Папки-передвижки

Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе «Экологическое воспитание дошкольников»

Юлия Ноздрюхина
Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе «Экологическое воспитание дошкольников»

Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе на тему : «Экологическое воспитание дошкольников».

Воспитатель : Ноздрюхина Ю. В.

I. Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое

отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Публикация «Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Приступая к работе по ознакомлению с природой родного края, провела мониторинг, где применила программу Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского

сада. Для работы с детьми 6-7 лет», Серия «Экологическое воспитание в детском саду», Мозаика-

синтез; М. :; 2010.

Цель:

• формирование у детей элементов экологического сознания к природе,

• формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

• развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе.

Задачи:

• пополнить педагогическую копилку новой информацией;

• изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.

Предполагаемый результат:

• Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Воспитание защитников природы.

• Творческая активность воспитанников.

II. Содержательный раздел.

Содержание программы (перспективное планирование).

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4/5 неделя

Сентябрь Занятие 1.

«Планета Земля в опасности Беседа о планетах, о планете – Земля, о ближайшей звезде к планете Земля -_солнце; о спутнике Земли – Луне; о космическом телескопе, о космонавтах.

Начало составления календаря наблюдений за природой.

Цель. Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, солнце, планеты, спутники.

Ист. С. Н. Николаева

«Юный эколог»

Занятие 2.

Чтение художественной литературы о космосе. Рисование на тему «Космос».

Цель. Вызвать интерес к сведениям о мироздании.

Закреплять свои знания о Вселенной в других видах деятельности.

Ист. С. Н. Николаева

«Юный эколог»

Занятие 3.

Беседа по теме «Эта волшебница вода», «Для чего нужна вода?» «Как она помогает нам?», «Куда бежит река», и др.

Цель. Показать, где и в каком воде существует вода в окружающем мире.

Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы.

Ист. С. Н. Николаева

«Юный эколог»

Занятие 4.

Чтение художественной литературы: «Э. Мошковская «Речка», «С. Жупанин «Прыг да прыг…», О. Григорьев «Какой дождь?», А Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Махорина «Первый мороз», загадывание загадок о природных явлениях.

Наблюдения: «Облака», «Дождь».

Цель. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Развивать познавательный интерес к воде.

Ист. С. Н. Николаева

«Юный эколог»

Октябрь Занятие 5.

Лабораторные опыты «Какой бывает вода». Викторина «Что я знаю о воде». Оформление памяток, информационных листов для родителей «Берегите воду»

Ведение календаря наблюдений за природой.

Цель. Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы.

Ист. С. Н. Николаева

«Юный эколог»

Занятие 6.

Беседа с детьми об осени. Загадки об осени, чтение стихотворение А. С. Пушкина

«Осень», прослушивание аудиозаписи произ-

ведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»).

Цель. Сформировать у детей обобщенное представление об

осени как о времени года. Учить по значкам и рисункам календаря

описывать события природы. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 7.

«Как увидеть воздух», «Как услышать воздух». Чтение произведения С. Михалков «Три ветра». Подвижная игра «Раздувайся, пузырь».

Цель. Познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни живых существ, с некоторыми правилами экологической безопасности.

Ист. С. Н. Николаева

«Юный эколог»

Занятие 8.

Экскурсии, наблюдения и опыты с воздухом. Анкетирование родителей «Курение и воздух».

Цель. Познакомить детей с природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.

Ист. С. Н. Николаева

«Юный эколог»

Ноябрь Занятие 9.

Кто живет в аквариуме?

Как дышат рыбы? Наблюдение за рыбками. Рассматривание иллюстраций по теме.

Ведение календаря наблюдений за природой.

Цель. Определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растения, уточнить их

названия; отметить общую красоту, привлекательность аквариума. Дать детям представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух, рассказать о дыхательном аппарате рыб (жабры).

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 10.

«Комнатные растения». Беседа «Влаголюбивые и засухустойчивые комнатные растения». Рассматривание комнатных растений жувущих на подоконнике детского сада.

Цель. Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений, с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода. Познакомить с характерными особенностями, строением, определенными условиями жизни.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 11.

«Лес», «Деревья на нашем участке», «Лес в жизни человека». Рассматривание березы, ели, ясеня, сосны и беседа о деревьях.

Цель. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 12.

Чтение художественной литературы: загадки, С. А. Есенин «Березка»,Е. Трутнева «Елка» и др.

Подвижная игра: «Раз, два, три – к дереву беги».

Дидактическая игра «Собери дерево», «Угадай, с какого дерева лист и плод»

Цель. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 13.

«Сравнение песка, глины и камней». Рассматривание наглядного материала. Проведение опытов с предаставленным материалом.

Цель. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины,

камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответ-

ствии с их свойствами использовать в поделках.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Декабрь Занятие 14.

«Домашние животные», «Дикие животные». Рассматривание иллюстраций и беседа «Животные жарких стран», «Животные Севера». Наблюдение за домашними животными.

Цель. Закреплять знания детей о видах животных, о внешнем виде, пище, жилище.

Умение узнавать и называть животных и их детенышей.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 15.

Чтение художественной литературы: загадывание загадок, В. Танасийчук «Экология в картинках». Дидактическая игра: «Кто как голос подает? «Кто где живет?», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?»

Цель. Умение узнавать и называть животных и их детенышей.

Формировать представления детей о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 16.

«Изготовление плакатов на тему

„Сохраним елку – красавицу наших лесов"».

Цель. Познакомить детей с плакатом как особым видом цветного

рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил

поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок,

изображать его. Воспитывать желание защищать природу.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 17.

Экскурсия в зимний лес. Решение следующих вопросов: «Сколько лет елке?» «Как себя чувствует сломанная елка?»

Цель. Дать представление о лесе как сообществе множества рас-

тений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешан-

ного леса. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отно-

шение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Январь Каникулы Занятие 18.

Беседа на тему «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу». Рассматривание художественных картин «Лоси в зимнем лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются

от куницы». Рисование на тему «Обитатели зимнего леса».

Ведение календаря наблюдений за природой.

Цель. Формировать у детей представление о жизни животных

в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить

детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать

выводы.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 19.

Наблюдения за зимней погодой на участке детского сада. Рассматривание снежинок, следов на снегу. Проведение опыта с таянием снега.

Цель. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты зимнего пейзажа.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 20.

Проведение викторины по пройденному материалу (зимний лес, дикие и домашние животные).

Задание для взаимного труда родителей и детей: изготовление кормушки для птиц.

Цель. Закреплять знания детей о видах животных, о внешнем виде, пище, жилище.

Пробудить интерес детей к заботе и животных.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Февраль Занятие 21.

«Мир птиц». Просмотр слайдов из серии «Птицы нашего края», прослушивание аудиозаписи «Пение птиц». Наблюдение птиц на прогулке.

Цель. Познакомить с конкретными видами птиц нашего края, с характерными особенностями внешнего облика, поведения, выделять существенные различия.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 22.

Беседа «Что мы знаем о птицах», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как мы заботились о птицах зимой».

Чтение художественной литературы: Б. Коваль «Грач», В. Флинт «Скворец», О Высотская «Мастерица зима», Н. Сладков «Воробей», А. Барто «Вороны» и др. ; загадывание загадок, использование считалок, песенок.

Цель. Уточнить название перелетных и зимующих птиц.

Закрепить представления о пользе птиц.

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 23.

«Цепочки в лесу». Понятие о хищных и травоядных животных. Рассматривание картинок с пищевыми цепочками в лесу. Дидактическая игра: «Кого не стало», «Назови птиц»

Цель. Формировать у детей представление о взаимосвязи оби-

тателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес

– это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 24.

«Пройдет зима холодная…» рассматривание картин -репродук-

ций : «Первый снег» A.A. Пластова, «Русская зима», «Конец зимы», «Мартовское

солнце» К. Ф. Юона, «Март» И. И. Левитана.

Анализ трех зимних страниц в календаре наблюдений за природой.

Цель. Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и

животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Март Занятие 25.

«Морские коровы и Красная книга».Рассматривание картинок с изображением

крупных морских животных: кита, дельфина, моржа, тюленя.

Цель. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная

природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых

больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми рас-

тениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 26.

Беседа: «Я и мой организм», «Я и моя семья». Чтение художественной литературы; использование загадок, пословиц, поговорок, песен; рассматривание иллюстраций и картин известных художников.

Цель. Дать представление о том, что человека –живое существо, ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 27.

«Как правильно вести себя в природе», Лес нужно беречь от пожара».

Составить памятки правильного поведения в лесу.

Цель. Проявлять интерес к природоохранной деятельности человека.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 28.

Просмотр видеофильма «Красная книга».

Беседа-анализ просмотренного фильма.

Рисование на тему «Животные из Красной книги».

Цель. Познакомить детей с тем, как человек использует природное богатство для хозяйства: как охраняет природу (создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Апрель Занятие 29.

«Мой родной край: заповедные

места и памятники природы». Рассматривание картинок в книгах, фотоальбомах, на слайдах, в журналах

и газетах о ближайшем заповеднике (Воронинский заповедник).

Цель. Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памят-

никами природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гор дости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать

желание побывать в этих местах.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 30.

Творческие работы детей на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!»

Цель. Проявлять интерес к природе родного края.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 31.

«Море бывает в беде».

Беседа о загрязнении океана в следствии жизнедеятельности человека. Рассматривание глобуса.

Цель. Дать детям представление о море, его разных состояниях,

его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от

нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 32.

Чтение художественной литературы Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок», М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны», загадки, пословицы, поговорки.

Дидактическая игра: составь рассказ-описание о жителях океана или моря.

Цель. Дать детям представление о море, его разных состояниях,

его обитателях.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Май Занятие 33.

Работа в цветниках (посадка, прополка, полив цветов). Изучение полезных и вредных растений. Заготовление материала для создания гербария.

Цель. Воспитать в детях трудолюбие и желание сохранить природу и помочь ей в ее развитии.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 34.

Экскурсия на водоем «Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей».Рассматривание карточек с изображением водных обитателей, прибрежных растений.

Цель. Дать детям представление о том, что река – это сообще-

ство водных обитателей: растений и животных. Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 35.

Беседа на темы: Где зимуют лягушки? Слепые землекопы, Птичий город на деревьях.

Цель. Формировать у детей представление о жизни животных

в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить

детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать

выводы.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Занятие 36.

Занятие-викторина по пройденному материалу.

Рекомендации для детей и родителей по отношению к природе во время летнего-оздоровительного периода.

Цель. Закрепить полученные знания на протяжении курса преподнесенного материала.

Ист. С. Н. Николаева «Юный эколог».

Методическая литература.

1. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада : Мозаика-

синтез; М. :; 2010

2. Иванова А. И Живая экология : Программа экологического образования дошкольников.

М., 2007.

3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. ,1995.

5. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Экологическое воспитание дошкольников. Сценарий в старшей группе «Волшебница вода»Экологическое воспитание дошкольников. Сценарий в старшей группе «Волшебница вода» Развлечение разработано с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, и представлено в виде игровых заданий.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 20 января 2022 в 18:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД