Получи документы

Передовой педагогический опыт по формированию самостоятельности детей дошкольного возраста

Ольга Алимова
Передовой педагогический опыт по формированию самостоятельности детей дошкольного возраста

Самостоятельность – очень важная черта личности человека и очень неоднозначная. Как часто мы сетуем на неумение нашего ребенка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него все валится из рук, самое элементарное задание вызывает затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводит до конца, отвлекается, если не проконтролировать. Приходится с сожалением констатировать: самостоятельность не сформирована. А может она просто несвойственна детям определенного возраста? Тогда в каком возрасте возникает? Можно ли ее целенаправленно формировать?

Публикация «Передовой педагогический опыт по формированию самостоятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Приблизительно меду вторым и третьим годами жизни, на границе раннего и дошкольного возраста, ребенок начинает отстаивать свое право на самостоятельное осуществление действий. Средства защиты этого права самые разнообразные. Вот малыш вырывает руку у мамы, которая ведет его по лестнице, и заявляет: «Моя ручка» (имея в виду, что спускаться он будет сам и держать его не надо). Законное требование. Такое устремление заслуживает уважения.

На первый взгляд выстраивается простая и ясная картина. В определенный момент жизни у ребенка возникает стойкое желание выполнять какие – то действия самостоятельно. Он стремиться к этому всеми силами. Если взрослые поддерживают его, излишне не опекают, понимают, то тогда успешно развивается эта положительная черта характера. К сожалению, многие родители замечают, что их дети слов «я сам» не произносили никогда, никаких попыток самостоятельных действий не предпринимали, хотя их всячески побуждали к этому. Другие доказывают: настойчивое стремление к самостоятельности в 2 – 3 года к 5 – 6 годам резко падает. Выходит, что первые признаки самостоятельности со временем исчезают. Тогда, может быть, первые слова «я сам», как и первые попытки самостоятельно действовать, к самостоятельности никакого отношения не имеют? Нет, имеют и самое непосредственное, но они пока еще не являются самостоятельностью в полном объеме. Это лишь признак зарождения ее самых важных и необходимых компонентов.

Уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной, совершаемой ребенком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и еще одну характеристику - степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, мы всегда можем определить, кто из них более самостоятелен, т. е. более настойчив, меньше рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании, сам решает, как его исполнить.

Степень и уровень самостоятельности позволяет определить это качество как нечто, имеющее общую, единую структуру на всех уровнях и при любой степени выраженности. Общность структур заключается в том, что всякий раз, осуществляя деятельность, индивид демонстрирует особое качество с опорой только на собственные знания, умения и навыки. Следовательно, деятельность является самостоятельной только тогда, когда совершающий ее человек овладевает ею в полном объеме, т. е. становится ее носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.

Одна из первых целостных деятельностей – предметная. Ее формирование завершается приблизительно к 3 годам, с появлением способности исполнить ее без поддержки окружающих.

Но вот наступает время, когда и общезначимость своего продукта малыш будет оценивать сам. Это происходит около 3 лет его жизни или чуть позже. Овладение способностью соотносить результат в деятельности с предварительным намерением – последний компонент в становлении целостной деятельности, а, следовательно, и самостоятельности. Овладев всеми тремя компонентами предметной деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля, малыш оказывается способным воспроизводить ее самостоятельно. Только постепенно изжив в своих предметных действиях элемент содействия взрослого, ребенок становится самостоятельным. Но, не пройдя этой школы взаимодействия, ребенок не станет самостоятельным. Вот почему не все дети, достигнув трехлетнего возраста, просят, чтобы им разрешили действовать самостоятельно. Их слишком рано и интенсивно приобщали к самостоятельности, а они были к этому не готовы. И, как результат, «синдром беспомощности».

Однако, почему самостоятельность в предметной деятельности у детей 5 – 6 лет падает? Потому, что предметная деятельность в этот возрастной период перестает быть ведущей – сменяется другой, в которую переносятся все его интересы. Его предметная деятельность, некогда изумлявшая родителей, становится для окружающих само собой разумеющийся. Не значимая для других, она незначима и для него самого.

Итак, стоит выделить основные этапы становления самостоятельности, на которых правильные педагогические воздействия взрослых во многом определяют дальнейшую судьбу детей.

1. Самостоятельность - многокомпонентное психическое образование, включающее в себя:

• Способность ставить перед собой задачу,

• Способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения,

• Способность соотносить полученный результат с исходным намерением.

2. Данные компоненты самостоятельности возникают в онтогенезе неодновременно. Взрослые должны бережно относиться к инициативе ребенка, поощрять ее и помогать осуществлять задуманное. Часто нереализуемая инициатива способна исчезнуть, не закрепившись в характере, и губительно скажется на всем процессе становления деятельности.

3. Следующий этап – формирование такого компонента самостоятельности как способность совершать целесообразные, ведущие к достижению поставленной цели действия. Родители должны присматривать за играми детей и направлять их действия.

4. Третий компонент полной самостоятельности – способность ребенка к оценке своих действий – завершает в целом этот процесс. Однако, контроль за успешностью своей деятельности еще несовершенен и требует коррекции, дополнений и порой защиты от самих детей. Ребенок, не добившись необходимого результата, бурно переживает свое неумение. Он страдает почти физически, когда его достижение не соответствует замыслу. Необходимо поддерживать ребенка, вселить уверенность в успехе и радоваться за него – он стал совсем самостоятельным.

Публикации по теме:

Опыт работы по формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста подготовила: Гнусенкова Елена, воспитатель МДБОАУ № 71 "Лучик" г. Орска Цель: Формирование игровых умений у детей среднего дошкольного возраста.

Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Консультация "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"Часто можно наблюдать такую ситуацию. Двухлетний Илюша.

Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами» Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.

Педагогический опыт по проблеме «Краеведческие знания в Патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогический опыт по проблеме «КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» воспитателя МАДОУ «Центр.

Педагогический опыт «Развитие основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений» «РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ» Дети раннего возраста приобретают опыт.

Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия г. Ковылкино ул. Крылова д. 4а.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность: Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники.

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш.

Родительское собрание тема во второй младшей группе «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание в второй младшей группе. Тема «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель Комарова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Передовой педагогический опыт по формированию самостоятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2017 в 22:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД