Передовой педагогический опыт «История, быт и традиции Липецкого края»

Ираида Иванова
Передовой педагогический опыт «История, быт и традиции Липецкого края»

ОПИСАНИЕ

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЕТСКИЙ САД № 40 ГОРОДА ЛИПЕЦКА

ИВАНОВОЙ ИРАИДЫ ЛЕОНИДОВНЫ

Информация об опыте

Тема: «История, быт и традиции Липецкого края»

Сведения об авторе

Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель;

• образование – высшее, педагогическое, Липецкий государственный педагогический институт, 1981 г., факультет иностранных языков; институт современного образования г. Воронеж, 2015 г., дошкольная педагогика и психология.

• квалификационная категория - высшая;

педагогический стаж работы – 37 года;

• стаж работы в данной должности - 14 лет.

Условия возникновения опыта

После распада СССР. Крушения коммунистической системы, в российском государстве произошли политические и экономические изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества.

Сегодня мы являемся свидетелями острых социальных противоречий и конфликтов, вызванных стремительным разрушением существовавших при социализме идеалов и ценностей.

«События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского сознания».

В это сложное время мы, действительно, на многое уже смотрим по-иному, многое переоцениваем, но многое и открываем для себя заново. В первую очередь, это относится к нашему историческому прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно.

Педагогу выпала честь и доля в сложное время больших перемен не только передать детям все богатство отечественной культуры, но и научить беречь его, сохранять высшие ценности, нести нравственные идеалы, развивать духовные традиции России.

Поставленные задачи могут быть успешно реализованы в краеведческой работе дошкольных учреждений. Ведь краеведение обладает большим воспитательным потенциалом в формировании мировоззрения и духовно-нравственных убеждений дошкольников.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «История, быт и традиции Липецкого края» Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями родного края, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, какие традиции существуют на Липецкой земле.

Актуальность

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, В. М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились и отдыхали, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит, восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

В «Национальной доктрине развития образования в РФ» (2000 г.) особое звучание придано проблеме решения задач исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

«Нельзя заставить приказом Родину любить. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне своей надо сформировать, воспитать».

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в формировании у детей представления о традициях и быте Липецкого края; пробуждении интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека; воспитании эстетического чувства; развитии эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Длительность работы над опытом

Данный опыт разрабатывался и обобщался с 2015 по 2018 г. г.

Работа над опытом проходила поэтапно:

1 этап (2015 – 2016 г. г.) – аналитико-диагностический. Изучалась и анализировалась литература по данной теме, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.

2 этап (2016 – 2017 г. г.) – практический. Проводилась разработка ОД, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по изучению колядок, песен, закличек, стихов, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап (2017 – 2018 г. г.) – аналитико-обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученных в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.

Диапазон опыта работы охватывает регламентированную и нерегламентированную образовательную деятельность, индивидуальную работу, работу с родителями, окружающим социумом.

Теоретическая интерпретация опыта

Теоретико-методологической основой педагогического опыта являются: философские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образования Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолова, М. С. Кагана, Б. Т. Лихачева и др. ; концепции деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, развивающего обучения Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Б. Запорожца и др. ; идеи народности в воспитании Г. Н. Волкова, Т. С. Комаровой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, и др. ; современные концепции воспитания и социализации личности Б. Г. Ананьева, З. Н. Богуславской, В. И. Журавлева, И. Я. Лернера, Б. Т. Лихачева, В. И. Логиновой, А. В. Мудрика, В. А. Петровского, В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова, Н. Е. Щурковой и др. ; теории воспитания и развития дошкольников М. И. Богомоловой, Р. С. Буре, Л. А. Венгера, Н. Ф. Виноградовой, В. В. Давыдова, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, Н. А. Коротковой, Т. А. Куликовой, Т. А. Марковой, Н. Я. Михайленко, Л. Ф. Островской, Н. И. Поддьякова, Э. К. Сусловой, Е. А. Флериной и др.

В раскрытии сущности поликультурного образования особую роль играют философско-гуманистические и педагогические идеи К. Д. Ушинского. Он заложил идейно-теоретические основы национального воспитания, которые в настоящее время являются составной частью теории поликультурного образования. Одним из средств воспитания К. Д. Ушинский считал приобщение к народной культуре, с помощью которой развиваются основные качества личности и свойства национального характера. Особое место в воспитании он отводил родному языку, как части народной культуры. К. Д. Ушинский, являясь основоположником принципа народности в воспитании, считал, что у каждого народа есть собственный идеал человека и должна быть выстроена своеобразная воспитательная система, основанная на традициях народной педагогики и включающая достижения национальной культуры. Воспитание, созданное самим народом и основанное на национальных началах, имеет особую силу, которой нет в самых лучших системах, базирующихся на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В. И. Даль, И. С. Сахаров, М. Забылин, А. Н. Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А. В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Исследователи данной проблемы Г. В. Алексеева, К. В. Чистов, Т. В. Черник, Н. Е. Черноиванова, С. Б. Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Новизна педагогического опыта работы заключается в тщательно продуманной интеграции работы по ознакомлению дошкольников с историей, бытом и традициями Липецкого края как части поликультурного воспитания в системе образовательных областей через разные виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., в создании модели организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС.

Работа по ознакомлению дошкольников с историей, бытом и традициями Липецкого края требует продуманного подхода, позволяющего отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему. Поэтому я строю работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

• непрерывность и преемственность педагогического процесса;

• дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

• деятельный подход;

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Оптимальность и эффективность средств в реализации педагогического опыта стала возможна при выполнении следующих условий:

• профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения в работе по поликультурному воспитанию детей посредством игры (семинары, консультации, практикумы);

• создания предметно-игровой развивающей среды в дошкольном учреждении;

• тесного взаимодействия дошкольного учреждения с ансамблем «Зень»;

• тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в данном направлении.

Мотивация и активизация познавательной активности детей, повышение эмоциональной отзывчивости, эстетического и нравственного сопереживания к истории, быту и традициям Липецкого края осуществляется через применение следующих методов:

• эмоциональная насыщенность пространственной предметно-развивающей среды;

• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

• экспериментирование и опыты;

• элементы творчества и новизны;

• игровые и воображаемые ситуации;

• метод моделирования и конструирования.

Результативность опыта.

В течение многих лет я приобщала детей к изучению родного края и сегодня могу говорить о результатах своей работы.

Анализируя результаты работы, могу отметить, что дети, изучая историю края, с уважением относятся к природе и культурному наследию своего народа, искренне гордятся заслугами и достижениями земляков. Дети стремятся строить взаимоотношения на основе нравственных ценностей – добра и взаимопомощи, что свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности их нравственных качеств.

Проделанная работа не могла отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы. Анализ знаний свидетельствует о сформированности навыков с документально-художественными источниками информации, овладении навыками групповой и индивидуальной самостоятельно-поисковой работы. Дети способны ориентироваться в образцах народно-прикладного искусства края, рассматривая их как информативный источник об истории развития народного ремесла и искусства Липецкой земли.

Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог – ребенок – семья.

Литература:

1. Астахов В., Дюкарев Ю., Сарычев В. «Заповедная природа Липецкого края на рубеже тысячелетий» - Липецк, 2000.

2. Винников А. З., Синюк А. Т. «По дорогам минувших столетий» - Воронеж, 1990.

3. Гаврилов Д. В. «Из истории Липецкого края» - Воронеж, 1969.

4. «Записки Липецкого областного краеведческого общества», Вып. 1 - Липецк, 1995; Вып. 2 - Липецк, 2000; Вып. 3 - Липецк, 2002.

5. «Елецкая быль. Краеведческие сборники» - Липецк, Елец, вып. 1-8, 1994-1999.

6. Жданов В. М., Мартынов А. Ф. «Из прошлого Липецкого края» - Липецк, 1959.

7. Клоков А. Ю., Найденов А. А. «Усадьбы Липецкого края» - Липецк, 2015.

8. Колтаков В. М. «Страницы истории» - Липецк, 1991.

9. «Краткая история Липецкого края. Краеведческое пособие по истории СССР для 7-10-х классов» - Воронеж: 1979. «Липецк. Начало истории» - Липецк, 1996.

10. «Липецкая область: Золотой юбилей. 1954-2004» - Липецк, 2004.

11. Липтенков В. В. «Елецкие древности» - Воронеж, ВГПУ, 1998.

12. «Липецкая энциклопедия» Т. 1 «А-Е». Липецк, 1999; Т. 2. «Ж-О». Липецк, 2000; Т. 3. «П-Я» - Липецк, 2001.

13. Ляпин Д. А. «На степном пограничье: Верхний Дон в XV-XVII веках» - Липецк, 2013.

14. «Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область» - Москва, 1980.

15. Медведев В. А. «Знаете ли вы свой край?» - Воронеж, 1982.

16. Найденов А. А., Болдырев Р. В. «Исторический квартал: иллюстрированный научно-популярный альманах историко-культурного наследия Липецкого края» - Липецк, 2014.

17. «Писатели Липецкого края» - Воронеж, 1986.

18. Поляков В. Б., Клоков А. Ю., Щукина Е. П. «история Липецкого края с древнейших времен до наших дней» - Липецк, 2004.

19. Прохоров В. А. «Липецкая топонимия» - Воронеж, 1981.

20. «Путешествие по Липецкому краю» - Воронеж, 1972.

21. Рудаков Л. Е. «По следам легенд» - Воронеж, 1986.

22. «Русские провинциальные усадьбы» - Воронеж, 2001.

23. «События и даты Липецкой области на 2004 год» - Липецк, 2003.

24. «Хрестоматия по истории Липецкого края с древнейших времен до 1917 года» - Липецк, 1995.

25. Шнайдер А. Г., Шнайдер И. В., Шонина К. В. «Самый полный путеводитель. Липецкая область» - Липецк, 2015.

Публикации по теме:

Беседа в старшей группе «Быт и история русского народа» "Быт и история русского народа" составитель: Гелашвили А. В. Цель:Познакомить детей с бытом русского народа, с национальной одеждой, традициями.

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по знакомству с ремеслами Липецкого края «Кружево елецкое» Конспект в подготовительной группе «Кружево елецкое» Цель: познакомить детей с промыслом и изделиями Елецких кружевниц. Задачи: 1. Закрепить.

Конспект занятия в подготовительной группе «Историческое прошлое Кубани: история заселения, жизнь, быт казаков» Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать.

Консультация «Масленица: история и традиции» Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длиться семь дней. В это время люди веселятся,.

НОД «Быт и традиции русского народа»НОД «Быт и традиции русского народа» Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Быт и традиции русского народа» Автор: воспитатель МАУДО «Детский сад.

ОД «Традиции и быт русского народа» в средней группе Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. Задачи: - познакомить детей с избой.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Передовой педагогический опыт «История, быт и традиции Липецкого края»
Опубликовано: 23 июня 2018 в 23:52
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Разноцветная осень»
Название проекта: «Разноцветная осень». Руководитель проекта: Воспитатель Кинаш Е. Е. Участники: воспитатель, дети, родители. Возраст детей: 4-5 лет....
Фотоотчет по игре современной технологии «Геокэшинг».
В нашем саду есть традиция проводить "Клубный час". Но как мы современные воспитатели. Я решила провести по современной технологии "Геокэшинг" У меня в...
Конспект ООД по ФЭМП на тему «Как помочь Буратино»
МБДОУ детский сад №16 «Жемчужинка» Конспект ООД по ФЭМП Тема: Выполнила: воспитатель Сатаева Е. К Программное содержание: 1....
Экологическая театрализованно — игровая программа «В гостях у Мусорины Кислоткиной»
Сценарий игровой программы. В гостях у Мусорины Кислоткиной. каждому при входе привязать разноцветные ленты на ручку ( допустим 7 цветов как радуга) потом,...
Фотоотчёт «Лето, лето к нам пришло!»
Лето-удивительное время года, когда дети всё свободное время в детском саду, кроме дневного сна, проводят на на свежем воздухе. Поэтому важно организовать...