МИНАСЯН КАРИНЭ РУБИКОВНА
Перспективное планирование по лепке в первой младшей группе
Перспективное планирование по
ЛЕПКЕ
Первая младшая группа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирования навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Публикация «Перспективное планирование по лепке в первой младшей группе» размещена в разделах
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период позитивное отношение к природе, к «Рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Данная программа имеет цель: формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1. Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
2. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе.
3. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
4. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. С. Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 – 4 лет. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
В структуре программы выделяются следующие основные разделы:
1. «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания».
3. «Многообразие животных и их связь со средой обитания».
4. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».
5. «Жизнь растений и животных в сообществе».
6. «Взаимодействие человека с природой».
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
1. Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.
2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.
3. Постепенное познавательное продвижение детей.
4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.
5. Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в экологической комнате и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.
Непосредственно образовательная деятельность организуется фронтально в форме факультатива. Количество занятий составляет 1 занятие в неделю продолжительностью от 15 минут (младшая группа)
Сентябрь
1 неделя: «Вот такой пластилин» 2 неделя : «Тили – тили тесто»
Задачи - познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику Задачи: Знакомить детей с тестом как художественным материалом. Создать условия для экспериментального узнавания («открытия») пластичности как основного художественного свойства теста. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. (стр. 20)
3 неделя : «Вкусное печенье» 4 неделя: : «Падают, падают листья…».
Лепка предметная (картинки из теста).
Задачи. Вызвать интерес к созданию объёмных и силуэтных фигурок из теста. Показать способы получения изображений с помощью формочек для выпечки. Знакомить с силуэтом - учить обводить форму пальчиком (по контурной линии). Подвести к сравнению свойств теста, глины и песка (сухого и влажного). Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения. (стр. 20)
Лепка рельефная из пластилина.
Задачи:Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина - отщипывать кусочки жёлтого, оранжевого, красного цвета, прикладывая к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к составлению длинной дорожки из отдельных пластилиновых «картинок». Развивать чувство цвета, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук. (стр28)
Октябрь
1 неделя: «Пушистые тучки». 2 неделя : «Картинки на тесте».
Задачи. Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом - отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти руки. (стр36) Лепка и рисование на тесте (экспериментирование).
Задачи. Закреплять интерес к созданию изображений на тесте. Развивать мелкую моторику, воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. (стр 23)
3 неделя: «Дождик, дождик, кап – кап – кап» 4 неделя: «Разные цветные мячи».
Задачи: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и
прилеплять его к плоской поверхности; закреплять знания основных цветов; развивать
мелкую моторику. Задачи : Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями: закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику.
Ноябрь
1 неделя: «Вот какие ножки у сороконожки!». 2 неделя: «Вот ёжик - ни головы, ни ножек!».
Лепка (коллективная композиция).
Задачи. Вызвать интерес к изображению живых существ. Учить лепить образцы на основе валика (цилиндра) : раскатывать столбики прямыми движениями ладоней «туда-сюда» и слегка видоизменять форму - изгибать, дополнять мелкими деталями (ножки, глазки). Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. (стр40) Задачи. Учить детей моделировать образ ё жика: составлять «иголки» в «туловище», вылепленное педагогом. Самостоятельно выбирать материал для деталей (спички, зубочистки, кусочки трубочек для коктейля, семечки, еловые иглы) и тем самым передавать характерные особенности внешнего вида ежа. Формировать умение нанизывать пластилиновые шарики на «иголки» ежа. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, умение делать выбор. (стр40)
3 неделя :«Морковка для зайчика» 4 неделя: «Сидит белка на тележке»
Задачи познакомить с содержанием русской народной песенки; учить угадывать животное по описанию; поощрять попытки прочесть стихотворный текст полностью; вызвать интерес к действиям с пластилином, обогащать сенсорный опыт путем выделения формы предметов, совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями; учить различать красный цвет; воспитывать умение радоваться своим работам Задачи. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; закреплять умение формировать из пластилина округлые комочки, выкладывать их на ограниченном пространстве;
развивать мелкую моторику.
Декабрь
1 неделя: «Вот какая ёлочка!». 2 неделя: «Снеговики играют в снежки».
Лепка «рельефная». Задачи. Продолжать учить создавать образ ё лки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: раскатывать жгутики и прикреплять к стволу-столбику. Закрепить умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней. Учить пользоваться стекой - делить столбик на кусочки. Знакомить с зелёным цветом. Развивать чувство формы, мелкую моторику. (стр. 45) Лепка из пластилина, солёного теста или снега.
Задачи. Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить лепить шар - раскатывать круговыми движениями ладоней. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. (стр. 48)
3 неделя «Вкусное угощение». 4 неделя: «Конфеты для Мишутки»
Лепка из солёного или сдобного теста.
Задачи. Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развивать чувства формы, мелкой моторики. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. (стр50) Задачи : Закрепить знание приемов лепки : скатывание шарика между ладонями круговыми движениями. Воспитывать навык аккуратно пользоваться пластилином. Создать условия для развития мелкой моторики рук (продолжаем учить детей раскатывать кусочки пластилина круговыми движениями между ладоней);
Формировать умение различать, проговаривать названия цветов; Способствовать развитию речи.
Январь
1 неделя; праздничная 2неделя: «Колобок катится по дорожке и поёт песенку».
Лепка с элементами рисования. Задачи. Продолжать учить детей создавать изображения по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к лепке Колобка, который катится по дорожке и поёт песенку. Сочетать разные техники: рисование дорожки в виде кривой линии фломастерами и лепка Колобка в форме шара. Вызвать интерес к «оживлению» Колобка (глазки – бусины или пуговички). (стр53)
3 неделя: «Вкусное угощение». 4неделя: «Угощайся, мишка!».
Задачи Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развивать чувства формы, мелкой моторики. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. (стр. 50) Задачи Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. (стр54)
Февраль
1 неделя: «Бублики-баранки». 2неделя: «Заборчик для избушки»
Задачи: Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбик (цилиндр) и замыкать в кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развивать восприятие формы и мелкую моторику. (стр56) Задачи: Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, раскатывать комочки глины прямыми движениями (столбики).
Материал. Игрушка, глина, дощечки.
Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением заборчика, рассказать сказку, потешку о петушке.
3 неделя «Самолет» 4 неделя: «Я пеку, пеку, пеку….»
Задачи: Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, из удлиненных кусков глины. Закреплять умение делить ком глины на глаз на две равные части, раскатывать его продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы. Вызвать радость от созданного изображения. Задачи: Учить детей лепить угощение для кукол из солёного или сдобного теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск, бублик (кольцо) и т. д. Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края). Развивать чувство формы, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
(стр76)
Март
1 неделя: «Вот какой у нас букет» Аппликация 2 неделя: «Вот какие у нас сосульки!».
Задачи Создание красивых композиций: выбор и наклеивание цветов, вырезанных воспитателем (из цветной или фактурной бумаги, и из комочков мятой бумаги. (стр. 62) Задачи: Продолжать учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности. (стр64)
3 неделя: «Вот какая у нас неваляшка!». 4 неделя: «Солнышко – колоколнышко».
Задачи :Учить детей лепить игрушки, состоящие из деталей разного размера (туловище - большой шар и голова- маленький шар). Закрепить умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Разнообразить способы деления пластилина на части (разрезать стекой, откручивать, отрывать, отщипывать). Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. (стр. 66) Лепка рельефная
Задачи: Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и восприятия. Воспитывать самостоятельность, инициативность. (стр68)
Апрель
1 неделя: «Вот какой у нас мостик!».
2 неделя: «Птенчик в гнёздышке».
Лепка с элементами конструирования.
Задачи: Моделирование мостика из 3 – 4 «брёвнышек» : раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостика. Воспитывать у детей интерес к совместной игре. (стр72) Задачи: Моделирование гнё здышка: раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювиках). Воспитывать гуманное отношение к птицам.
(стр74)
3 неделя: «Яблоки» 4 неделя «Чудесные карандашики»
Задачи: -учить отщипывать маленькие куски пластилина и скатывать из них шарики; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику Задачи: Продолжать детей с пластилином и его свойствами; учить знакомить раскатывать пластилин между ладонями «колбаской» развивать желание лепить; развивать мелкую моторику.
Май
1неделя: «Вот какие у нас флажки!» 2 неделя: «Вот какой у нас салют!».
Аппликация (выкладывание готовых форм) Задачи: Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и/или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками).(стр76) Задачи: Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приёмов лепки : раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. (стр78)
3 неделя: Русская народная песенка "Уж как я свою коровушку люблю. " Травка для коровушки 4 неделя: Лепка по замыслу детей
Задачи - познакомить с содержанием русской народной песенки; совершенствовать умение понимать речь воспитателя; учить согласовывать слова в предложении; продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук; различать зеленый цвет; аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку Задачи: Продолжать закреплять интерес к лепке; поддерживать желание изобразить предмет; закреплять формообразующие движения — раскатывание цилиндрической формы, видоизменение ее.