Получи документы

Передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

елена васильева
Передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 Советского района Волгограда»

Передовой педагогический опыт

«Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Автор опыта : воспитатель

Васильева Елена Викторовна

г. Волгоград

2015г.

I. Информационно-справочные сведения об опыте :

Тема опыта :

Публикация «Передовой педагогический опыт „Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Автор опыта : Васильева Елена Викторовна воспитатель первой квалификационной категории.

Место функционирования: 400038 г. Волгоград ул. им. В. Терешковой д. 32 а. Тел: (8442) 40-52-22

Степень новизны: опыт по новизне является репродуктивным.

Длительность функционирования опыта : с 2014г.

II. Технологические сведения об опыте

Актуальность опыта

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических знаний максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объектом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребенка.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Анализируя программу воспитания и обучения в детском саду, мною было отмечено, что в ней не достаточно представлен раздел по развитию занятий в игровой форме. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания.

Необходимость использования игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин :

- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения

- освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»)

- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов

- недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Игра во многом способствует преодолению трудностей.

Цель опыта : выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственно образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи опыта :

- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме

- изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в дошкольном учреждении в современной педагогической литературе

- изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математики.

- изучить на практике воздействие игры на мыслительные процессы дошкольников

- активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в непосредственно образовательной деятельности формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Педагогические средства, используемые в опыте :

1. Предметно – развивающая среда, обогащенная разнообразными книгами, журналами, играми.

2. Непосредственно образовательная деятельность.

3. Совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры)

Технология опыта

Для реализации цели опыта свою работу я разделила на несколько этапов.

Этап первый: Изучение литературы по теме опыта

Этап второй: Изучение состояния работы по направлению «Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста» в своей группе:

- Анализ и проектирование предметно-пространственной среды

- Наблюдение за детьми

Этап третий: Разработка и реализация годового плана работы с детьми по развитию математических представлений с учетом взаимосвязи воспитателей, родителей.

Этап четвертый: Проведение итогов по реализации опыта :

- Мониторинг развития детей

На первом этапе я изучила методическую литературу по теме своего опыта : «Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста». «Занятия по формированию элементарных математических представлений» в подготовительной и старшей группах И. А. Помораевой; «Математика в детском саду» В. П. Новиковой; «Дошкольник изучает математику» Т. И. Ерофеевой; «Воспитатель ДОУ №2 – Решение логических задач»; «Математика в детском саду» Л. С. Метлиной; «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайловой.

На втором этапе изучила состояние работы по направлению «Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста». на данном этапе работы в процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей математическое обучение детей, я учитывала:

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные особенности.

В группе я оборудовала уголок, где ребенок может просмотреть книги, журналы. Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на познание математических представлений, в уголке я разместила разные виды игр. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для общения с каждым ребенком индивидуально.

Работая в детском саду, я выявила, что у детей слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать.

Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети не умеют играть, используют предметы и игры не по назначению.

На третьем этапе реализации опыта в основу планирования я использовала календарно – тематический принцип. Планирование выстраивалось поблочное. Первый блок – интеграция образовательных областей в НОД. Второй блок – совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми. Третий блок – взаимодействие с родителями. При разработке конспектов НОД я учитывала, что формирование элементарных математических представлений выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

В своей работе с детьми дошкольного возраста использовала различные формы и методы : игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним, создание развивающей среды в группе, использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни; для родителей представлены письменные консультации.

В этом возрасте по – прежнему игра остается основной деятельностью. Особую роль в обучении детей отводится таким играм, как развлечения, праздники, соревнования, викторины, КВН. Эти игры оказывают благоприятное влияние на их всестороннее развитие. Дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющие знания.

Игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о качестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величину и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических форм.

Выполнение игр вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоение способов познания.

Все игры я для себя разделила на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами;

5. Игры на логическое мышление.

Разрабатывая содержание игр, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игр не должно быть случайным. Каждое использование игр имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

В начале своего исследования я провела проверку: все ли дети умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотношением один к одному, определением на глаз или сравнением чисел, умеют ли дети сравнивать численности совокупностей, отвлекаясь от размеров предметов и площади, которую они занимают.

Проверка подсказала на какие вопросы следует обратить внимание, какие дети не смогли овладеть счетом.

Для прочного усвоения знаний детьми их необходимо заинтересовать:

- привлекательностью пособий

- игровыми упражнениями

- отгадыванием загадок математического содержания

- стихами о цифрах

- сказками

- рисованием с использованием цифр

При изучении геометрических фигур, дети любят играть в игры «Какая фигура лишняя», «Пара слов», «Подбери по форме», «Аппликация», «Только одно свойство».

Очень часто использую игры с палочками: «Составь фигуру», «Выложи фигуру».

При знакомстве с цифрами предлагаю такие игры как : «Веселый счет», «На зарядку становись».

Сопоставление совокупностей разных предметов : «Каких елочек больше – высоких или низких».

Через игру необходимо подводить детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д.

Познакомив детей с днями недели, через игру объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Рассказала о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый день. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности: «Живая неделя».

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи игр «Архитектор», «Путешествие матрешки» дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить.

Поскольку обучение формированию элементарным математическим представлениям – длительная работа, потребовалось участие родителей.

Для них я проводила консультации, давала советы, рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, старалась подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

На заключительном этапе я провела наблюдение за детьми. У детей появился интерес к математическим знаниям. Тематика игр расширилась. Из результатов мониторинга можно судить об эффективности проведенной работы. Данные оказались на высоком уровне.

Результат:

1. У детей повысился интерес к формированию математических представлений

2. Стали усваивать лучше программный материал

3. Выполняют сложные задания

4. Развивается память, мышление, творческие способности.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту. На третьем году жизни дети становятся.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора Математические игры «LEGO СЧЕТНАЯ ЛЕСЕНКА» (СРЕДНЯЯ ГРУППА) Цель: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Инновационный педагогический опыт «Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста» "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1. Старший дошкольный возраст 2. Познавательная деятельность 3. Фронтальная форма проведение занятия 4. Продолжительность занятия 30 минут.

Опыт работы «Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста» Введение. Условие возникновения, становления опыта. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический опыт по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности» "Здоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 августа 2016 в 20:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД