Приложение МААМ

Педсовет на тему: «Развитие образной речи как составной части культуры речи».

ольга корпусова
Педсовет на тему: «Развитие образной речи как составной части культуры речи».
▼ Скачать + Заказать документы

Педсовет на тему :

«Развитие образной речи как составной части культуры речи».

Подготовка к педсовету

1. Выставка литературы по теме.

2. Семинар «Роль выразительных средств в художественном тексте».

3. Просмотр и анализ открытого занятия в подготовительной группе. Воспитатель :

План

1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

Ст. воспитатель

Публикация «Педсовет на тему: „Развитие образной речи как составной части культуры речи“,» размещена в разделах

2. Вступительное слово «Образность речи как условия развития её культуры.

Зав. МБДОУ.

3. Итоги тематической проверки.

Ст. воспитатель.

4. Интеллектуальная игра.

5. Принятие решения.

2. Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры, составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературы, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, что бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения.

В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а так же различные интонационные оттенки.

Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.

Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в дошкольном возрасте.

Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью фольклора возможно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы («вот где собака зарыта», «водить за нос», «летать в облаках») в самом значении которых заложены предпосылки образности, эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.

В ходе ознакомления с пословицами, поговорками и загадками дети овладевают выразительными средствами (эпитетами, метафорами, сравнениями) с помощью различных форм и методов работы.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.

3. Итоги тематической проверки

4. Интеллектуальная игра

1"В добрый час молвить - в худой промолчать.

Раскройте смысловое содержание крылатых фраз:

Без драки попасть в большие забияки" (И. А. Крылов, басня "Слон и Моська")

"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник"

(И. А. Крылов, басня "Щука и кот") "

Не мечите бисер перед свиньями"

(Евангелие от Матвея, 7:6)

"Козел отпущения"

(Ветхий завет, Левит, 16:21 - 22)

"Зарыть талант в землю"

(Евангелие от Матвея, 25:15 - 30)

2."Ветры горы разрушают, слова народы поднимают.

Угадайте современное значение старославянских слов:

Кружлявый:

- прыщавый;

- кудрявый (правильный ответ);

- веснусчатый.

- Уварахтаться:

- испачкаться (правильный ответ);

- укутаться;

- заблудиться.

- Остолопиться:

- сердиться;

- упрямиться;

- растеряться (правильный ответ).

- Встреснуться:

-влюбиться;

- спохватиться (правильный ответ);

- встряхнуться.

- Елдаечки:

- пшеничные лепешки (правильный oтвет)

- старинные женские украшения;

- качели.

3. Подберите пословицу противоположную по значению.

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)

Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груз-дем — полезай в кузов)

Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ)

Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)

Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)

Корова изредка пылинку спрячет. (Свинья всегда грязь найдет)

Трезвеннику суша до подбородка. (Пьяному море по колено)

Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)

Мало счастья — много вопросов. (Семь бед — один ответ)

Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Собак не страшиться — по городу гулять. (Волков бояться — в лес не ходить)

Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

4. Подбери пословицу по смыслу.

Повышать эффективность оксида двухатомного водорода путем механического воздействия (толочь воду в ступе).

Использование малоперспективного метода применения сельскохозяйственных орудий для воздействия на гидроповерхность (вилами по воде писано).

Специфические методы лечения проблем позвоночника путем отправления ритуальных обрядов (горбатого могила исправит).

Сложности транспортировки жидкостей в емкости с мембраной с переменчивой структурой плотности (носить воду в решете).

Облегчение работы тяглового средства передвижения, обусловленное устранением изначально деструктивной единицы груза (баба с возу – кобыле легче).

Отсутствие необходимости применения в профессиональной деятельности лицами духовного звания русских народных инструментов (на фига попу гармонь).

Неустойчивый прогноз, содержащийся в высказываниях индивидуума с пониженной социальной активностью (бабушка надвое сказала).

Положительное влияние на процесс осуществления трудовой деятельности со стороны индивидуумов с низким коэффициентом интеллекта (работа дураков любит).

Отсутствие толерантности со стороны поголовья домашней птицы по отношению к некоторым млекопитающим отряда парнокопытных (гусь свинье не товарищ).

Характерные действия особей со специфическими внешними признаками, совершаемые в целях захвата наиболее высоко котируемого социального статуса на рынке (со свиным рылом – да в калашный ряд).

Место насекомых в иерархических системах пирамидального типа (всяк сверчок знай свой шесток).

Синдром отказа от самоидентификации, а также имущественных отношений с объектами (я не я, и лошадь не моя).

Потенциально возможные латентные способы использования вербальных средств общения для оптимизации труда и ускорения движения объектов (да пошел ты).

Влияние сезонных условий на процесс бухгалтерского учета домашней птицы (цыплят по осени считают).

Неадекватный подход к созданию брачной ячейки (кому и кобыла- невеста).

Соотношение длины ороговевшего эпидермиса и количества серого вещества в черепной коробке у особей женского пола вида Homo Sapiens (у бабы волос долог, да ум короток).

Отсутствие различий во вкусовых характеристиках некоторых овощных культур, произрастающих преимущественно на юге и в средней полосе части Евразии (хрен редьки не слаще).

Тип юридической сделки, в которой вербально-лингвистические знаки превалируют над валютными средствами (уговор дороже денег).

Отсутствие регресса при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде из продуктов растительного происхождения (кашу маслом не испортишь).

Индивидуумы, для которых выполнение государственных нормативных актов не является обязательным (дуракам закон не писан).

5. принятие решения.

Публикации по теме:

Методические разработки, планирование Педкеестер Педсоветы месяц Тема, повестка Ответственные Сентябрь Педсовет №1 «Новый учебный год на пороге детского сада»:.

Семинар-практикум для родителейСеминар-практикум для родителей Весной мы проводили семинар-практикум для родителей на тему «Играем – речь развиваем».Главной целью данного мероприятия было ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет на тему: «Развитие образной речи как составной части культуры речи».
Опубликовано: 17 ноября 2012 в 23:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет на тему: «Развитие образной речи как составной части культуры речи».» (включая файлы) размещена пользователем ольга корпусова (УИ 11532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД