Надежда Кучер
Консультация «Пение и подпевание как средство развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пение и подпевание как средство развития речи детей раннего возраста.
Кучер Надежда Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 126
Город Иркутск
Родная речь является важнейшим инструментов в общении, жизни людей. Каждый родитель, педагог понимает необходимость развития правильной речи ребенка уже с пеленок.
Публикация «Консультация „Пение и подпевание как средство развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Использование различных методических приемов, преемственных для раннего возраста дает положительные результаты без принуждения и трудностей для детей. Специфика данного возраста такова, что обучение происходит в основном в игровой форме, с привлечением ярких, понятных игрушек, картинок, подвижных и сюжетных игр.
Эффективным для более успешного, интересного обучения развитию речи будет являться пение как на музыкальных занятиях, так и в другой разнообразной деятельности детей. Известно, что в раннем возрасте дети проявляют искренний интерес к музыке и с удовольствием слушают ее, хотя длительность непрерывного восприятия остается небольшой. В этом возрасте малыши в течение 3-4 минут могут слушать несколько песен (или пьес, но между ними детям необходимо менять деятельность, например можно выполнять музыкально – ритмические действия, содержательно связанные с музыкальным образом песни (после прослушивания песни о зайчике попрыгать как зайчик и т. п.). В музыке дети чувствуют настроение, общий характер, отдельные интонации, эмоционально откликаются на нее. Ребенок все больше проявляет себя в певческой деятельности: развивается подражательность в пении, не только отмечаются импульсивные вокализации в ответ на пение взрослых, но и наблюдается подпевание им в виде отдельных слогов («да-да-да», слов («дом». «Катя», звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав»).
Малышу становится интереснее запомнить и воспроизвести звукоподражание машины, если предложить взять цветное кольцо, покрутить его и нажать в середину, прослушивая при этом песенку про машину, в которой взрослый ярко и весело пропевает: «Би-би-би». Сначала ребенок будет лишь смотреть, слушать, а затем повторять и подпевать.
Известно, что детям иногда легче пропеть слово, звукоподражание, чем проговорить или повторить его по просьбе взрослого.
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью, сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно, и распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. Для этого при обучении используются различные приемы, в том числе пение и подпевание.
В раннем возрасте музыка вызывает искренний интерес у детей, привлекая внимание к игрушкам, совместным играм, общению со взрослым, таким образом, помогая обучению, в том числе и в развитии речи.
Самым первым этапом является развитие слухового внимания. Для этой цели педагог пропевает небольшие песенки, приучая малышей вслушиваться в слова, понимать о ком или о чем идет речь, постепенно подпевая. Регулярное применение такого приема становиться для детей обязательным этапом занятия, например, при рассматривании картинок или знакомстве с новой игрушкой, получая новые знания об окружающем мире в более непринужденной, веселой обстановке.
Для развития слуховой памяти необходимо несколько раз в течение изучения речевой темы повторять песенки и потешки, побуждая запоминать и со временем подпевать, вставлять в некоторых местах отдельные слова или простые звукоподражания во время пения взрослого или после песни. Таким образом, интерес к игрушке, вызванный пением помогает детям быстрее запоминать звукоподражание, например, домашних животных.
В освоении движений, физического воспитания музыка и пение имеют также большое значение. Речь взрослого становиться основным регулятором поведения. Малыши охотнее выполняют упражнения физкультурной разминки, если слышат, как взрослый озвучивает выполнение движений, быстрее начинают понимать значение слов «хлопаем в ладоши» или «покружились», обогащая пассивный словарь, в дальнейшем применяя выражения в активной речи. То же относиться и к танцам.
При использовании музыкального репертуара с голосом взрослому необходимо пропевать слова, своим примером побуждая детей подражать и повторять простые слова и звукоподражания.
Дети с удовольствием и активно участвуют в музыкально сюжетных и подвижных играх. Дети используют в них подражательные движения и меняют их, согласуя с текстом стихотворения. А если строчки пропевать, то процесс игры станет детям еще более интереснее. В играх, направленных на развитие речи большую помощь оказывает пение, так детям становиться понятнее, когда меняется движение, или выступает другой герой, если смена сопровождается пением, например, мышек. Они с удовольствием пищат, отрабатывая правильное произношение звука [И] в слогах.
Большое значение в развитии речи оказывает развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики. Упражнения и игры, направленные на развитие этих навыков, легче, быстрее запомнятся детям, если использовать музыку, особенно с пропеванием слов, так как дети раннего возраста очень эмоционально откликаются на музыку, им становиться интереснее повторять движения пальчиковой и артикуляционной гимнастики в сопровождении с пением.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Для того чтобы такого не случилось, необходимо развивать чувство ритма уже в раннем возрасте, используя для этого музыку. В силу особенностей восприятия, лучше всего в этом помогут небольшие песенки, потешки, понятные детям по содержанию и простые для воспроизведения. Особенно вызывает интерес игра на детских музыкальных инструментах, сопровождаемая пропеванием небольших попевок («Кап-кап, дождик» или «Дятел тук-тук-тук», что способствует еще и скорейшим запоминанием, и в дальнейшем употреблением в активной речи слов и звукоподражаний.
Быстрее и эффективнее происходит запоминание звукоподражаний при ознакомлении с окружающим миром при рассматривании картинок, игрушек и т. д. при озвучивании небольшими песенками, потешками о рассматриваемом предмете.
Еще в далеком прошлом, когда не существовало телевидения, магнитофонов, музыка и пение занимали большое место в жизни людей и воспитании детей, будь то колыбельная или работа, праздник или горе. Не стоит забывать об этом и в наше время, когда угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров становиться одной из самых актуальных проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Борисенко, М. Г. Чтобы чисто говорить, надо… (развитие общеречевых навыков) [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – Паритет, 2003. – 128с.
2. Выскребенцева, Е. В. Праздники для дошколят. Книга для воспитателей и родителей [Текст] / Е. В. Выскребенцева. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 319 с.
3. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет [Текст] / А. С. Галанов. – Аркти, 2002. – 64 с.
4. Костина, Э. П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Э. П. Костина. – Просвещение, 2006. – 224с.
5. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие [Текст] / Г. М. Лямина. – Айрис дидактика, 2006. – 94с.
6. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Г. А. Праслова. – Детство – пресс, 2005. – 384с.