МААМ-картинки

Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» (4 фото)

Нина Бенедик
Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»

Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем.

Задачи:

- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

- Развитие слухового и зрительного внимания детей.

- Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.

Образовательная область: Развитие речи.

Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с использованием графических схем.

Публикация «Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем, Пересказ рассказа Е, Чарушина „Еж“» размещена в разделах

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, колющих предметов, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы: свернулся, развернулся, удрал.

Предварительная работа:

• чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»;

• беседа с детьми о диких животных;

. Рисование по теме «Еж».

• разучивание слов к музыкальной игре «Жил в лесу колючий еж».

Материал: игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», графические схемы, предметные картинки к рассказу, раскраски.

Оборудование: доска для схем, коробка, набор колющих предметов (ветка с шипами, иголки в игольнице, булавки, кактус).

Ход занятия

Воспитатель:

-Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. (Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик).

– Здравствуй, Лизочка! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

(Итак далее, пока колокольчик не обойдет весь круг).

-Вотвыипоздоровалисьдругсдругом.

- Проходите, садитесь на стульчики.

Воспитатель:

(Дети садятся на стульчики).

- Ребята, вы слышите, кто-то скребется? Я сейчас поищу.

(Воспитатель «находит» коробку).

- Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете загадку:

Шубка - иголки,

Свернётся – он колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто же это? (Ёж)

Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»

- Вот коробка и открылась (достаёт ежа).

- Кто же спрятался в этой коробке?

- Посмотрите, какой он?

- Что можете про него сказать? (пушистый, серый, большой и т. д.)

- Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)

- А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками) (слайд 2)

- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)

- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки. (слайд 3)

- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.

- А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, иголкой, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

Фото «Еж»

- Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)

Проводится дидактическая игра «Найди опасный предмет»

- Чем эти предметы схожи с еж

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы, наверное, уже догадались, о ком он? (о еже (слайд 4)

- Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель Е. И. Чарушин.

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите, каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам.

- Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать.

А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет картинки:

Ходили ребята по лесу. (Появляются 2мальчика).(слайд 5)

Нашли под кустом ежа. (затем еж).(слайд 6)

Он со страху шариком свернулся. (Замена ежа другим,свернутым в клубочек).(слайд 7)

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. (появляется крыша над ребятами).(слайд 8)

Дали ему молока. (Блюдце перед ежиком).

Развернулся еж и начал есть молоко. (Замена ежика).(слайд 9)

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. (Убирается картинка ежа).(слайд 10)

Воспитатель:

- Что значит «со страху», «удрал»? (от испугался, убежал)

- Давайте поучим нашего гостя - ежика отвечать на вопросы не одним словом, а целой фразой.

- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.

- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

- Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)

- Что – то наш ежик заскучал, давайте с ним поиграем. Ребята, выходите на лужок, становитесь все в кружок. (Дима с ежом в середине)

Музыкальная игра «Жил в лесу колючий ёжик»

(дети выполняют движения, согласно тексту)

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать —хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать — топ, топ, топ.

Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.

В лес зайчата приходили, да-да-да,

И ежа всему учили — да-да-да.

Научили хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать — топ, топ, топ.

Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг

Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина - фото

Проводится упражнение с мячом «Закончи предложение».

- Давайте с вами поучимся правильно говорить.

• Дети нашли (кого) (ежа)

• Подошли (к кому) (к ежу)

• Напоили его (чем) (молоком)

• Ежик напился (чего) (молока)

• Значит, дети позаботились (о ком) (о еже)

(Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов).

-Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

-Ходили ребята по (лесу).

- Нашли под кустом (ежа).

- Он со страху свернулся (шариком).

- Закатили ребята ежа в (шапку).

- И принесли ежа (домой).

- Дали ему (молока).

- Развернулся еж и начал есть (молоко).

- А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

- Ребята, давайте подойдем с вами к столу.

(Воспитатель знакомит с детей с условными обозначениями).

- Посмотрите на эти необычные картинки.

Фото №1 Цель обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем

Это схемы к рассказу «Ёж». - Давайте эти схемы разложим по порядку.

-С чего все началось? Что было дальше?

(Дети под руководством воспитателя выстраивают мнемосхему — план рассказа).

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что разложили по порядку. (Принимают участие все дети по цепочке).

- Кто хочет рассказать историю целиком?

(Один – два ребенка повторяют рассказ целиком).

Воспитатель:

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

- Кто напомнит, как называется рассказ?

- А кто написал этот рассказ?

Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. (Воспитатель достает из коробки раскраски).

Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и упражнения, направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники Игры и упражнения направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники Игра «Фигуры». а) Цель: увеличение объема.

Конспект НОД «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочkа». Средняя группа Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочkа». Сравнение предметных картинок Задачи: - связная речь: учить пересказывать рассказ; - словарь.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Подготовила: воспитатель Фильчакова Л. И. Цель: обучать.

Конспект НООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект НООД по развитию речи. Тема Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Подготовила:Шалкина Г. В. Задачи: - Закрепить умение последовательно.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка». Задачи: 1. Познакомить детей с новым рассказом Е. И. Чарушина «Курочка». 2. Учить слушать.

Конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кошка» Конспект занятия по обучению детей пересказу старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Никанорова С. Н. Тема: Пересказ текста Е. Чарушин.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Лисята» Е. Чарушина в старшей группе .

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята» Задачи: • закреплять умения последовательно пересказывать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем «Пересказ рассказа «Купание медвежат» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем. Синица О. Н. Тема: Пересказ рассказа "Купание медвежат".

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Медведь»Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Медведь» Конспект занятия в подготовительной к школе группе пересказ рассказа Е. Чарушина "Медведь"Пересказ рассказа Е. Чарушина «Медведь» в подготовительной.

Автор публикации:
Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 14:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД