МААМ-картинки

Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

Анна Крапивина
Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

В поисках новых моделей, новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении была составлена Программа «Логоритмические занятия» для старшей и подготовительной к школе логопедической группы для детей с ОНР.

Публикация «Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах

Новизна данной программы: включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников старшей и подготовительной группы, адаптация приемов логоритмики для формирования некоторых параметров готовности к школе.

Цель программы — создать условия для преодоления ОНР у воспитанников логопедической группы детского сада и обеспечить для них равные стартовые коммуникативно-речевые возможности при поступлении в школу.

Задачи программы:

1. Повышение мотивации воспитанников с ОНР к логопедическим занятиям.

2. Коррекция неречевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.

3. Коррекция речевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.

4. Формирование предпосылок для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.

5. Преодоление затруднений при формировании интегративных качеств личности, возникающих как вторичные нарушения при ОНР.

Реализация поставленной цели достигается с помощью применения разнообразных методов и приемов логоритмики : музицирования, речедвигательных игр и упражнений (дыхательно-артикуляционного тренинга, «игрового массажа» и пальчиковой гимнастики, ролевых стихов, танцевально-ритмических игр и упражнений (игрогимнастики, игроритмики, элементов эмоционально-волевого и креативного тренинга.

Планирование занятий по логоритмике осуществляется по тематическому принципу, рассчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, и предполагают совместную деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Его продолжительность – 30 минут.

Содержание занятия связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в данной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Главный принцип достижения эффективности в работе учителя-логопеда по программе «Логоритмические занятия» – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей. За основу разработанной нами программы взята методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР Р. Л. Бабушкиной, О. М. Кисляковой, М. Ю. Картушиной.

Лексико-грамматическая тема Сюжет образовательной деятельности Цели и задачи

Сентябрь, 4 неделя «Осень»

«Осенние краски» - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать у детей чувство ритма, изменять темп речи в зависимости от речевого контекста.

- Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку.

- Закреплять в речи правильное произношение звука [А].

Октябрь, 1 неделя «Грибы».

«Ягоды» «Кладовая леса» - Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах.

- Уточнить артикуляцию звука [У], пропевая звук в чистоговорках.

- Формировать правильное речевого дыхания.

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Танцевально-ритмические упражнения.

Октябрь, 2 неделя «Овощи. Огород»

«Во саду ли, в огороде…» - Закрепить знания об овощах и фруктах.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Формировать правильное речевого дыхания.

- Танцевально-ритмические упражнения.

Октябрь, 3 неделя «Фрукты. Сад» «Во саду ли, в огороде…» - Закрепить знания об овощах и фруктах.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Танцевально-ритмические упражнения.

Октябрь, 4 неделя «Перелетные птицы» «С ветром наперегонки» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 154) - Закрепить знания детей о перелетных птицах.

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Речедвигательные игры.

- Закреплять правильную артикуляцию звука [О] в чистоговорках и потешках.

Ноябрь, 1 неделя «Одежда. Головные уборы» «Ателье» - Дать детям знания классификации одежды по сезону.

- Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.

- Уточнить артикуляцию звука [И], работать над пропеванием звука на вдохе.

- Танцевально-ритмические упражнения.

- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

Ноябрь, 2 неделя «Обувь» «Сказка старого башмака» - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Обувь».

- Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.

- Учить детей делать игровой самомассаж.

- Креативный тренинг.

- Развивать сложные формы фонематического слуха, слуховое внимание, зрительную память.

Ноябрь, 3 неделя «Посуда» «У нас в гостях Федора» - Закрепить знания детей о классификации посуды.

- Совершенствовать автоматизацию звука [П] в логопедических распевках.

- Закрепить костоабдоминальное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.

- Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, аккуратность.

Ноябрь, 4 неделя «Продукты питания» «Полезные продукты» - Закрепить знания детей по теме.

- Формирование правильной артикуляции звука [Н] в слоговых рядах.

- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

- Закрепить знания детей о своем здоровье.

- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.

- Инструментальное музицирование.

Декабрь, 1 неделя «Хлеб» «Колосок»

(Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет, с. 39) - Закреплять правильное произношение звука [Т].

- Совершенствовать умение образовывать существительные ед. и мн. ч.

- Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

- Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.

- Воспитывать у детей уважения к труду.

- Научить детей делать самомассаж лица, шеи.

- Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей.

- Игроритмика.

Декабрь, 2 неделя «Зима» «Спутники зимы» - Продолжать делать самомассаж лица, шеи.

- Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей.

- Игроритмика.

- Уточнить артикуляцию звука [К] в обратных слоговых рядах.

- Закреплять знания детей по теме «Зима».

Декабрь, 3 неделя «Дикие животные» «Путешествие по зимнему лесу» - Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.

- Формировать у детей правильную

артикуляцию звуков [К],[Кь] и четкое произношение слов с этими звуками.

- Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

- Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

Декабрь, 4 неделя «Новый год» «Новогодний поезд» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 68) - Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.

- Развивать темпо-ритмическое восприятие.

- Закрепить артикуляцию звука [Б] с помощью дыхательных упражнений.

- Вызвать у детей положительные эмоции, радость.

Январь, 3 неделя «Зимние забавы» «Снежная баба» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 56) - Закрепить правильную артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.

- Игрогимнастика.

- Эмоционально-волевой тренинг.

Январь, 4 неделя «Зимующие птицы» «Птичья кладовая» - Систематизировать знания детей о зимующих птицах.

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Г] в потешках.

- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.

- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений.

- Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.

Февраль, 1 неделя «Мебель» «Путешествие по старому дому» - Закрепить знания детей по теме.

- Формирование правильной артикуляции звука [Л] в слоговых рядах.

- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

Февраль, 2 неделя «Мой город» «Путешествие на воздушном шаре» - Закрепить артикуляцию звука [Ы] в логопедическ. распевках.

- Дать детям знания по данной теме.

- Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.

- Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.

Февраль, 3 неделя «Защитники Родины» «Крокодил Гена идет в армию» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 104) - Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.

- Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.

- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.

- Уточнить артикуляцию звука [С] в дыхательных и речевых упражнениях.

Февраль, 4 неделя «Карелия – наш край» «Лесные просторы». Воспитывать любовь к родному краю.

- Закреплять знания детей о природе Карелии.

- Закреплять артикуляцию звука [С] в дыхательных и речевых упражнениях.

- Распространение предложений однородными членами.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать чувство ритма и чувство такта.

Март, 1 неделя «Международный женский день. Семья» «Добрые советы» - Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.

- Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.

- Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре.

- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П – Б] в слоговых рядах.

Март, 2 неделя «Человек» «Азбука здоровья». Учить заботиться о своем здоровье и соблюдать режим дня.

- Знать части тела человека и правильно их называть.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать силу голоса и дыхание.

- Закреплять артикуляцию звука [Ш] в речевых упражнениях.

- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

Март, 3 неделя

«Домашние животные» «Дед Егор зовет во двор» - Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.

- Развивать зрительное внимание.

- Тренировать детей согласовывать движения.

со словами, определять начало и конец фразы.

- Закрепить артикуляцию звука [Ш] в слоговых рядах, распевках.

Март, 4 неделя «Профессии» «Давайте познакомимся» - Закреплять знания детей о профессиях.

- Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.

- Речедвигательные игры.

- Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.

- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С – Ш] в слоговых рядах и логопедических распевках.

Апрель, 1 неделя «Транспорт» «Мы едем, едем, едем» - Закреплять знания детей по теме.

- Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.

- Использование логического ударения в речи.

- Тренировать автоматизацию звука [Х] в дыхательных упражнениях.

Апрель, 2 неделя «Космос» «Будем космонавтами»

(Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 149) - Закрепить знания детей о космосе и космонавтах.

- Уточнить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах и чистоговорках.

- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.

- Инструментальное музицирование.

Апрель, 3 неделя «Сказки» «Гуси – лебеди» (Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет, с. 115) - Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.

- Развивать чувство ритма, метра, такта.

- Воспитывать у детей любовь к сказкам и бережное отношение к книге.

- Закрепить правильную артикуляцию звуков [В – В’] в чистоговорках и потешках.

Апрель, 4 неделя «Весна» «Путешествие капельки» - Закрепление знаний об изменениях в природе весной.

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Закреплять правильную артикуляцию звука [З] в дыхательных и речевых играх.

Май, 1 неделя «Дикие животные весной» «В лесу» - Закрепить знания детей по теме.

- Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.

- Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании.

- Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в логопедических распевках, скороговорках.

Май, 2 неделя «День Победы» «Солнце и тучка» - Закрепить знания детей по теме.

- Уточнить правильную артикуляцию звука [Д] в дыхательных играх.

- Развивать силу и модуляцию голоса.

- Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.

Май, 3 неделя «Цветы» «Цветик-семицветик» - Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах, умение классифицировать по месту произрастания.

- Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.

- Развивать чувство ритма, метра, такта.

- Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.

- Закрепить правильную артикуляцию звуков [З – Ж] в чистоговорках и потешках.

Май, 4 неделя «Насекомые» «В траве сидел кузнечик» - Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.

- Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.

- Эмоционально-волевой тренинг.

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Ф] в слоговых рядах, чистоговорках.

- Воспитывать бережное отношение к живым существам.

Все дети, посещающие занятия по логопедической ритмике, показывают положительную динамику развития просодической стороны речи, повышается уровень развития их речи в целом, и они успешно адаптируются в группе детского сада. Формируются предпосылки для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.

Список литературы:

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». С-Пб. : КАРО, 2005г.

2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996г.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Владос, 2003г.

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-п. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1982г.

6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.

7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии». С. -Петербург «Образование» 1994 г.

8. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движения). Спб. : «Дельта», 1997г.

9. Макарова Н. Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

10. Новиковская О. А. «Логоритмика». С-Пб. : КОРОНА принт, 2005г.

11. Овчинникова Т. С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой дошкольного возраста с недоразвитием речи». С-Пб., 2006г.

12. Программа Филичевой Т. Б. «Программа воспитания и обучения детей речи»». Москва, 1984г.

13. СанПиНы.

14. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

15. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655

16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». М. : Альфа, 1993г. (2 год обучения)

Публикации по теме:

Консультация «Включение логоритмических игр и упражнений в систему музыкальных занятий с детьми логопедической группы» Логоритмические и музыкально-ритмические игры и упражнения помогают детям с нарушениями речи научиться правильно и красиво говорить. Их.

Перспективное планирование народных подвижных игр в старшей логопедической группе Перспективное планирование народных подвижных игр в старшей логопедической группе Месяц Тема недели Подвижные игры Атрибуты Тематические.

Перспективное планирование занятий с применением нетрадиционных техник рисования в средней группе На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках выполняются следующие задачи: 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие пространственного.

Перспективное планирование физкультурных занятий в первой младшей группе Перспективное планирование по образовательной области – Физкультурных занятий в 1 младшей группе Сентябрь Мониторинг Октябрь 03.10.2017.

Перспективное планирование по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы Перспективное планирование по познавательному развитию Автор составитель: Воспитатель группы №2 Кремнёва К. А. Месяц Неделя НОД Виды деятельности.

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе Перспективное планирование по развитию речи Подготовительная группа. Месяц Тема Цель Оборудование Литература Сентябрь 1неделя. Обучение.

Перспективное планирование «Региональный компонент в экологическом воспитании детей» для подготовительной к школе группы Сентябрь Занятие : «Красноярск промышленный» Экскурсия: К проходной СЗТМ. Д/игра: «Что, чему принадлежит» Октябрь Занятие: «История возникновения.

Перспективное планирование по темам по коммуникативной деятельности в подготовительной логопедической группе Перспективный план по коммуникативной деятельности в подготовительной группе. Сентябрь. 1-3 недели – мониторинг. Цель и задачи: оценка знаний,.

Перспективное планирование занятий по тестопластике во второй младшей группе Месяц, неделя Тема занятий Программное содержание Оборудование и материалы Октябрь 1 неделя Знакомство с солёным тестом 1. Познакомить.

Тематическое планирование на неделю в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Транспорт» Понедельник Утро: 1. Утренняя гимнастика 2. Культурно-гигиенические навыки «Все ли в порядке?" - Формировать у детей осознанное стремление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
Опубликовано: 17 марта 2018 в 00:54
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД