всех поме-щений ДОУ, где осуществляется образовательный процесс).
Что такое безопасность? Безопасность ППС предполагает соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Слайд 9
В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ре-бёнок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педа-гогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности, каждой личности. В такой среде ребёнок-дошкольник включается в познава-тельную творческую деятельность, развивается его любознательность, во-ображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. РППС обеспечива-ет разные виды деятельности ребёнка – дошкольника и становится основой, для его самостоятельной активности.
Слайд 10
При организации, развивающей предметно – пространствен-ной среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Для детей третьего года жизни образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сю-жетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира игры. Необходимым становит-ся удовлетворение потребности в познавательно-исследовательской дея-тельности, которая является основой формирования предпосылок учебной деятельности для перехода на новую, следующую ступень образования.
Слайд 11
Не менее важным условием является многофункциональность РППС. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание развивающей предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные центры для самостоятельного активно-го целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содер-жащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и по-требностям детей, иметь отличительные признаки.
Слайд 12
При организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая де-ятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является ос-новным условием развития ребенка. А созданная эстетическая среда вызы-вает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует ин-теллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Слайд 13
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:
организующей;
воспитательной;
развивающей.
Уважаемые коллеги, как вы понимаете цель организующей функции? Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора детьми того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать их предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
Какова воспитательная функция в наполнении и построении РППС? В соответствии с воспитательной функцией, наполнение и построение разви-вающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поде-литься или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо про-блем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для со-трудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведе-ния, бережного отношения.
Что предполагает развивающая функция в РППС? Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответ-ствовать «центру актуального развития» самого слабого и находиться в «центре ближайшего развития» самого сильного в группе ребёнка. Только тогда среда может претендовать становится развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Слайд 14
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познава-тельную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также воз-можность свободно заниматься любимым делом.
Слайд 15
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включаю-щий в себя:
центр игры
центр двигательной деятельности (уголок здоровья и физического развития)
центр конструирования
центр музыкальной и театрализованной деятельности
Слайд 16
Спокойный сектор:
центр книги;
центр отдыха;
центр природы.
Слайд 17
Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.
центр познавательной и исследовательской деятельности (экспери-ментирования)
центр продуктивной и творческой деятельности
центр правильной речи и моторики.
Все части группового пространства имеют условные границы в зависи-мости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Слайд 18
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет де-тям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в обору-довании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность
Уважаемые коллеги, перечислите основные направления в соответствии, с которыми групповые комнаты распределены на центры. (Социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художе-ственно-эстетическое развитие, физическое развитие). А теперь заслушаем сообщения коллег по организации РППС в группах.
Слайд 19
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и цен-ностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведе-ния, в быту, социуме, природе и т. д. Для этого в группах имеются следую-щие центры:
центр игровой активности (сюжетно – ролевые игры);
центр ПДД, пожарной безопасности.
Слайд 20
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познава-тельной мотивации; развитие и воображение творческой активности; фор-мирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, матери-алов и т. д., дидактические игры, обучающие и др.
Слайд 21
Экологический центр;
Центр «Экспериментирования»;
Центр патриотического воспитания;
Центр «Конструирования»;
Центр сенсорного развития;
Центр математического развития.
Слайд 22
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной речи; развитие ре-чевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и др.
центр театрализации;
центр «Будем говорить правильно»;
центр «Здравствуй, книжка!»
Слайд 23
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становле-ние эстетического отношения у окружающему миру; формирование пред-ставлений о видах искусства, восприятие музыки, реализация самостоятель-ной творческой деятельности.
Слайд 24
центр «Маленький художник»
центр «Умелые руки»
центр «Весёлые нотки»
Слайд 25
Физическое направление направлено на гармоничное развитие у детей физического и психического здоровья. Формирование начальных представ-лений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с прави-лами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его эле-ментарными нормами и правилами.
Центр спорта «Будь здоров».
Слайд 26
В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с развивающей предметно - пространственной средой группы и детского сада в целом.
Важно, чтобы предметно-пространственная среда имела характер от-крытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходи-мо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям опреде-ленного возраста.
Развивающая предметно - пространственная среда не может быть по-строена окончательно. При организации предметно-пространственной сре-ды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворче-ская деятельность всех участников образовательной деятельности. Даль-нейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подхо-дов к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.