Получи документы

Перспективное комплексно — тематическое планирование по дополнительному образованию экологической направленности (4–5 лет).

наталья слесаренко
Перспективное комплексно — тематическое планирование по дополнительному образованию экологической направленности (4–5 лет).
▼ Скачать + Заказать документы

СЕНТЯБРЬ

Задачи:

1. Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры воздуха, стало больше пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое, серое; в живой природе: листья меняют окраску, некоторые птицы улетают на юг, потому что исчезают насекомые.

2. Уточнить и обобщить представления детей об овощах и фруктах.

3. Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки, устанавливать причинно- следственные и временные связи.

4. Воспитывать познавательный интерес к природе нашего края, развивать наблюдательность и желание общаться с природой

Публикация «Перспективное комплексно — тематическое планирование по дополнительному образованию экологической направленности (4–5 лет),» размещена в разделах

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты

Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).

Проводить наблюдение за солнцем (обращать внимание где светит солнце утром, куда садиться вечером). Отметить какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие во время вечерней, сравнить.

ОПЫТЫ: а) Солнце высушивает предметы. Повесит на солнечном участке кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет. Намочить в песочнице песок и наблюдать, как за время прогулки он высохнет. б) Солнце прогревает предметы. Предложить детям прогреть руки на солнышке, потрогать одежду друг друга.

Наблюдение за ветром ( по каким признакам можно узнать есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту строну, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

Наблюдение за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный быстро. Сравнить облака в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака.

Наблюдение за дождём. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее – летний или осенний.

Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками (берёза, осина, малина, ревень, сирень). Обратить внимание, что цвет листьев постепенно меняется: (у берёзы желтеет, у осины остаётся зелёным, у рябины лист краснеет, у кустарников лист остаётся зелёным). Подвести к выводу, что кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения на клумбе. Что происходит с цветами, какие можно сделать выводы. Привлечь детей к сбору семян, научить делать это аккуратно, не сминая стебли.

Наблюдения за насекомыми. Предложит ребятам поискать насекомых и сделать вывод, что их стало мало. Объяснить, что насекомые прячутся на всю зиму в кору деревьев, в землю. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух – разносчиков болезней.

Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Сравнить с летними наблюдениями. Рассказать о пользе птиц в природе. Насекомых становится меньше, и птицы улетают в тёплые края (на юг). А так как мы живём на севере, и у нас холода приходят раньше, птицы наших краёв улетают быстрее, что бы их ни застали в дороге холода.

Наблюдения в уголке природы.

Как изменились растения за летний период. Какие растения требуют пересадки. Почему? Закреплять названия комнатных растений: бальзамин (Ванька мокрый, традесканция, фиалка.

Чтение художественной литературы

В. Бианки «Паучёк-пилот», Э. Машковская «Осень», Н. Трутнева «Улетай, наше лето», Э. Успенский «Как растили капусту».

Изобразительная деятельность

Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе. В уголке по художественной деятельности поместить трафареты овощей, фрукт, грибов, деревьев. Раскраски на осеннюю тематику.

ОКТЯБРЬ

Задачи

1. Продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха, с изменениями в одежде людей, выявлять первые признаки приближения зимы: заморозки по ночам). Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями между неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья, закрепить понятие «листопад», холодный воздух заставил спрятаться насекомых (в кору деревьев, в землю, птицы готовятся улетать на юг)

2. Развивать умственные операции сравнения и обобщения, формировать элементарные понятия.

3. Формировать навык пользования моделями в практической деятельности.

4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками (солнце менее тёплое, светит реже, ветер холодный, небо чаще пасмурное, серое, низкое, затянуто тучами, идёт моросящий холодный дождь). Отметить резкое сокращение дня (дети приходят в детский сад, когда на улице ещё темно, а уходят уже темно). Сравнит с прошлым месяцем, сделать вывод, что день стал короче.

Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В солнечный день предложить детям потрогать почву рукой, какая она: тёплая (её нагрело солнце, сухая (рассыпается в руке). Полить землю из лейки (как будто прошёл дождь, предложить детям опять потрогать её рассмотреть, она склеивается в комочки. От холодного дождя почва стала холодная, потому что идёт холодный дождь. Так же понаблюдать за песком. Объяснить детям, что в нашей местности мы завозим землю для посадки растений, т. к. почва песчаная. Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Продолжать наблюдать за окраской листьев деревьев (рябина, берёза, осина). Ввести понятия «листопад», «золотая осень». Определить с детьми, какое дерево осыпается раньше других, какие деревья долго не осыпаются. Провести длительное наблюдение за веточкой рябины, веточкой берёзы. По возможности понаблюдать за отлётом птиц.

Наблюдение в уголке природы

Какие изменения заметили. Что из этого следует.

Чтение художественной литературы

Е. Благинина «Улетают, улетели….», Э Мошковская «Дело к зиме», К. Ушинский «Бишко».

Изобразительная деятельность

Поощрять детей отображать приметы золотой осени в рисунках. Выложить природный материал для самостоятельного изготовления поделок. Предложить раскраски с осенним пейзажем. Подобрать иллюстрации на осеннюю тематику, картины известных художников.

В уголке природы

Поместить дидактические игры «Что, где растёт», «Найди части «, «Составь картину». Смена картинок в календаре природы.

НОЯБРЬ

Задачи

1. Продолжать формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных готовить жилище к зиме, отрастить длинную тёплую шерсть; травоядные животные – белка, медведь – заготовили на зиму пищу; появление снега приводит к изменению окраски шерсти зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме – одежда, пища, жилище).

2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи.

3. Формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности в уголке природы.

4. Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

Наблюдения в сравнении с прошлым месяцем (небо хмурое, Пасмурных дней намного больше, солнце только светит, но не греет, дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь). Ветер сдувает с деревьев последние листочки.

Наблюдение за первым выпавшим снегом (первый снег тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

Наблюдение за льдом (предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд). Закрепить представление, что лёд прозрачный. Для этого провести исследование действия: в прозрачную ёмкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лёд.

Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега. (снег всегда падает из тучек - это замёрзшие капельки воды, которые в них собираются, накапливаются и выпадают на землю. А иней – это морозное дыхание зимы дышит и они покрываются льдом).

Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны.

Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц).

Наблюдение в уголке природы

Отметить в изменении жизни растений с приближением холодов: растения не цветут (кроме – бальзамина, фиалки, у некоторых облетают листья.

Провести опыт по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости растений во влаге в разные периоды жизни (времена года). Летом растения надо поливать чаще, зимой реже.

Опыт 1. Проращивать луковицу в сухой банке и в банке с водой.

Опыт 2. Проследить изменение во внешнем виде растения до поливки и опрыскивания и после.

Чтение художественной литературы

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», И. Михайлова «Как обидно.», В. Золотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких животных).

Изобразительная деятельность

Поощрять детей отражать приметы поздней осени. Выложить природный материал, собранный детьми на территории детского сада и привезённый с отпуска для самостоятельного изготовления поделок. Поместить образцы поделок.

В уголке природы

Поместить модели трудового процесса ухода за комнатными растениями. Репродукции на тему приспособления диких зверей к зимним условиям. Предлагать дидактические игры для самостоятельного пользования: «Найди пару», «Ботаническое лото», «Калейдоскоп о природе», «Времена года».

ДЕКАБРЬ

Задачи

1. Формировать умения самостоятельно выделять и называть явления в неживой природе (зима вступила в свои права, а значит, земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели).

2. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

3. Продолжать формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности.

4. Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разнообразной формы). Через элементарную поисковую деятельность знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый. Липкий, белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от температуры.

Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким.

Показать детям превращение воды в лёд и обратный процесс и закрепить представление о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать ледяные игрушки. Закрепить представления о том, лёд бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить почему.

На прогулке обратить внимание на кормушку, подкормить птиц.

В уголке природы обратить внимание детей на появление новых листочков (они стали появляться реже, а у некоторых вообще прекратился рост).

Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения поместить: одно – в тёмное место, другое - в светлое.

Наблюдение в уголке природы

Подборка иллюстраций с изображением зимы наших погодных условий.

Пояснить, что растения нуждаются в свете, а так, как день короткий они медленно растут или вообще «впадают в спячку». Вспомнить о росте в летний период. Самостоятельная поливка комнатных растений.

Чтение художественной литературы

Г. Скребитский «Четыре художника» (отрывок, В. Зотов «Ворона», «Снегирь», «Заяц-беляк», Э. Успенский «Проказы матушки зимы».

Изобразительная деятельность

Поместить в уголок тонированную бумагу для изображения зимних пейзажей, контуры деревьев, кустарников, домов.

Уголок природы

Поместить модели строения тела птиц. Модель трудового процесса ухода за растениями. Подборка иллюстраций зимних пейзажей.

Книжный уголок

Сделать подборку книг озиме (согласно перечню).

ЯНВАРЬ

Задачи

1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололёд, снегопад, сугробы). Познакомить с новыми понятиями: (метель, вьюга, оттепель).

2. Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается. Закреплять знания о способах приспособления растений и животных к зиме.

3. Развивать наблюдательность и умения делать элементарные обобщения.

4. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим».

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

- Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В морозный день послушать, как скрепит снег, определить в какую погоду снег скрепит. Подвести к выводу, что снег скрепит в мороз. Полюбоваться, как снег блестит в солнечную погоду. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, а в пасмурный день не блестит.

Подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха.

- Наблюдение за птицами. На каждой прогулке наблюдать за поведением птиц, их внешним видом. Кто, где любит находиться: вороны на крышах, на толстых ветках деревьев, воробьи на тоненьких ветках, поближе к кормушкам и пищеблоку. Устанавливать связи межу поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, в солнечную погоду перелетают с ветки, на ветку (радуются хорошему дню). Познакомить с народной приметой – если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись – это к морозу.

Наблюдение в уголке природы

Понаблюдать движение листьев растений к свету (герань или бегония клиновидная). Подвести к выводу о потребностях растений к свету.

Чтение художественной литературы

И. Суриков «Белый снег пушистый», КУшинский «Лиса Патрикеевна», С. Маршак «Январь».

Изобразительная деятельность

Поместить иллюстрации с изображением метели, вьюги. Трафареты диких и домашних животных. обводки снежинок.

Уголок природы

Поместить иллюстрации животных в зимний период, модели следов зверей. Устанавливать погодные явления в уголке.

Книжный уголок

Книги о природе с зимними иллюстрациями.

ФЕВРАЛЬ

Задачи

1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Подвести детей к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.

2. Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений замирает).

3. Развивать умственную операцию «обобщение», выделяя существенные признаки различных домашних животных и растений.

4. Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление называется вьюгой. Рассмотреть сугробы. Обсудить с детьми, почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли под снегом (замерзла, твердая, вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками. Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые. Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений.

Экологические игры

«Зоологическое лото», «Что изменилось», «Найти по названию», «Когда это бывает?»; подвижные игры «Четвертый лишний», «Мышеловка».

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли?»; Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»); К. Ушинский «Лошадка»; А. Александрова «Новый знакомый»; В. Степанов стихи «Большая пурга»; В. Кондратьев «Метель»; Е. Чарушин «На нашем дворе», Фольклор Песенки-потешки, загадки о домашних животных.

Уголок художественной деятельности.

Выставить репродукцию картины Шишкина «Зима». Трафареты птиц, домашних животных, книжки-раскраски.

Уголок природы.

Разместить иллюстрации с изображением метели, вьюги и модели: части растений, существенные признаки домашних животных.

Книжныйуголок.

Разложить книги К. Ушинского, Е. Чарушина. Выложить в свободноепользование игры «Зоологическое лото», разрезные картинки.

Март

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что стало немного теплее. Солнце светит по другому: ярче, больше солнечных дней. Отметить прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит. Вспоминаем, как было зимой). Снег идёт влажный, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, по окраине дорог грязным. Рассмотреть с детьми ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем, — острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня. Напоминать детям, что мы живём в северном крае, поэтому наступление весны у нас происходит медленнее, чем на юге.

Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах. В конце месяца предложить найти место на территории детского сада, где снег тает быстрее, а где медленнее (почему). Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение. Голоса птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

Опыты. 1. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести в группу веточку – понаблюдать, как быстро у неё появятся почки.

Экологические игры

дидактические игры «Помоги малышам», «Магазин цветов», «Четвертый лишний», «Съедобное — несъедобное», «Зоологическое лото»; игра с элементами драматизации «Зайчик в беде»; подвижные игры «Мышеловка», «Хитрая лиса».

Чтение художественной литературы

Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Н. Сладков «Весенние радости»; В. Алферов «Март»; В. Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В. Бианки «Лесная газета»; С, Аксаков «Гнездо». Фольклор Песенки-потешки, заклички, загадки о весне.

Беседы

«Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей весной, «Что ты видел необычного по дороге в детский сад».

Уголок художественной деятельности

Разместить контуры для обводки диких животных, птиц, рисование контура по точкам, раскраски весенней тематики. Картины-пейзажи нашей погоды.

Уголок природы

Поместить модели трудового процесса посадки семян. Выложить в свободное пользование разрезные картинки с изображением диких животных, игры «Когда это бывает», «Четвертый лишний».

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе кружка «Олимпийские резервы»Фотоотчёт о работе кружка «Олимпийские резервы» В течение года, дети занимались по программе кружка «Олимпийские резервы», осваивали туристическую деятельность, основы безопасности, занимались.

Комплексно-тематическое планирование месяц тема Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя Детский сад. Игрушки Развивать познавательный интерес к детскому саду. Познакомить с.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности на 2015–2016 учебный год Период Тема Развернутое содержание работы Варианты итоговых мероприятий Детский сад. День знаний. Сентябрь 1 неделя Развивать у детей познавательную.

«Страна Вообразилия». Конспект итоговой НОД по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности по теме «Страна Вообразилия». Подготовила: Щербакова Г. В. МДОУ Детский сад №20 «Рябинушка» Цель: показать уровень подготовленности детей.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Разноцветные ладошки» На начало учебного года данный кружок посещало -22 человека. Мальчиков 8 чел., девочек - 14 чел. Цель дополнительного образования в данной.

Отчет по дополнительному образованию «Веселый счет» (средняя группа) Кружок дополнительного образования «Веселый счет» проводится на базе средней группы №11. Кружковой работой охвачены 20 детей. Целью кружковой.

Положение о фестивале по дополнительному образованию дошкольников Положение о фестивале по бесплатному дополнительному образованию дошкольников среди участников педагогического процесса 1. Общее положение.

Программа по дополнительному образованию — кружка «Красочный калейдоскоп» Рабочая программа кружка «Красочный калейдоскоп» Пояснительная записка Одним из актуальных вопросов дошкольного образования является создание.

Программа «Волшебные лоскутки» по дополнительному образованию детей дошкольного возраста Программа по дополнительному образованию детей,Волшебные лоскутки,. Пояснительная записка В своих работах по аппликации я использую.

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по ДО Директор ГБОУ школа №1373 ___Е. А. Мартынова ___И. М. Углава.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное комплексно — тематическое планирование по дополнительному образованию экологической направленности (4–5 лет).
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 19:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное комплексно — тематическое планирование по дополнительному образованию экологической направленности (4–5 лет).» (включая файлы) размещена пользователем наталья слесаренко (УИ 705792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД