Ольга Девицкая
Передовой педагогический опыт «Социально-личностное и речевое развитие детей через семейную генеалогию»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.
Публикация «Передовой педагогический опыт „Социально-личностное и речевое развитие детей через семейную генеалогию“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В целях преодоления отчуждения образовательного учреждения и семьи, мною был обобщен передовой педагогический опыт по теме: «Социально-личностное и речевое развитие детей через семейную генеалогию», ведущее направление которого – создание условий для формирования нравственных и духовных ценностей у детей, для формирования речевого развития, объединения детей и их родителей при наличии их общего интереса к истории семьи, и ее родословной.
Актуальность проблемы
На протяжении многих лет моей работы в образовательном учреждении работа по включению духовно-нравственного компонента в семейное воспитание не утратила, а наоборот, приобрела большую значимость. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. В связи с этим проблема социально-личностного развития и нравственного воспитания становится особо актуальной. Основы личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения. Ведь именно семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие личности ребенка, его духовно-нравственный облик. Беря свое начало в семье, процесс социализации ребенка, продолжается в образовательном учреждении.
Осуществляя работу по формированию нравственных и духовных ценностей ребенка через историю семьи, речевых навыков, изучая нормативные документы, многочисленные исследования ученых и практиков, видя заинтересованность родителей и детей, я выделила новое направление в работе – социально-личностное и речевое развитие детей через семейную генеалогию. Погружая ребенка в историю своей семьи, помогая ему узнать и понять всех ее членов, мы тем самым помогаем ему узнать и понять самого себя, что придает воспитанию особую социальную направленность.
В связи с этим, цель моей работы – способствовать благоприятному вхождению ребенка в мир социальных отношений, основываясь на семейных традициях, интересах, истории семьи и межпоколенных отношениях, укреплению семьи, духовно-нравственному развитию ребенка, способствовать речевому развитию ребёнка.
В соответствии с целью мною были определены
следующие задачи:
изучить опыт науки и практики по формированию социально-личностных качеств дошкольников;
разработать и адаптировать систему социально-личностного развития детей в рамках программы «Золотой ключик»;
создавать благоприятные условия для социально-личностного развития и формирования у детей нравственных и духовных ценностей;
приобщать ребенка к общечеловеческой культуре, культуре своего народа и традициям семьи;
создавать условия для объединения детей и их родителей при наличии их общего интереса к истории семьи и ее родословной;
развивать интерес ребенка к истории своей семьи, к познанию своего родословного древа;
способствовать формированию благоприятного, эмоционально-психологического климата в семье, возрождению семейных традиций и обычаев;
обогащать словарный запас, формировать лексико-грамматические категории и связную речь через семейное общение.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, дающим силу для духовного развития, помогающим адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Поэтому, для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия ОУ в социально-личностном развитии детей и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
Методологической основой моей работы являются базовая программа «Золотой ключик» (Кравцова Е. Е., Кравцов Г. Г., построенная на создании единого воспитательного пространства для развития каждого ребенка, «погружении» детей и взрослых в общее содержание деятельности, активном участии родителей в событийной жизни МОУ, и парциальная программа «СемьЯ» под редакцией Дозоровой М. А., основанная на идее синтеза двух наук - психологии и генеалогии.
Цель: Создание модели и условий проектной деятельности социально-личностного и речевого развития ребенка и духовно-нравственного воспитания.
Направления:
научно-теоретическое обеспечение реализации основных направлений; подбор новейших изданий методической литературы;
Реализация проектов по темам: «Наши имена», «Мой дом – моя семья», «Наши любимые занятия», «Моя фамилия – моя история», «Мои замечательные родственники», «История моей семьи», «Мое родословное древо», «Наши профессии», «Где мы родились?», «Мой родной город».
Создание необходимых условий для реализации поставленных задач.
В осуществлении поставленных задач мною был использован метод проектной деятельности как эффективный способ развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей. Разработанные мною проекты соответствуют возрастным особенностям детей, способствуют актуализации знаний, умений, навыков, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, стимулируют у участников потребность к самореализации, самовыражению, развитию творческой инициативы, реализуют принцип сотрудничества детей и взрослых. Предложенная тема проекта способствует взаимодействию родителей и детей по реализации намеченных задач: вместе оформляют семейные газеты, выставки. Разработка используемых мною долгосрочных проектов включает в себя четыре шага: выбор темы проектов, планирование, реализацию, завершение проекта. Внедрение нового направления по социально-личностному развитию детей способствовало выбору новых тем, нового содержания, форм работы с семьей. На первый план содержательного этапа выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность. Реализация проектов проходит через все виды детской деятельности: познавательной, речевой, художественно-эстетической, игровой, музыкальной, используемых в специально-организованной деятельности с детьми. Этому предшествует большая подготовительная работа: беседы с родителями, подбор материала, выполнение домашних заданий, оформление семейных страничек, рассчитанных на общение ребенка со взрослыми, на совместное выполнение всей семьей. Так, например, в рамках проекта «Наши любимые занятия» появились семейные газеты «Когда мы вместе – мы любим…», «Мир наших увлечений», «Семейное хобби», способствующих укреплению атмосферы взаимного сотрудничества в семье.
В рамках проекта «Мои замечательные родственники» родителями были оформлены фотовыставки «Познакомьтесь, это я, это все моя семья», «Моя любимая мама»,
выставки семейных поделок «Бабушкины руки», «Папа может все, что угодно», которые помогают объединить всех членов семьи. Реализуя проект «Где мы родились?", я организовала тематические семейные экскурсии «Любимый мой город», «По тропам войны», способствующие духовно-нравственной преемственности поколений, гармонизации детско-родительских отношений.
С целью воспитания уважения к старшему поколению я провожу мероприятия, посвященные самым старшим членам семьи - бабушкам и дедушкам, на которых дети узнают о наиболее ярких фактах из жизни старших родственников, об их делах и подвигах в Великой Отечественной войне,
что приводит ребят к мысли о необходимости беречь честь семьи, честь фамилии. Такие мероприятия помогают детям осмыслить историю своей страны, своего города, налаживают преемственность между поколениями, укрепляют семейные традиции, эмоционально обогащают родственные связи.
Конечным результатом проекта является презентация семьи или семейный праздник.
Итогом проектов стала разработка и проведение тематических семейных праздников: «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Дорогой мой человек», «В кругу семьи», «Будьте счастливы!», спортивных соревнований с целью популяризации здорового образа жизни: «В спорте – дружная семья»,
«Крепкая семья – крепкая Россия», «Всей семьей на старт!», походы с участием родителей «Лазоревая степь», «Золотая осень». Положительным опытом стало проведение совместных праздников, имеющих культурно-историческое значение: праздник Пасхи, Масленицы, Ивана Купала.
Важной частью работы является обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с темами проектов. Мною подобраны: литературные произведения по духовно-нравственному воспитанию детей, репродукции картин о семье «Образы поколений глазами художников», демонстрационный и дидактический материал по теме «Наши профессии», составлена картотека стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, собрана аудиотека для создания благоприятного эмоционального фона в досуговых мероприятиях и специально-организованной деятельности. С целью распространения положительного опыта семейного воспитания я оформила фото-стенд «Лучший семейный опыт по формированию привычки здорового образа жизни», родительский уголок «Бенефис семьи»,
информационный стенд «Родительский сайт», передвижную выставку рисунков «Вместе дружная семья».
Это помогает не только обмениваться опытом, но и служит повышению авторитета родителей.
Результат:
- сформирован устойчивый интерес к истории своей семьи и ее родословной; - созданы необходимые условия для формирования позитивного отношения ребенка к своему «Я», другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей, для оптимизации родительско-детских отношений, что создает благоприятные предпосылки для успешной и полноценной социализации детей;
- положительные результаты диагностического исследования по развитию речи детей по темам проекта.
3. Работа по формированию духовно-нравственных ценностей и социально-личностному развитию детей нашла поддержку и вызвала живой отклик среди родителей, помогла повысить их педагогический уровень.
Проведенная мною работа в данном направлении позволила сделать следующий вывод: использованный мною метод проектов является эффективным способом организации педагогического процесса, реализации задач по речевому, социально-личностному и нравственному развитию ребенка, личностно ориентированного взаимодействия взрослых и детей.
Считаю, что мой опыт работы может представлять интерес для педагогических работников образовательных учреждений.