Получи документы

Педсовет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Любовь Озерных
Педсовет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Повестка дня:

1. Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности.

Публикация «Педсовет „Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования“» размещена в разделах

2. Презентация педагогами экспериментальной деятельности с воспитанниками в детском саду.

3. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников».

4. Подведение итогов и принятие решений.

1. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ».

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.

В нашем детском саду в каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием, проводятся занятия по познавательно – исследовательской деятельности.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребё нок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

3. Презентация педагогами экспериментальной деятельности с воспитанниками в детском саду. Воспитатели.

4. Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.

Оборудование игры: компьютер, мультимедийный проектор, стол с секторами, вращающаяся стрелка, конверты с заданиями для педагогов, набор оборудования для проведения опытов.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация игры

Ведущий: Закрепим наши знания через деловую игру. Деловую игру мы начинаем:

I. «Разминка».

1. С какого месяца начинается зима (декабрь)

2. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?

3. С какого месяца начинается год? (январь)

4. Назовите восьмой день недели. -

5. Какой год самый длинный? Сколько дней? 366

6. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

7. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: дед Мороз, Дед Мазай, МЧС

8. Растительный мир – флора

9. Группа рыб – косяк

10. Животный мир – фауна

11. Часть растения, на которой держаться цветок и листья – стебель.

12. Группы птиц – стаи

13. Художник, автор картины «Утро в сосновом бору» - Шишкин

14. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы – наблюдение.

15. Подземная часть растения – корень

16. Художник, автор картины «Грачи прилетели» - Саврасов

II.Чье высказывание?

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное. Чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

Варианты ответов:

1. Макаренко

2. Выготский

3. Толстой

4. Сухомлинский

( ответ: Сухомлинский)

III.«Объяснялки»

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Ребенку нравиться это делать. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

IV. Вопрос-ответ

• По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

Правильный ответ: Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте :

Опыты с растениями

Опыты с животными

Опыты с объектами неживой природы

Опыты, объектом которых является человек

2. По месту проведения опытов:

В групповой комнате

На участке

В лесу, в поле

3. По количеству детей:

Индивидуальные (1 – 4 ребенка)

Групповые (5 – 10 детей)

Коллективные (вся группа)

4. По причине их проведения:

Случайные

Запланированные

Поставленные в ответ на вопрос ребенка

5. По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю)

Систематические

6. По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут)

Длительные (свыше 15 минут)

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

Однократные

Многократные, или циклические

8. По месту в цикле:

Первичные

Повторные

Заключительные и итоговые

9. По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

• Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

• Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода.)

2. Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней.)

3. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

(Роса.)

4. Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лёд.)

5. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька.)

6. Он летает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег.)

Подведение итогов и принятие решений.

1) Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

2) Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями. В группах предусмотреть место для постоянной выставки, место для приборов, место для хранения природного и бросового материалов.

1. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности, как в группе так, и на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты, планировать самостоятельную экспериментальную деятельность детей и предметно — развивающую среду для этой деятельности. (срок в течении учебного года)

2. Педагогам при проведении НОД планировать самостоятельное проведение детьми опытов. Формулировать проблему так чтобы дети высказывали свои предположения по решению проблемы, какие способы они видят при решении данной проблемы. Предлагать детям выбора материала для самостоятельной деятельности.

(срок в течении учебного года)

3. В работе с родителями запланировать оформить фотовыставку из фотографий семей воспитанников, запечатлевших проведение опытов и экспериментов в домашних условиях (срок 29 марта 2018г.)

4. При проведении педагогических советов, методических мероприятий привлекать специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физо, учитель-логопед, педагог-психолог) принимать участие.

- Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Современное общество - это образованные, активные, предприимчивые люди, которые способны быстро улавливать все тенденции развивающегося.

Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования» Доклад. Автор: Пельменёва Альбина Валентиновна воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N89.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии с ФГОС  Тема моей представленной работы «Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии.

Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность» Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического.

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Тема : «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Цель: создать оптимальные условия.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Эксперименты мы можем проводить не только в детском саду,.

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования Коллекционирование – это школа.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением,.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО Подготовила : Старший воспитатель МБДОУ д/с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 10:28
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Озерных (УИ 1298605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД