Приложение МААМ

Создание условий для речевого развития дошкольников через современные образовательные технологии

Ольга Киреева
Создание условий для речевого развития дошкольников через современные образовательные технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи педагогического совета:

1. Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

2. Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении

Публикация «Создание условий для речевого развития дошкольников через современные образовательные технологии» размещена в разделах

3. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников

4. развивать умения проектировать, конструировать процессы речевого развития дошкольников;

5. создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

6. контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка к педсовету

ПОВЕСТКА

1. Итоги решения предыдущего педсовета

2. Актуальность темы

3. Мини-игра «Речевая грамотность педагога»

4. Деловая игра «Методы и приемы речевого развития»

5. Результаты тематической проверки (аналитическая справка)

6. Итоги анкетирования родителей

7. Подведение итогов, проект решения педсовета

Ход педсовета:

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой.

Поделитесь пожалуйста наблюдениями, чем речь современных детей отличается от речи детей 10 лет назад?

С чем по вашему мнению это связано?

Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Лавиной хлынувшие технические новшества ускоряют этот печальный процесс обнищания и деформации речи. Вопрос: как не утратить красоту и образность речи? является в данном случае ключевым.

Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ и школы.

Человек, в детстве овладевший выразительными средствами языка, вряд ли будет обеднен в жизни среди техники и компьютеров, среди строгих категорий и понятий, и всегда найдет место сравнениям, метафорам, образам и эпитетам. И проблема забвения языка отчасти будет решена.

А в сложном процессе овладения средствами образной речи, выразительности языка поможет лингвистическая одаренность ребенка, свойственная периоду детства, его особое языковое чутьё к речи, то чего лишены многие взрослые в наше время. Нам как педагогам важно объединить усилия для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду с использованием всех возможных технологий, методик и научных разработок.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем - односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

КОЛЛЕГИ, предлагаю вам назвать условия успешного развития речи детей, которые мы можем создать в детском саду.

Условиями успешного речевого развития

1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

2. Владение педагогом правильной литературной речью.

3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрение детского словотворчества.

А теперь я предлагаю нам с вами совместно назвать основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают) :

- рациональное размещение в группе,

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы,

- соответствие интересам детей,

- постоянная сменяемость,

- эстетическое оформление,

- востребованность.

Одним из самых главных условий развития речи детей является владение педагогом правильной литературной речью. И сейчас мы проверим, обладаем ли мы с вами этой компетенцией

2. Мини-игра «Речевая грамотность педагога»

1 Задание Написать слова и расставить ударение:

Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, позвонит, начала, простыня, аргумент, договор, досуг, звонит, квартал, танцовщица, ремень, баловать, грушевый, сливовый, гренки, жалюзи, искра закупорил, мусоропровод, углубить, щавель, средства, торты, облегчить, цепочки, туфля

2 Задание Исправь ошибки:

Дети бежат в садик. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде, видишь как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку нужно сюда ложить, вот и поклади. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня

3 Задание Почувствуй разницу:

Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (одевать или надевать, затем шляпку стала, потом Сережу стала….

• Одевают Надежду.

• Надевают одежду.

БЛИЦ-ОПРОС

Игра проходит по очереди, педагоги отвечают и передают игрушку (попугая)

4. задание. Назовите название соков из: огурцов, арбуза, сливы, груши, крыжовника, брусники, клюквы, морошки, кизила, облепихи

5 Задание Что лучше? Что хуже (пример дерево твердое а камень тверже)

Коса тугая, а канат. ; ремень узкий, а поясок. ; кусты редкие, а лесок. ; речка близкая, а лес. ; яблоко румяное, а щека…; ландыш белый, а снег. ; хлеб черствый- а булка-…

6 задание. Что как делать? (образец : Я играл вчера, долго, весело, азартно и интересно. Добавить 5 слов) Я готовила ужин…. Я пела песню…

Я бежала на работу… Я писала план….Я отмечала Новый год…. Я танцевала….

7 задание. Подобрать похожие по смыслу слова, не менее 5

Бежит, бросает, печалится….дрожит…взлетает….,кричит….льется, закрывает….зазнается, поднимется…

8 задание. «Кто где живет?» Обезьяна живет в, корова живет в, овца живет в, лиса живет в., крокодилы живут в, пчелы живут в, птицы живут в …

9 задание. Объясните фразеологизм: А Васька слушает и ест. Авгиевы конюшни.

А ларчик просто открывался. Быть на седьмом небе. Вернемся к нашим баранам.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная

ситуация.

Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей:

от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания

ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких

образовательных ситуаций с одним дидактическим средством

(сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом) ,

но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого

характера.

Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций,

направленных на решение постепенно усложняющихся задач :

- научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить

- задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности,

- учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.

Например: «Добрые приветствия»

( цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия : «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.)

Примером специально созданных ситуаций могут быть игры-викторины:

«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности) .

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов.

Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: «Как рождается книга» ( цель: развитие речевого творчества детей.

Продукт проекта - авторские детские книги сказок, загадок, лимериков) ;

«Лучше сам или все вместе?» ( цель: развитие регуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой» ( цель: освоение этикета убеждения и спора) .

Примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников : литератрно-

музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

А так же, дидактические игры и упражнения

Интеллект- карты по речевому развитию

- Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

- Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

- Запоминаемость.

Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект- карта легко запоминается.

В педагогической практике можно применять интеллект- карты следующим образом :

1 – направление

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2 - направление

Развитие связной речи.

Составление рассказов по интеллект- карте.

Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д. Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Начать знакомство ребенка с интеллект-картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Деловая игра. «Определите методы и приемы решения речевых задач в ДОУ»

Разминка

Команды быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)

Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет) (компоненты это звуковой состав, словарь и грамматический строй речи)

Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)

Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)

Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

1 задание

задачи Методы и приемы для их решения

Овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

развитие речевого творчества;

2 задание

Я предлагаю определить пути решения поставленных задач. На работу вам дается 5 минут.

1 команда

Ребенку не интересна ООД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

Педагоги разбиваются на две команды, одна группа пишет приемы повышения интереса к ООД.

• Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.

• Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

• Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

• Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.

• Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

• Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.

• Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.

• Использование ИКТ технологии на занятиях

• Использование игровых приемов с игрушками, картинками, предметами поможет эффективно провести автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Вторая команда:

Как провести речевую игру с детьми, чтобы она была разнообразной, интересной, продуктивной? Что нужно для этого сделать?

1. Подобрать яркие, привлекательные предметы или игрушки соответствующие названию игры.

2. Продумать, откуда брать и на что раскладывать предметы или игрушки.

3. Презентацию игры проводить с одним ребенком.

4. Наблюдать за самостоятельной работой ребенка.

5. Подбирать разные предметы или игрушки к одной и той же игре.

6. Предложить ребенку самому подобрать материал.

7. Предложить ребенку продемонстрировать свой вариант игры.

8. Поощрять самостоятельность (фишками, похвалой, демонстрацией перед группой детей и взрослых).

4. Результаты анкетирования родителей «Речевое развитие современных детей» (справка по результатам анкетирования)

5. Итоги тематической проверки: «Система работы по речевому развитию через внедрение современных образовательных технологий».

В нашем ДОУ был проведён тематический контроль и результаты говорят сами за себя. (Зачитывается справка по результатам контроля).

Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.

СИНКВЕЙН- короткое стихотворение состоящее из 5 строк. Используется как эффективный метод развития образной речи. Подчинен определенным правилам.

Пример На тему жизни:

Жизнь. (1 слово, предмет или объект)

Активная, бурная. (2 слова, описание признаков и свойств)

Воспитывает, развивает, учит. (3 слова, глаголы)

Дает возможность реализовать себя. (4-5 слов, личное отношение автора к предмету или объекту)

Искусство (1-2 слова, резюме, суть объекта).

ЗАДАНИЕ: придумать каждой команде синквейн на тему «РЕЧЬ», «КНИГА»

Решение педагогического совета.

1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

2. Воспитателям всех групп дополнить РППС по речевому развитию : играми и пособиями, сделанными совместно с детьми (апрель 2023)

3. Всем педагогам усилить работу с детьми по речевому развитию как в ООД, так и в режимных моментах, включая СОТ по речевому развитию (метод проектов, метод интеллект-карт, ТРИЗ, Мнемотехник)

4. Планировать работу в уголке книги – оформление выставок индивидуальные и групповые беседы с детьми знакомство с художественной литературой

5. На основе полученных диагностических данных планировать и проводить индивидуальную работу с детьми по коррекции выявленных нарушений.

6. Педагогам групп оформить картотеку речевого материала : (картотека иллюстраций с последовательно развивающимся сюжетом, иллюстративного сюжетного материала, мнемокарт, согласно возраста детей. (12.02. 2023)

7. Включить в план работы с родителями воспитанников мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников речевой активности, норм развития правильного звукопроизношения

8. Создать в группах картотеку интеллект-карт по темам проектов, в старшем дошкольном возрасте совместно с детьми. 14.05.2023)

10. С целью развития словотворчества у детей старшего возраста, создать в группах книгу сказок, придуманных детьми, посредством использования СОТ

(14.05.2023)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для речевого развития дошкольников через современные образовательные технологии
Опубликовано: 9 марта 2023 в 09:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для речевого развития дошкольников через современные образовательные технологии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Киреева (УИ 251801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД