Папки-передвижки

Перспективно-тематическое планирование кружка «Свирелька»

Валявина Валентина
Перспективно-тематическое планирование кружка «Свирелька»

ПРОГРАММА КРУЖКА СВИРЕЛЬКА

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Свирелька» на ступени дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС к развитию личности ребенка через непосредственно образовательную деятельность.

Данная программа реализует художественно – эстетическое направление развития личности ребенка и учитывает возрастные и индивидуальные особенности дошкольника, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Публикация «Перспективно-тематическое планирование кружка „Свирелька“» размещена в разделах

В основе данной программы лежит методика игры на свирели педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны Смеловой, которая строится на следующих принципах:

Оздоровление

Общение

Познание

Оздоровление.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Общение

В ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Познание.

Благодаря свирели расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки просто музицирования, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем современности! А психологи говорят, что творческие задатки, развитые в одной сфере человек легко переносит на всю деятельность (теория переноса способностей). Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

В чем суть методики

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э. Я. Смеловой.

Стержневым моментом ее методики является то, что автор предлагает запись музыки, альтернативную нотной. Суть записи музыки по методике Эдельвены Смеловой сводится к следующему. Свирель имеет шесть отверстий. Три первых отверстия (считаем сверху) закрываются пальцами левой руки, остальные три – пальцами правой руки. Цифра 1 означает, что следует закрыть первое верхнее отверстие. Цифра 2 – первое и второе верхние отверстия, цифра 3 – первое, второе и третье верхние отверстия и. т. д. Если все отверстия свирели открыты, то звук обозначается цифрой 0. Под цифрами, заменяющими нотные знаки, записывается ритмический рисунок мелодии. Запись музыки по методике Эдельвены Смеловой представляет собой, таким образом, очень простые и удобные для восприятия ребенка цифровки.

Каждая из цифр соответствует определенному звуку. Так, цифра 1 является нотой “си” первой октавы. Цифра 2 соответствует ноте “ля” первой октавы, цифра 3 – ноте “соль” первой октавы. Цифра 4 соответствует ноте “фа-диез” первой октавы, цифра 5 – ноте “ми” первой октавы. Цифра 6 соответствует ноте “ре” первой октавы, а “0” – ноте “до” второй октавы. Если сильно подуть в свирель при закрытых шести отверстиях (цифра 6, получится звук “ре” второй октавы. Аналогичное явление получается и при закрытых пяти отверстиях (цифра 5) – получается звук “ми” второй октавы. Более подробно с методикой записи мелодий Эдельвены Смеловой можно ознакомиться в ее самоучителях “Свирель поет”, “Свирель звонкая поет

Цель занятий:

• развитие музыкальной культуры дошкольников, их общих способностей;

• воспитание духовного мира обучающихся;

• становление мировоззрения, формирование личности.

Задачи:

- овладение навыками игры на свирели;

-овладение основами музыкальной грамоты

- развитие интереса к музицированию;

- воспитание музыкального вкуса;

- развитие музыкального слуха;

- вовлечение в активную творческую деятельность.

Общая характеристика кружка

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.

Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий могут быть сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а так же для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты. Наряду с групповой формой занятий могут быть использованы приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т. д.

Кружок «Свирелька»

Кружок «Свирелька» в соответствии с непосредственно образовательной деятельностью проводится 1 раз в неделю (всего 33 часа). Программа на 2 года.

Ценностные ориентиры

Эти занятия способствуют сплочению детей в коллективе, созданию обстановки доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи среди детей. Ребята становятся увереннее в себе не только на занятиях кружка, но и на занятиях. В целом, все дети, занимающиеся в кружке, гораздо чище интонируют, повышается мотивация к занятиям, благодаря этим занятиям успешно реализуется важная культурологическая задача – развитие творческих способностей ребенка. Благодаря занятиям устанавливаются прочные отношения творческого сотрудничества между преподавателем и дошкольником. Возможности использования занятий свирелью на занятиях очень велики. Дети могут проиграть мелодии тех песен, которые разучиваются на занятии. Ребята смогут самостоятельно исполнить фрагменты тех музыкальных произведений, которые звучали на занятии, а значит “пропустив” через себя, смогут лучше прочувствовать музыку и глубже ее понять и запомнить. Например, по окончании работы кружка или на итоговых занятиях они могут сами исполнить фрагменты из “Утра” Э. Грига, “Песни Сольвейг”, исполнить мелодию 9 симфонии Л. Бетховена и фрагменты эстрадных произведений.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом – это ли не радость для педагога! Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем особенно в наше время. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно проводится работа по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т. д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.

В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Дошкольники знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком. Следующий уровень предполагает, что дети научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”, овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. Дальнейшая работа предполагает обучение детей умению исполнять 2 и 3 - голосные произведения, овладение навыком исполнения “каноном”, формирование умения подобрать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.

Содержание программы (1 год)

Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений. Занятия включают в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий являются сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы и т. д.). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а так же для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты. Наряду с групповой (основной) формой занятий используются приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, сольфеджирование, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т. д.

Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т. д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.

В ходе первого года обучения по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Дети знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком по нотам и на слух. При обучении игре на свирели используются детские русские народные песенки, считалки, различные попевки: «Мы на луг ходили», «Маленькая Юлька», «Про лошадку», «Коровушка», Во саду ли в огороде», «Тётушка Арина» и другие.

Календарно – тематическое планирование.

№ темы Тема Количество часов Музыкальная грамота

1 Здравствуй, свирелька! Извлечение звука на свирели. Упражнения на дыхание. Постановка левой руки. 1 Ритм

2 Длительность музыкального звука. Играем мелодии, построенные на одном звуке. Упражнения на дыхание. 2 Длительность звука

3 Ритмический рисунок мелодии. Мелодия, построенная на одном звуке. «Считалка» Упражнения на дыхание. 1 Ритм

4 Ритмический рисунок на одном звуке. «Барабанщик» 1

5 Постановка пальцев при игре на свирели. Мелодия, построенная на двух звуках. «Про лошадку», «Гармошка» 1

6 Мелодия, построенная на двух звуках 2 Мотив

7 Мелодия, построенная на трех звуках. «Уж как шла лиса по травке» 1

8 Мелодии, построенные на трех звуках

«Ванечка»

«Дождик»

«Сорока»

«Зайчик»

«Весна» 3 Длительность звука

9 Мелодии, построенные на четырех звуках. Постановка правой руки.

«Дон – дон»

«Мы на луг ходили»

«Просо»

Маленькая Юлька»

«Тетушка Арина»

«Утенок» 4 Лад

10 Реприза. Мелодии, построенные на четырех и пяти звуках

«Ай, ду – ду, ду – ду»

«Коровушка»

«Кошечка»

«Во саду ли в огороде»

«Перепелочка» 4 Реприза

11 Мелодии, построенные на шести звуках.

«Прозвенел звонок»

«Солнышко»

«Зайка»

«Белка пела и плясала»

«Веселый музыкант»

«К нам гости пришли» 8 Музыкальная фраза

12 Закрепление 3 Лад, размер.

13 Концертная деятельность 2

Содержание программы (2 год)

На первом году обучения высоту звука обозначали цифрой, ритмический рисунок обозначали графически. За этот обучающий период ребёнок научился различать высокие и низкие звуки, чувствовать читать ритмический рисунок. Наступила пора более сложного обучения – знакомство с музыкальной грамотой.

Высота звука – через цифру к названию ноты, нахождению её на нотном стане, озвучиванию её на свирели, а затем голосом. Познакомимся с диапазоном свирели.

Ритмическое развитие – переведён графическую запись в нотное обоначение длительностей, подолжаем работу над ритмической грамотностью, работаем с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т. д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.

Второй год предполагает, что дети научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”, овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. Дальнейшая работа предполагает обучение детей умению исполнять 2 и 3 - голосные произведения, овладение навыком исполнения “каноном”, формирование умения подобрать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.

Увеличивается и концертная деятельность детей. Дети выступают на всех праздникам ДО и вне. Сплоченность коллектива и сыгранность должна чувствоваться всеми.

Календарно – тематическое планирование.

№ темы Тема Количество часов Музыкальная грамота

1 Дыхательная гимнастика, постановка рук. 1 Звук. Длитеность.

2 Дыхательная гимнастика.

Разучивание

«Вополе береза стояла» р. н. п.

Кабалевского «Маленькая полька»

Кабалевкий «Бубнит барабан» 2 Клавиатура.

3 Закрепление 2

4. А. Островский «До, ре, ми, фа, соль, ля, си» 2 Ритм. Клавиатура.

5 Э. Григ. «Утро»

Стих «Дили-дон» р. н. 2 Длительность ноты. Ритм.

6 Р. Паульс. «Выйди, солнышко» 2 Длительность нот. Реприза.

7 Тиичеева. «Я иду с цветами» 2 Тембр. Динамика.

Скрипичный ключ. Басовый ключ.

8 Р. Н. П. «Ах, ты котенька – коток». 2 Размер 2/4

Скрипичный ключ. Басовый ключ.

9 Лев – Комонеец. «Дружат дети всей земли» 2 Пульс и сильная доля.

10 Р. Н. П. «Скок, скок, поскок» 2 Размер 2/4

11 Тиличеева «Баю, баю» 2 Фермата.

Знаки уменьшения и увеличения звука.

12 Р. Н. П. обр. Красноглядовой «Кисель» 2 Лига. Легато.

13 Р. Н. П. «Соловей» 2 Неполный такт. Затакт.

14 Дунаевский «Лунный вальс» 2 Фермата.

Знаки уменьшения и увеличения звука.

15 Дунаевский «Колыбельная» 2 Неполный такт.

Затакт

16 Джеймс Хорнер музыка из к/ф «Титаник» 3

17 Концертная деятельность 1

Результаты освоения программы кружка.

• овладение игрой на свирели

• умение играть простые произведения по нотам

• укрепление здоровья воспитанников;

• развитие творческой активности каждого ребёнка;

• умение держать себя среди аудитории.

• умение работать в группе, паре

Материально – техническое обеспечение

Используемая литература

1. Космовская М. Д. Практическое руководство игры на свирели по методике Э. Я. Смеловой. – М:, 1992

2. Конч А. И. Играем на свирели, рисуем и поем. Рабочая тетрадь

3. Смелова Э. Я. Свирель поет – М : 1991

Средства обучения

1. Свирели

2. Бубны

3. Мыльные пузыри.

4. Пушистые шарики

5. Воздушные шарики

6. Фортепиано

Публикации по теме:

Перспективно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности в первой группе раннего возраста Игры-занятия с дидактическим материалом. От 1 года 6 месяцев до 2 лет. Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать.

Перспективно-тематическое планирование ОО «Художественно-эстетическое развитие» [Перспективно - тематическое планирование ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Сентябрь 1 «Русские просторы» (по мотивам.

Перспективно-тематическое планирование недели в первой группе раннего возраста «До свиданья, птицы!» День недели Режим 2 неделя ноября Тема «До свиданья, птицы!» Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры.

Перспективно — тематическое планирование в 1 группе раннего возраста «Волшебница вода» Группа: 1 группа раннего возраста Учебный год: 2018 - 2019 Педагоги: Казакова В. З. Григоренко С. В. Тема: «Волшебница вода» Итоговое мероприятие:.

Перспективно-тематическое планирование в первой группе раннего возраста «Эти удивительные домашние животные» День недели Режим 2 неделя октября. Тема недели «Эти удивительные домашние животные» Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности.

Перспективно-тематическое планирование в первой группе раннего возраста «Знакомство со свойствами материала» День недели Режим Тематическая неделя «Знакомство со свойствами материала» в 1 группе раннего возраста. Итог недели: Развлечение с элементами.

Перспективно-тематическое планирование в первой младшей группе раннего возраста «Я и моя семья» День недели Режим 1 неделя октября. Тема: «Я и моя семья» Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,.

Перспективно-тематическое планирование в подготовительной группе «Зима» Тема недели: Зима Итоговое мероприятие: _Спортивное развлечение «Зимние забавы» Цели: 1. Расширять представление о зиме. 2. Знакомить с.

Перспективно-тематическое планирование «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых» в средней группе Задачи: 1. Продолжать формировать, у детей младшего дошкольного возраста положительное отношение к труду. 2. Продолжать учить выполнять.

Перспективно-тематическое планирование в первой группе раннего возраста «Зимующие птицы» День недели Режим Тематическая 2 неделя «Зимующие птицы». Изготовление поделки родителями «Кормушка для птиц» 1 группа раннего возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Перспективно-тематическое планирование кружка «Свирелька»
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 15:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД