МААМ-картинки

Педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду» (1 фото)

Татьяна Ляпустина
Педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повысить значимость организации сюжетно - ролевой игры в воспитательной деятельности в ДОУ

Задачи:

• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.

• Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно - ролевой игры.

Ход педсовета:

Упражнение-разминка «По секрету всему свету». Цель: проявить остроумие и воображение.

Публикация «Педсовет „Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду“» размещена в разделах

Каждый должен придумать какую-нибудь вымышленную «новость». Старший воспитатель: «А вы слышали, что завтра объявили выходной?». Следующий участник: «А вы слышали, что новый год будет весной?» и т. д. и т. п. Мы развиваем воображение детей и вовлекаем их в игровой процесс.

Старший воспитатель: «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, прыгали на скакалках. Мы уже мало были вовлечены в дворовые игры субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;" Думается, что соседство этих фраз не случайно. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 6) полное отсутствие игры в школе; 7) жесткое программирование свободного времени детей; 8) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГОС ДО вернуло педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития.

Сюжетно-ролевая игра – идеальная возможность для приобретения социальных навыков. Игра помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно работать со страхами. Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.

Алгоритм сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

- Прямое руководство (с вмешательством в игру).

Создание предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возрастных особенностях детей, интересов детей.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.

Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

Необходимо привлекать воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.

Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности.

Ответьте на вопрос. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Экспресс-опрос

• Перечислите предпосылки сюжетно - ролевой игры.

• Назовите этапы становления сюжетно - ролевой игры

• Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль»(Д. Б. Эльконину)

• Назовите наиболее известных авторов -ученых, занимающихся проблемами изучения игры

• Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

- Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом с друг другом.

- Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

- Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.

- С увлечением играют в путешествия.

7. В каком международном документе зафиксировано право на игру?

8. Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

9. Творческий характер игры определяется наличием? (замысла)

Угадай-ка.

К какой сюжетно-ролевой игре вы применили бы эту музыку?

— Кабалевский. Клоуны. (цирк)

— Кабалевский. Кавалеристы. (военные)

— Чайковский. Болезнь куклы. (больница)

— Спайс. Космическая музыка. (космонавты)

— Моцарт. Колыбельная. (семья, детский сад)

Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ- воспитатель Казанцева И. Н.

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников» (видеоподборка) – учитель – дефектолог Лаптева С. С.

Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками.

Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.).

Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку".

В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки.

В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей …. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра –это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Деловая игра «Винегрет из сюжетных игр»- воспитатель Кириллова Н. В.

Первое задание.

Назовите все профессии к играм: «салон красоты» и «магазин игрушек». Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор - врачи - медсестра - педиатр прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар –гардероб, главврач.

Второе задание. Ответьте на вопросы

1. Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.

2. Он – главная фигура в дошкольном учреждении.

3. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними

4. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т. п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.

5. Отрасль педагогики, изучающие принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.

6. Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.

7. Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.

Ответы: 1. Режиссерская

2. Ребенок

3. Игра

4. Подражание

5. Методика

6. Правила

7. Роль

Третье задание.

1 команда: Составьте перечень атрибутов для сюжетно- ролевой игры «Морской порт» (корабли, шлюзы, портовый кран для погрузки грузов, корабль, машина, фигурки людей)

2 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры "Пожарная станция" (диспетчерский пункт, гараж, вертолетную площадку, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонку, фигурки диспетчера и пожарных)

Четвертое задание: «Виртуозы»

Командам выдаются листок и ручка. Необходимо за ограниченное время написать как можно больше сюжетно-ролевых игр.

Детский сад

Семья

Магазин – овощной, хлебный, игрушек

Пароход

Больница

Парикмахерская

Автобус

Зоопарк

Моряки

Зубной врач

Прачечная

Салон красоты

День рождения

Столовая

Кондитерская фабрика

Поликлиника

Животноводы

Аптека

Строители космодрома

Путешествие в дальние страны

Цирк

Пограничники

Рыболовецкое судно

Зоолечебница

Почта, телеграф

Газетный киоск

Дискотека

Космическое путешествие

Лесная школа

Улица и др.

Пятое задание: «Программисты»

Командам за определенное время необходимо определить соответствующую возрастную группу.

1. Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. (От 2 до 3 лет.)

2. Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником. (От 3 до 4 лет.)

3. Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. (от 4 до 5 лет)

4. Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением. (От 5 до 7 лет.)

Побеждает команда определившая правильно возрастную группу в программном содержании.

Шестое задание – Найдите на столе предметы-заместители к игре «Дом», «Поликлиника».

Восьмое задание: «Сюжетно – ролевые игры 21 века»

Фестиваль атрибутов к сюжетно – игровой игре (педагоги представляют свои атрибуты).

Рефлексия.

Педагоги по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:

Сегодня я узнала…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполняла задания…

Я поняла, что…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что…

Я приобрела…

У меня получилось …

Я попробую…

Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям.

Решение педсовета:

1. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты, побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации.

2. Ежедневно проводить сюжетно - ролевые игры, использую атрибуты и пособия направленные на развитие эмоциональной сферы личности ребенка.

3. Тематический контроль по сюжетно - ролевым играм осуществить в декабре 2021года.

Педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду»
Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Конспект занятия по социализации «Я в детском саду» Цель: создать положительный эмоциональный климат в группе. Задачи: развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике»Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике» Сюжетно- ролевая игра "В поликлинике"(с воспитанниками подготовительной группы) Кулыгина Н. Н, воспитатель МАДОУ "ДСКВ №35"п. Бугры Ленинградская.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка (фотоотчёт)Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка (фотоотчёт) Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенкаСюжетно-ролевая игра в жизни ребенка СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду»
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 09:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ляпустина (УИ 668676) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД