Марина Егорова
Перспективное планирование дидактических игр по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование
дидактических игр по лексическим темам
в старшей логопедической группе.
Лексико – грамматическая тема.
«Детский сад»
Дидактическая игра.
Цель дидактической игры.
«Куда пошёл Женя?» - знакомство с групповой комнатой.
«Кто что делает?» - обогащение глагольной лексики.
«Овощи»
«Назови по порядку» - закреплять название овощей.
«Подбери слова» - учить подбирать слова – признаки; согласовывать существительные с прилагательным.
Публикация «Перспективное планирование дидактических игр по лексическим темам» размещена в разделах
«Выбери овощи» - учить отвечать на вопросы простым распространённым предложением; учить согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже.
«Что изменилось?» - развитие внимания, памяти.
«Вершки и корешки» - узнавать и различать овощи по внешним признакам.
«Фрукты»
«Запомни и назови» - закреплять названия фруктов.
«Один – много» - образование и употребление существительных в единственном и множественном числе.
«Чудесный мешочек» - развитие сенсорного восприятия; закреплять названия фруктов.
"Осень" «Отбери картинки» - закрепление знаний об осенних явлениях в природе.
«Урожай собирай» - упражнять в различении овощей и фруктов, в обобщении их.
«Времена года» - расширять знания детей о временах года.
«Осенние подарки» - расширять лексический запас по теме.
«Что где растёт?» - расширять знания детей об осенних изменениях в природе.
«Кто знает, тот продолжает» - активизировать словарь по теме.
«С какой ветки детки?» - закреплять названия деревьев; учить называть дерево по характерным особенностям листьев и плодов.
«Одежда»
«Четвёртый лишний» - формировать обобщающее понятие «Одежда»; исключать лишний предмет.
«Закончи предложение» - формировать грамматически правильную речь при употреблении существительных в винительном падеже без предлога.
«Назови правильно» - расширять и активизировать словарь по теме.
«Оденем Машу на прогулку» - закреплять названия осенней одежды, порядок одевания.
«Что из чего?» - упражнять детей в образовании и употреблении в речи относительных прилагательных.
«Магазин «Одежда» - закреплять названия осенней одежды и её деталей.
«Игрушки»
«Кто знает, тот продолжает» - расширять и активизировать глагольную лексику.
«Чудесный мешочек» - развитие сенсорного восприятия.
«Мой, моя» - упражнять детей в согласовании притяжательных местоимений мой, моя с существительными.
«Волшебные картинки» - упражнять детей в составлении предложений по индивидуальным сюжетным картинкам.
«Что изменилось?» - развивать внимание, память.
«Из чего они сделаны?» - упражнять детей в образовании и употреблении в речи относительных прилагательных.
«Семья»
«Кого ты знаешь?» - узнавать и называть членов семьи.
«Кто что делает?» - расширять и активизировать глагольную лексику по теме.
«Кто спрятался?» - развивать внимание, память.
«Назови правильно» - учить устанавливать простейшие родственные связи.
«Кто самый внимательный?» - упражнять детей в составлении простого распространённого предложения.
«Подбери слово» - расширять словарь признаков; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
«Части тела»
«Назови части тела» - активизировать словарь по теме.
«Мой, моя» - упражнять детей в согласовании притяжательных местоимений с существительными.
«Выполни и расскажи» - активизировать и расширять глагольную лексику.
«Правая и левая» - учить детей различать правую и левую стороны тела.
«Доктор» - закреплять названия частей тела.
«Посуда»
«Назови детали» - закреплять названия посуды и деталей её составляющих.
«Назови ласково» - упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
«Для чего нужна посуда?» - расширять глагольную лексику по теме.
«Какой, какая?» - упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
«Продукты питания»
«Отбери картинки» - упражнять детей в обобщении предметов по темам «Продукты питания», «Посуда».
«Холодильник» - расширять лексический запас по теме.
«Расскажи какой» - упражнять детей в образовании и употреблении в речи относительных прилагательных.
«Профессии»
«Мамина и папина работа» - обогащать лексический запас детей по теме.
«Кому что нужно для работы?» - употреблять в речи существительные дательного падежа.
«Что изменилось?»; - развивать внимание, память.
«Кто что делает?»; «Исправь ошибку» - расширять глагольный словарь по теме; развивать внимание, мышление.
«Кто где работает?» - упражнять детей в употреблении предложного падежа существительных в речи.
«Что поможет нам в работе?» - активизировать словарь; употреблять существительные винительного падежа.
«Домашние птицы»
«Кто как кричит?»; «Назови части тела» - расширять и активизировать словарь по теме.
«Назови птиц» - узнавать и называть птиц; отвечать, почему их называют домашними.
«Мамы и детки» - упражнять детей в узнавании и назывании домашних птиц и их птенцов.
«Зима»
«Отбери картинки»; «Почему так не бывает?»; «Когда это бывает?»; «Путаница»; «Отгадай загадки» - расширять и активизировать словарь по теме; развивать внимание, память, мышление.
«Скажи ласково» - упражнять детей в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Собери снежинку» - развивать мелкую моторику рук, внимание.
«Новый год»
«Что бывает в Новый год» - расширять и активизировать словарь по теме.
«Собери и наряди ёлочку» - развивать мелкую моторику рук.
«Четвёртый лишний» - учить детей обобщать предметы по общему признаку и исключать лишний.
«Зимние забавы»
«Что надо сделать?»; «Подбери слова» - расширять и активизировать глагольный словарь по теме.
«Во что играют дети?»; «Что возьмём на прогулку?» - расширять и
активизировать словарь по теме.
«Зимующие птицы»
«Чем они похожи друг на друга?» - активизировать словарь детей по теме; учить находить сходства и различия у зимующих птиц.
«Каких птиц больше на дереве?» - упражнять детей в употреблении категории родительного падежа множественного числа.
«Кто улетел?» - употребление в речи распространённых предложений с однородными подлежащими.
«Домашние животные»
«Кто это?» - узнавать и называть домашних животных и части их тела.
«Кто как кричит?»; «Назови семью»; «Какую пользу приносит?»; «Подскажи словечко» - обогащать и активизировать словарь по теме.
«Кто что ест?» – обогащать лексический словарь по теме; упражнять в употреблении существительных в винительном падеже.
«Расскажи какая?» - упражнять детей в описании домашних животных.
«Кто кем был?» - упражнять детей в назывании детёнышей животных в творительном падеже.
«Дикие животные»
«Назови животных» - упражнять детей в различении и назывании диких животных.
«Мамы и детки» - упражнять детей в назывании диких животных и их детёнышей.
«Подбери словечко» - упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
«Кто кем будет?» - закреплять названия детёнышей диких животных; употреблять в речи существительные в творительном падеже.
«Наша армия»
«Товарищи командиры» - развивать внимание, моторику.
«Подбери правильно» - развивать память, внимание, мышление; активизировать словарь по теме.
«Один – много» - упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа родительного падежа.
«Кто самый быстрый» - закреплять порядок одевания; воспитывать желание служить в армии, патриотизм.
«Женский праздник 8 Марта»
«Самая лучшая» - упражнять в употреблении глаголов единственного числа настоящего времени.
«Мамины помощники» - активизировать словарь по теме; упражнять в употреблении глаголов и простых предлогов в речи.
«Ласковые слова» - упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением.
«Поздравление» - учит подбирать слова-определения к существительным; развивать связную речь.
«Транспорт»
«Гараж»; «Шофёры»; «Кто управляет машиной?» - активизировать и обогащать словарь по теме.
«Собери машинку» - закреплять названия видов транспорта и их частей.
«Путешествие» - упражнять в употреблении в речи приставочных глаголов.
«Мебель»
«Собери мебель» - узнавать и называть предметы мебели, детали её составляющие.
«Разложи вещи» - упражнять в употреблении в речи предлогов.
«Устроим комнату кукле Кате» - обогащать и активизировать словарь по теме.
«Весна»
«Закончи предложение»; «Что лишнее?» - обогащать и активизировать словарь по теме, развивать внимание, память, связную речь.
«Весенние слова»; «Подбери правильно» - упражнять подбирать определения к словам, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
«Хлеб»
«Назови ласково» - упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Разные колоски» - упражнять в подборе слов-антонимов.
«Испечём хлеб» - обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.
«Выложи колосок» - развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
«Самый вкусный» - упражнять в подборе определений к существительным.
«Откуда хлеб пришёл?» - уточнить знания детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
«Перелётные птицы»
«Закончи предложение» - упражнять в употреблении приставочных глаголов.
«Какая птица прилетела?»; «Улетают - не улетают»; «Угадай по описанию» - закреплять и активизировать словарь по теме.
«Сад и огород»
«Скажи ласково» - упражнять в образовании прилагательных с уменьшительными суффиксами.
«Две корзины» - упражнять детей различать овощи и фрукты; употреблять существительные в предложном падеже.
«Что где растёт?» - закреплять названия овощей и фруктов.
«Вершки и корешки»; «Подбери по признаку» - обогащать и активизировать словарь по теме.
«Лес»
«Кто живёт в лесу?»; «Что растёт в лесу?»; «Чего много в лесу?» - обогащать и активизировать словарь по теме.
«С какой ветки детки?» - упражнять в образовании относительных прилагательных.
«Закончи предложение»; «Что не выросло в лесу?» - развивать внимание, память, мышление.
«Назови деревья» - закреплять названия деревьев.
«Подбери слова» - упражнять детей в образовании родственных слов.
«Что это?» - учить различать и обобщать предметы по соответствующим признакам.
«Цветы»
«Где они растут?» - упражнять детей в различении цветов.
«Подбери цветы по цвету» - закреплять знания основных цветов и оттенков.
«Клумба» - закреплять названия садовых цветов, развивать мелкую моторику.
«Насекомые»
«Кто как передвигается» - закреплять названия частей тела насекомых.
«Куда спрятались насекомые?» - упражнять в употреблении в речи существительных творительного падежа.