Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Перелетные птицы»

Роза Шахбазова
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Перелетные птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы «Ромашки».

Воспитатель: Шахбазова Р. З

Тема «Перелетные птицы»

«Познавательное развитие»,

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы „Перелетные птицы“» размещена в разделах

Уточнять и расширять знания детей о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)

Развивать мыслительные операции.

Развивать познавательную деятельность детей.

Образовательная область "Социализация"

Воспитывать бережное отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Образовательная область «Речевое развитие» :

Обогащать словарный запас терминами родства

Образовательная область «Физическое развитие» :

Развивать внимание и быстроту реакции.

Методы и приемы:

Чтение художественной литературы о птицах.

Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».

Рассказ педагога о перелетных птицах в свободной деятельности, почему их называют перелетными.

Рассматривание с детьми слайдов, видеофильма «Перелетные птицы».

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Материалы и оборудование:

Видео-презентация по теме, предметные иллюстрации перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», подборка видеоматериала «Перелетные птицы»;

Детская деятельность

Чтение стихов, пословиц о семье

Рассматривание генеалогических деревьев

Вступительная беседа, рассказы детей о своей семье

Раскрашивание на тему: «Моя семья» Формы и методы организации совместной деятельности

Рассматривание семейных фотографий, сюжетно-ролевая игра «Семья», заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о семье, беседа родителей с детьми на тему : «Моя семья», изготовление совместных творческих работ на тему: «Моя семья».

№ п/п

Деятельность воспитателя

Знакомство детей «Дружная семья»

Организовывает пальчиковую игру «Моя семья»

Предлагает детям рассказать о своих семьях

Вступительная беседа о семье

Деятельность воспитанников

С помощью генеалогического дерева, рассказывают о своих семьях

Отвечают на вопросы воспитателя

Беседуют с воспитателем, отвечают на вопросы, подбирают однокоренные слова Ожидаемые результаты

Умеет правильно называть себя по отношению к другим членам семьи

Умеет рассуждать, полно и точно отвечать на вопросы

Умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения,

Логика образовательной деятельности :

Цель: Расширение, систематизация и закрепление знаний о перелётных птицах на примере птиц.

Структура НОД Деятельность воспитателя Деятельность детей

1. Вводная часть Воспитатель ставит аудиозапись с голосами птиц, когда дети входят в группу

Воспитатель говорит: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их!

Воспитатель включает аудиозапись пения ласточки. Слайд1

Послушайте, какие чудесные звуки раздаются, как вы думаете, кто так поет?

Дети здороваются

Воспитатель говорит:

А может эта та птичка, которую мы видели на прогулке, хотите узнать, кто это?

Предлагаю всем пройти на ковер.

Посмотрите на картинки, найдите эту птичку.

Ответы детей

Проходят на ковер

Узнают птицу по голосу (ласточка)

2. Основная часть

2. 1 Воспитатель говорит:

Ребята, а как называются люди - ученые изучающие птиц?

Орнитологи.

Ответ детей

Воспитатель говорит:

Сейчас мы произнесем волшебные слова, а вы повторяете за мной и хлопаем в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять,

хотим орнитологами стать!

А теперь, ребята, предлагаю вам сесть на стульчики

Дети произносят слова

Садятся на стульчики

На экране демонстрируются слайды с фотографиями птиц.

2 слайд Воспитатель говорит:

Кто знает, что за птица?

Правильно, это белый аист.

Белый аист крупная болотная птица нередко гнездится возле человеческого жилья.

Излюбленной пищей аиста являются лягушки, жабы, ужи и гадюки, а также крупные кузнечики и саранча.

А издает аист клацающие звуки, послушайте.

Воспитатель ставит аудиозапись с голосом аиста

3 слайд

Кто знает, что за птица?

Зяблик, а назвали ее так, потому что перед дождем она всегда хохлится, будто зябнет и тихонько выговаривает «рюм-рюм». В народе говорят: зяблик рюмит к дождю. Зяблик подбирает семена, щиплет ростки, поедает жуков и гусениц.

4 слайд

А это что за пестренькая птичка?

Правильно, кукушка

давайте ее послушаем

Аудиозапись с голосом кукушки

5 слайд

А это что за красавица?

Мухоловка-пеструшка

А как вы думаете, почему ей дали такое название?

6 слайд

а эта птичка жительница парков

Чечевица

она живет в дубравах и старых парках. Питается чечевица семенами, ягодами, цветами и в небольшом количестве насекомыми. А в песенке отчетливо слышатся слова «чечевица», послушайте Аудиозапись с голосом чечевицы

7 слайд

Кто узнал,что за птица?

Скворец,

правильно

Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв прямой короткий хвост.

Гнездится в дуплах. Питается крупными насекомыми гусеницами и кузнечиками. Потребляет также виноград, вишни, черешни и плоды других плодовых деревьев.

Они охотно селятся в специально устраиваемых для них «скворечниках», В неволе скворец скоро привыкает к растительной пище.

Особенность его в том, что скворец легко заучивает отдельные слова и простые мотивы. Он может пролаять как собака, или мяукать, как кошка. Молодые скворцы по вылету из гнёзд образуют большие стаи.

На зиму скворцы улетают в Африку.

Дети называют птицу

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

2,2

Воспитатель спрашивает:

А почему все-таки многие птицы улетают?

Давайте порассуждаем.

Рассуждения детей

Воспитатель говорит:

Птицы, которые питаются насекомыми называются — насекомоядные

Воспитатель говорит:

Возьмите картинку с насекомыми и выложите на мольберте рядом с насекомоядной птицей.

Воспитатель спрашивает:

-А чем еще питаются птицы?

-Где больше всего семян и зерен?

Да, в полях, на огородах.

Воспитатель спрашивает:

Птицы, которые питаются зернами как называются? Правильно,

Зерноядные

Воспитатель говорит:

Возьмите картинку и выложите на мольберте.

Давайте еще вспомним, чем питаются птицы?

Травой, ряской

Правильно, эти птицы живут на водоеме и называются водоплавающие

Воспитатель говорит:

Возьмите картинку и выложите на мольберте рядом с водоплавающей птицей.

Дети повторяют: «Насекомоядные»

Правильно ответивший ребенок прикрепляет карточку с насекомыми рядом со скворцом на мольберт.

Ответы детей.

Ответы детей

Дети повторяют: «Зерноядные»

Правильно ответивший ребенок прикрепляет картинку с пшеницей рядом с грачом на мольберт.

Ответы детей.

Дети повторяют: «Водоплавающие».

Правильно ответивший ребенок прикрепляет картинку с ряской рядом с уткой на мольберт.

Воспитатель показывает 8 слайд: ласточка, грач, утка.

Воспитатель спрашивает:

А давайте сравним этих птиц, чем они отличаются?

Правильно, оперением, клювом.

-Вы сами летом бабочек и стрекоз ловили?

-Чем вы их ловили?

Воспитатель говорит:

- Вот и у ласточки клюв работает как сачок, он очень широко раскрывается, не промахнешься.

птиц, питающихся семенами клюв очень крепкий. А устроен он, как хлеборезка. края очень острые и работают как ножницы.

-У утки по краям клюва есть мелкие роговые зубчики. Когда клюв закрыт эти зубчики образуют самое настоящее сито. Сначала утка открывает клюв, набирает в него воду, потом выдавливает воду языком, вода выходит через сито, а все водные растения остаются.

Слайд9

-У водоплавающих есть перепонки на лапках. На что они похожи?

Действительно, на ласты, чтобы легче было плавать в воде

Ответы детей

Предполагаемые ответы детей: «сачком»

Дети рассматривают слайд.

2.3 Экспериментальная деятельность Технология : исследовательская (обучение через открытие)

Ребята, скажите, а чем покрыто тело утки?

- А вы когда-нибудь рассматривали перо утки?

- Я приглашаю вас пройти в лабораторию, чтобы ещё раз сделать это.

Воспитатель надевает халат, говорит: «Уважаемые исследователи! Рада приветствовать вас в лаборатории. Прошу надеть одежду для проведения опытов!»

«Теперь можете приступать к исследованиям!»

Воспитатель говорит:

- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста.

- Что вы видите?

– Да, это перья. Расскажите, какие они?

- Молодцы! Возьмите каждый по блюдцу с пером. И, чтобы рассмотреть перо получше, займите места за лабораторными столами.

В лаборатории есть стулья, вы можете воспользоваться ими или проводить опыты стоя, как вам будет удобно.

- Теперь рассмотрим перо утки через увеличительное стекло. Что вы видите?

- Ребята, а когда утка плавает, как вы думаете, почему она не намокает?

Я думаю, что мы с вами сможем найти ответ на этот вопрос, проведя опыт.

Опыт.

- А теперь проверим, правы ли вы. Попробуем опустить перо в воду.

- Что произошло с пером?

- Что вы видите на поверхности пера?

- А если его встряхнуть?

-Перо сохранило форму, не промокло, как бы оттолкнуло воду. Почему?

-А теперь я вам что-то покажу… Подойдите ко мне поближе. Перед нами обычное растительное масло, на котором ваши мамы жарят оладушки. Я покрою свою руку тонким слоем масла. А теперь, Тимур, опусти, пожалуйста, одну руку в ванночку с водой. А теперь вынь руку. И я опущу руку, намазанную маслом в ванночку. Посмотрите, что произошло (рука Тимура стала мокрой, а моя рука)

- Так почему же перо утки оттолкнуло воду?

Вывод педагога совместно с детьми : перо утки покрыто тонким слоем жира, который отталкивает воду и не дает птице намокнуть.

- Ребята, я вас благодарю за старание и любознательность. Вы большие молодцы! А теперь вернемся на стульчики.

Предполагаемый ответ детей: перьями

Дети подходят к столу для экспериментирования, надевают фартуки.

Ответы детей.

Дети описывают перья.

Дети по двое подходят к блюдцам с перьями.

Дети через лупы рассматривают перья, рассказывают, что видят. Предполагаемые ответы детей (перышко состоит из мелких перышек, они соединяются маленькими крючочками, и т. д.)

Дети озвучивают свои версии.

Дети опускают перышки в блюдце с водой

Предполагаемые ответы детей (оно плавает, не тонет) Предполагаемые ответы детей (покрылось капельками)

Дети отряхивают перья, говорят, что произошло.

Предполагаемые ответы детей (капельки упали)

Ответы детей.

Тимур опускает свою руку в воду, затем вынимает её, дети говорят, что рука Тимура стала мокрой, а рука воспитателя… (описывают, что стало с рукой).

Высказывают свои предположения.

Дети снимают фартуки, возвращаются на стулья

2,4 Ребята, как вы думаете. птицы в один день улетают, все вместе?

прием «Сталкивание мнений»

Кто первый, как вы думаете?

Сначала насекомоядные, почему?

Кто второй?

Потом улетают зерноядные, т. е. те, которые питаются плодами и семенами растений, на полях уже нет зерен.

Кто самый последний?

А позже всех улетают гуси и утки, они собираются в путь, когда замерзают водоемы.

Воспитатель говорит: А сейчас займите удобное место перед экраном

10 Слайд. Видеозапись «Перелетные птицы» (1мин)

Предположения детей

Смотрят видеозапись

во время перелета птицы придерживаются строгого порядка.

На экране демонстрируются слайды.

Слайд 11

Причем у разных птиц этот порядок свой : журавли летят клином;

Слайд12

гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу;

Слайд13

Скворцы, дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, беспорядочно.

2. 5 Воспитатель говорит:

А сейчас поиграем.

«Покружитесь, повернитесь,

быстро в пташек превратитесь».

Подвижная игра : «Летим на юг».

Воспитатель берет карточку с изображением гусей.

Воспитатель спрашивает :

- как гуси летят?

Правильно ответивший берет карточку и будет вожаком стаи.

(играем 3 раза)

-Как летят журавли?

-как летят дрозды и стрижи?

Воспитатель говорит:

Как весело летали птички на юг!

«Покружитесь, повернитесь

и в ребяток превратитесь»

Дети повторяют слова, кружатся.

Ответы детей. Правильно ответивший ребенок берет карточку,

дети выстраиваются «косяком», «летят» на месте, машут руками.

Ответы детей. Правильно ответивший ребенок берет карточку,

дети выстраиваются «клином», «летят» на месте, машут руками.

Ответы детей. Правильно ответивший ребенок берет карточку,

дети выстраиваются «беспорядочно», «летят» на месте, машут руками.

Дети кружатся.

3. Заключительная часть Воспитатель говорит:

Ребята, предлагаю вспомнить и прочесть стихотворение

Е. Благининой «Улетают, улетели»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Вместе с воспитателем читают стихотворение.

4,1 подведение

Итогов

Стихотворение очень красивое, я предлагаю выложить это стихотворение на картине.

На прошлом занятии, мы приготовили заготовки, а сейчас мы вместе будем завершать нашу картину.

Воспитатель вносит заготовки. 15 Слайд (фоном звучит музыка Чайковского «Октябрь»)

Как летят журавли?

Правильно, клином

Силуэты журавлей мы вырезали из бумаги, и будем располагать на листе клином.

Возьмите вырезанный скворечник и прикрепите туда, где, по-вашему, жил скворец.

Силуэт аиста расположите сами.

А это силуэты грача и грачихи. Расположите их в огороде.

Дети отвечают

Дети приклеивают силуэты журавлей клином.

Приклеивают скворечник к дереву на картинке.

Приклеивают силуэт аиста,

Силуэты грача и грачихи.

Воспитатель спрашивает:

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего понравилось7

- Ребята, что нового вы узнали о свойствах птичьих перьев?

- Вам нравится работа, которая у вас получилась?

Ответы детей

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы. Оборудование: массажные мячи малого.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3–4 лет «Перелётные птицы» Тема: «Перелётные птицы». Технология: Игровая. Образовательная область: «Познание». Интеграция: «Коммуникация», «Социализация». Цель: Развитие.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3–4 лет на тему «Перелётные птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. Тема: «Перелётные птицы». Технология: Игровая. Образовательная область:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Цветочная поляна»Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Цветочная поляна» Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста. Образовательная область: художественное творчество. Вид детской деятельности: продуктивная.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Пропавшая презентация» Цель: Расширять у детей представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках зимующих птиц и приспособлении их к.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный песок» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие» Задачи: Побуждать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Эра динозавров»Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Эра динозавров» Тип деятельности: интегрированное. Цель: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, животных в далеком прошлом.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Птицы зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Птицы зимой» Воспитатель: Семенова Н. И.

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения по теме: «Птицы» Цель: • Формирование творческого подхода к решению различных познавательных ситуаций Программное содержание: Социально-коммуникативное.

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности «Один дома» с детьми старшей группы Тема: «Один дома» Цель: • Систематизация ранее приобретенных знаний – об огне, пожаре, опасных предметах. Задачи: • Образовательные: уточнять,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Перелетные птицы»
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 14:12
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД