Светлана Гринина
Пересказ сказки «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Углублять восприятие сказки за счет выявления сюжетной канвы и обсуждения эмоциональных переживаний главного героя; способствовать развитию у детей умения самостоятельно пересказывать сказки с помощью наглядной модели; способствовать развитию диалогической речи в процессе ответов на поисковые вопросы и проблемные ситуации по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели; совершенствовать интонационную выразительность речи, способствовать развитию у детей мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Публикация «Пересказ сказки „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Предварительная работа:
Почтение сказки «Заюшкина избушка», ее обсуждение.
Беседы о диких животных, их повадках и поведении в реальных ситуациях, соотнесение возможностей животных и ожиданий зайца из сказки.
Словарная работа: обсуждение слов «избушка», «лубяная», «клочки по закоулочкам», «коса», «шпоры».
Оборудование: игрушка заяц (бибабо, волшебный сундучок, записка с текстом, карточки модели сказки.
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я вам привела. Я его встретила по дороге в садик. Мне кажется, у него что-то случилось. А вы как считаете? (Входит заплаканный заяц). Почему вы так думаете?
( Дети описывают настроение зайца: грустный, плачет)
Воспитатель: Заинька, что с тобой случилось? Какая беда приключилась? Ты нам с ребятами расскажи, может, мы тебе помочь сможем.
Заяц: Ой, ребятки, как же мне не плакать? Был у меня домик лубяной, а у лисы ледяной. Весной у нее домик ручьем убежал, она ко мне в гости попросилась, да и выгнала меня же из моего маленького хорошенького домика. Брел я, брел куда глаза глядят, да со страниц своей сказки и вывалился.
Воспитатель: Не плачь, зайка, мы сейчас прочитаем твою сказку и поможем тебе вернуться обратно. Ребята, вы догадались из какой сказки зайчик?
Воспитатель: Сказку мы вспомнили. А отправить зайку в нее нам поможет волшебный сундучок. (Воспитатель вносит сундучок). Сундучок наш отварись, в помощь зайцу пригодись.
(Дети открывают сундучок, воспитатель достает модель сказки, записку и читает ее детям).
Помочь зайчишке сможет тот,
Кто сказку эту соберет.
И рассказать зайчишке сможет!
Воспитатель предлагает детям взять карточки модели сказки. Рассмотреть их. Вспомнить события, изображенные на карточках. Воспитатель читает сказку, а дети делят сказку на части, выставляя картинки, отражающие основное содержание микрочастей сюжета.
Карточка 1.
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, подходит нам эта карточка? О чем она?
Карточка 2.
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать :
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Воспитатель: Как вы думаете про что эта часть истории? Как попала лисичка в лубяную избушку? Правильно ли мы подобрали картинку к этой части сказки?
Карточка 3.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Воспитатель: О чем рассказывает эта картинка? Почему собаки не помогли зайцу?
Карточка 4.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы. Уыыы. Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Воспитатель: Эта картинка о чем? Что сделал волк, чтобы помочь зайчику? Почему он не помог зайчику? Подходит картинка к этой части сказки?
Карточка 5.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал :
- Рррр. ррр. Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Воспитатель: Эта картинка о том, как медведь пришел к избушке? Расскажите, как он выгонял лису? А почему не выгнал?
Карточка 6.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
Пошел петух к избушке :
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь.
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю.
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Воспитатель: Почему удалось петушку прогнать лису? Что он сделал? Какой он был по характеру?
Карточка 7.
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
Воспитатель: О чем рассказывает эта картинка? Чем закончилась сказка?
Пересказ сказки детьми с порой на модель.
Дети пересказывают сказку по частям, сохраняя последовательность событий, используя картинки модели.
Воспитатель: Ребята, карточки нам помогли быстро и правильно рассказать сказку, вспомнить ее героев. Каждый из вас попробовал стать рассказчиком и помог зайчику вернуться в свою сказку. Теперь вы сможете по карточкам рассказать сказку другим ребятам.
Литература:
1. Акулова А. В. Образовательная область «художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»/ науч. Ред. А. Г. Гогоберидзе. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2016. – 2400с.