Светлана Курочкина
Перспективное планирование занятий по разделу «Ребенок и окружающий мир» в старшей группе (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь 1-я, 2-я недели Адаптация.
3-я неделя Занятие 1
«Детский сад» Закрепить с детьми правила поведения в детском саду; воспитывать коммуникабельность, умение организовывать игры, убирать игрушки.
Публикация «Перспективное планирование занятий по разделу „Ребенок и окружающий мир“ в старшей группе (часть I)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Усвоить, для чего нужен детский сад, кто в нем работает, что есть в детском саду. 1. Беседа по теме,
2. Рассматривание иллюстраций
3. Д/и «Что делает?»
«Назови профессию по действию»
4. Речевая п/и «Сначала буду маленьким»
5. Считалка «Детский сад»
4-я неделя Занятие 2
«Игрушки»
Систематизировать знания детей об игрушках; формировать обобщающее понятие «игрушки»; совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию 1. Беседа по теме
2. Загадки об игрушках
3. Д/и «Кто внимательный?»
«Узнай по описанию»
«Назови ласково»
«Опиши игрушку»
«Из чего сделана игрушка?»
«С какой игрушкой ты играл?»
4. Считалка «Мяч»
5. Речевая п/и «Маша и куклы»
Октябрь 1-я неделя Занятие 3
«Овощи»
Расширить представления детей об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода; знать обобщающее слово «овощи»; уметь описывать овощи; уметь определять тот или иной овощ по 2-3 характерным признакам.
Упражнять в употреблении глаголов действия; глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей.
1. Вводная беседа по теме,
2. Чтение стихотворения В. Корнина «Что растет на вашей грядке»,
3. Рассматривание иллюстраций,
4. Загадки об овощах
5. Д/и «Назови ласково»
«Что приготовим»
«Составь предложение»
«Что растет на грядке
«Чудесный мешочек»,
6. Чтение художественной литературы:
Г. Юдин «Ослиный огород», «Сказка о том, как овощи воевали»; Н. Толоконников «Зайчик на огороде»
7. Физминутка-логоритмика «Овощи и фрукты»
Овощи и фрукты – вкусные продукты.
В огороде и в саду для еды я их найду.
2-я неделя Занятие 4
«Фрукты»
Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах; учить узнавать фрукты на ощупь, по вкусу, по запаху; по описанию, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; учить употреблять обобщающее слово «фрукты»; учить выразительности движений, жестов, мимики.
Упражнять в употреблении глаголов действия; глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления фруктов.
1. Вводная беседа
2. Загадки о фруктах
3. Рассматривание иллюстраций,
4. Д/и «Что лишнее?»
«Угадай по описанию»
«Назови ласково»
«Что приготовим?»
«На дереве или на грядке?»
«Чего много в корзинке?»
«Узнай по вкусу»
5. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»
3-я неделя Занятие 5
«Сад, огород. Ягоды»
Закреплять знания детей об овощах и фруктах, ягодах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления ягод, овощей и фруктов. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить составлять описательные рассказы.
1. Вводная беседа о времени года
2. Рассматривание иллюстраций сада и огорода, овощей и фруктов, ягод
3. Д/и «Что растет на грядке
«В саду или в огороде»,
«Что сделаешь с овощем или фруктом?»
«Чудесный мешочек»
4. Физминутка-логоритмика «Овощи и фрукты»
5. Пальчиковая гимнастика «Компот» Н. Нищева
6. Рассказ - описание «Помидор и яблоко»
4-я
неделя Занятие 6
«Грибы»
Закрепить понятия: съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с названиями грибов; обратить их внимание на то, что грибы растут в определенных местах; рассказать о том, что можно приготовить из грибов, как их можно заготовить на зиму. 1. Рассказ воспитателя
2. Рассматривание иллюстраций
3. Загадки о грибах
4. Д/и «Какой?»,
«Один –много»,
«Прогулка по лесу»,
«Съедобный-несъедобный»
«Почему так называется?»
5. Чтение художественной литературы: Л. Г. Селихова «Машенькина прогулка», Е. Ушан «Лесные прятки», В. Сутеев «Под грибом»
6. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
7. Считалка «Лисички»
8. Речевая п/и «За грибами»
Ноябрь 1-я неделя Занятие 7
«Осень. Осенняя одежда»
Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью. Активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли.
1. Беседа по теме
2. Загадки
3. Д/и «Договори слово»
«Что наденем на прогулку»
«Какая одежда?»
«Скажи наоборот»
«Подбери слово»
«Что бывает осенью?»
«К нам пришла осень»
4. Динамическая пауза: прошагать стихотворение «Листопад»
5. Чтение художественной литературы М. Пришвин «Птицы и листья», «Беляк»; И. Соколов – Микитов «Еж», «Белки», «Медведи»; К. Ушинский «Осень»
2-я неделя Занятие 8
«Домашние птицы»
Расширить представления детей о домашних птицах и их птенцах (особенности поведения, передвижения; что едят, какую пользу приносят людям). Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида домашних птиц. Упражнять в склонении существительных единственного числа в дательном падеже, множественного числа в родительном падеже; в образовании сложных прилагательных, в придумывании наречий. Развивать связную речь, обогащать словарь.
1. Рассказ воспитателя
2. Загадки о домашних птицах
3. Рассматривание иллюстраций
4. Беседа по теме
5. Упражнения на звукоподражание и имитацию движений 6. Д/и «Закончи предложение»
7. Составление загадок
8. Чтение художественной литературы: В. Чернышов «Гога и гуси», Л. Яхнин «В пруду», Е. Чарушин «Курочка», «Индюк», К. Ушинский «Гуси», В. Росин «Два цыпленка»
3-я
неделя Занятие 9
«Перелетные птицы»
Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделить существенные различия; закрепить представления о пользе птиц. Упражнять в употреблении приставочных глаголов. 1. Беседа по теме
2. Рассказ воспитателя
3. Д/и «Кого не стало»
«Как улетают птицы?»
«Какой птички не стало?»
«Каких птиц много на дереве?»
4. Слушание записи «Пение птиц»
5. Речевая п/и «Птички»
6. Загадки о птицах
7. Чтение художественной литературы: Б. Строков «Трясогузка», Б. Коваль «Грач», В. Флинт «Скворец»
4-я неделя Занятие 10
«Поздняя осень. Лиственные растения»
Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью. Уточнять знания детей о деревьях и кустарниках. Активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли.
1. Беседа по теме
2. Загадки о деревьях
3. Д/и «Скажи наоборот»
«Подбери слово»
«Что бывает осенью?»
«К нам пришла осень»
«Угадай слово»
4. Речевая п/и «Листики»
5. Чтение художественной литературы М. Пришвин «Птицы и листья», «Беляк»; И. Соколов – Микитов «Еж», «Белки», «Медведи»; К. Ушинский «Осень»; «Одежда для почек»
Декабрь 1-я неделя Занятие 11
«Зимующие птицы»
Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. Упражнять в употреблении сложных прилагательных, в согласовании существительных с местоимениями. Расширять словарный запас.
1. Беседа по теме (почему так называются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время)
2. Викторина «Птицы»
3. Д/и «Назови ласково»
«Какая?»
«Что могут птицы?»
«Для чего?»
«Почему так называется?»
«Каких птиц много на дереве?»
4. Упражнение «Составь предложение»
5. Считалка «Сорока»
6. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Галка», «Чиж», «Щеглы», «Овсянка», «Воробей»; В. Бурлак «Зимнее яблоко», К. Ушинский «Ворона и сорока»; В. Левин «Мой приятель воробей», Е. Трутнева «Галка», Е. Демьянов «Дятел», «Снегирь»; Л. Украинка «Мама, метели метут…»; А. Барто «Вороны»; Д. Десарчук «Свиристели»
2-я неделя Занятие 12
«Зимние забавы»
Расширить и закрепить знание детей о зиме, учить называть признаки зимы самостоятельно, учить анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать способность к наблюдению, развивать и обогащать речь. Учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь, память, внимание, мышление. Расширить представления о зимних видах спорта; закреплять понятие «спортивная одежда»
1. Беседа о времени года
2. Рассматривание картины «Зимние забавы»
3. Составление рассказов
4. Д/и «Где это бывает?»
«Исправь ошибку»
«Узнай месяц зимы по описанию»
«Назови зимние слова со звуком с»
5. Словесная игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)
6. Загадки о зимних забавах
7. Динамическая пауза «Мы бежим с тобой на лыжах…»
3-янеделя Занятие 13
«Комнатные растения»
Закреплять знания детей о комнатных растениях: названия, внешний вид, строение, способы ухода, виды размножения.
1. Рассказ воспитателя
2. Рассматривание комнатных растений, их строение
3. Д/и «Какого комнатного растения не хватает?»
«Посадим комнатное растение»
«Назови ласково»
«Сравни два растения»
4. Загадки о комнатных растениях
5. Рассматривание альбома «Комнатные растения
6. Практическая работа: полив, рыхление почвы
4-я неделя Занятие 14
«Новый год»
Расширить представления детей о Новогоднем празднике, его персонажах; развивать речь детей, воображение; уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах.
1. Беседа по теме
2. Д/ и «Кто пришел на елку?»
«Что будешь делать?»
«Что будет после этого?»
«Исправь ошибку»
3. Речевая п/и «Зимой»
4. Игра «Живой рассказ»
5. Физминутка – танец веселых снеговиков
6. Чтение стихов