Воспитатель
Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — средний возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи обучения установлению системных связей
Средний возраст
Выявление функций объектов
Учить детей выделять у объекта его главное назначение - функцию.
Выявление подсистемных связей
Продолжать знакомить детей с признаком объекта – его частью. Учить обозначать словом основные части любых объектов и рассказывать об их назначениях. Учить детей находить общие части у разных объектов. Учить сравнивать объекты по наличию общей части. Учить заменять одну часть другой с целью улучшения функционирования рукотворного объекта.
Публикация «Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — средний возраст» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Выявление надсистемных связей
Продолжать знакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта. Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (активный этап). Учить детей определять основную классификационную группу объекта.
Определение линии развития объекта
Продолжать учить детей выстраивать линию развития у объектов. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по будущему объекта. Учить устанавливать причинно-следственные связи относительно развития. Уточнять представления детей отом, что развитие живого организма зависит от окружающего мира (тепло, свет, вода, пища, воздух). Учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью фантастических преобразований.
Выявление ресурсов объектов
Продолжать учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы). Побуждать рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.
Сравнение систем
Продолжать учить детей сравнивать два объекта между собой по признакам: цвет, форма, размер, назначение, материал, часть, место. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
Классификация объектов
Учить детей разделять объекты природного мира на группы: живые, неживые. В разделе «живая природа» выделить группы: насекомые, звери, птицы, человек, растения, грибы. Учить делить объекты рукотворного мира на группы: одежда, мебель, транспорт, посуда. Учить классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества.
месяц содержание деятельности задачи методы и приемы (игры)
Октябрь Формирование умения выявлять функции объекта.
Классификация объектов материального мира.
У. С. И. • Учить детей выделять у объекта его главное назначение.
• Закрепить знания о том, что представители животного мира могут видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус и ощущать телом.
• Учить детей разделять объекты природного мира на группы: живые и неживые. 1. Игра «Что умеет делать?».
2. «Мои друзья.
3. «Дразнилка»
4. «Все в мире перепуталось»
5. У. С. И. «Птицы».
Ноябрь Определение линии развития объекта • Продолжать учить детей выстраивать линию времени у объектов живой природы.
• Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по линии развития живого объекта.
• Уточнять представления детей отом, что развитие живого организма зависит от окружающего мира в котором должно быть тепло, свет, вода, пища, воздух.
• Учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью фантастических преобразований.
• Учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию и эту функцию выполнял раньше старинный объект. 1. «Чем был – чем стал»
2. «Раньше-позже»
3. «Паровозик»
4. У. С. И. «Самолет», «Ракета».
Декабрь Формировать умения выявлять надсистемных связей.
Классификация объектов материального мира.
У. С. И. • Продолжать знакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта.
• Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (активный этап).
• Учить детей определять основную классификационную группу объекта.
• Развивать системное мышление.
• Учить разделять объекты живой природы на группы: насекомые, звери, птицы.
1.«Где живет?»
2.«Методика маленьких человечков».
3. У. С. И. «Компьютер».
4.«Все в мире перепуталось».
5.«Вгостях у королевы Природы».
6.«В гостях у живой Природы».
Январь Определение подсистемных связей объекта.
Классификация объектов материального мира
У. С. И. • Продолжать знакомить детей с признаком объекта – его частью. Учить обозначать словом основные части любых объектов и рассказывать об их назначениях.
• Учить детей находить общие части у разных объектов. Учить дополнять объект какой-либо частью и объяснять ее значение (активный этап).
• Учить сравнивать объекты по наличию общей части. Учить заменять одну часть другой с целью улучшения функционирования рукотворного объекта.
• Учить разделять объекты живой природы на группы: человек, растения, грибы.
1.«Что можно сказать о предмете, если там есть…».
2.«В гостях у живой природы».
3.«Данетка».
Февраль Игры на объединение над-, под- системы объекта.
Классификация объектов материального мира
• Продолжать учить детей выделять систему, подсистему, надсистему объекта.
• Учить детей разделять объекты рукотворного мира на группы: одежда, мебель. Побуждать обобщать их по признакам функционирования.
• Учить сужать поле поиска через классификационную «Данетку». 1.«Хорошо – плохо»
2.«В гостях у королевы Изобретения»
3.«Данетка»
Март Формирование умения выявлять ресурсы объекта.
Классификация объектов.
У. С. И. • Продолжать учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы) и самостоятельно рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.
• Учить приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению и рассказывать об этом.
• Учить детей разделять объекты рукотворного мира на группы: транспорт, посуда. 1. Сюжетно-ролевая игра (подбор предметов-заместителей).
2.«Аукцион»
3.«Данетка»
Апрель Сравнение систем.
Классификация объектов • Продолжать учить сравнивать два объекта между собой по цвету, форме, материалу, частям, по месту нахождения и назначению.
• Побуждать рассказывать об итогоах сравнения.
• Учить детей делить объекты неживой природы классифицировать по наличию в них твердого, жидкого, газообразного вещества. 1.«Раз, два, три… ко мне беги»
2.«На что похоже»
3.«Теремок»
4.«Давай поменяемся»
5.«Найди друзей»
6.«В гостях у королевы Изобретения»
Май Классификация объектов материального мира.
У. С. И. • Продолжать учить делить объекты на группы: рукотворный, природный. Учить объяснятьоснования такого деления. Учить делить объекты природного мира на живую и неживую. В разделе живая природа выделить группы: насекомые, звери, птицы, человек, растения, грибы. Объекты рукотворного мира делить на группы: одежда, мебель, посуда, транспорт. Объекты неживой природы классифицировать по наличию в них твердого, жидкого, газообразного вещества. Учить сужать поле поиска через классификационную «Данетку»