ольга игнатьева
Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию в соответствии с лексическими темами
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по познавательно- речевому развитию в соответствии с лексическими темами.
Средняя группа (кружковая работа)
Новизна: Данная работа дополняет и расширяет познавательные знания при помощи сказок, прививает интерес к познавательной деятельности и позволяет использовать знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение интегрированной образовательной деятельности. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы познавательного развития, физической, речевой, конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Публикация «Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию в соответствии с лексическими темами» размещена в разделах
Задачи программы: Осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, прививать любовь к русскому народному творчеству, к живому образному слову, развивать речь детей. Формировать с помощью сказок более четкие и глубокие представления о числах и цифрах. Развивать логическое мышление, внимание, память детей. Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения.
Цель: Обеспечение обогащенного речевого, художественно- эстетического, познавательного развития
.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
Тема Задачи, цели Краткое содержание Игры, задания
1 неделя:
М. Горький «война грибов с ягодами» (речевое развитие) Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей. Выражать свои впечатления в словах, обогащать речь сказочной лексикой. 1. Сюрпризный момент;
2. Рассказ о сказке, написанной писателем;
3. Чтение с показом иллюстраций. 1. Игра «что сначала, что потом»;
2. Загадки и отгадки ;
(в модельных таблицах)
3. Пальчиковая игра;
4. Игра «съедобное - несъедобное»;
5. Физминутка;
6. Игра «обведи по точкам»;
7. Итог.
2 неделя:
«Падают листья» (познавательное. развитие) Упражнять в количественном счете, в сравнении двух групп предметов и установление отношений. Учить выкладывать узор по образцу. 1. Организационный момент;
2. Счет листьев в разных направлениях;
3. Отчитывание предметов на 1 больше, меньше, столько- же;
4. Рассматривание образца узора. 1. Дид. игра «сосчитай сколько листьев на ветке»;
2. Дид. игра «на какой ветке листочков больше»;
3. Пальчиковая игра;
4. Упражнение «разложи грибы сушить»;
5. Игра «составь узор»;
6. Итог.
3 неделя:
«Осень» (речевое развитие) Развитие сферы, стабилизация психических процессов, формирование культурных навыков. 1 Сюрпризный момент; 2. Рассказывание сказки; «волшебный ежик» с использованием настольного театра;
3. Беседа по содержанию;
4. Проговаривание диалогов;
5. игра- драматизация «ежик». 1. Упражнение «волшебные ворота»;
2. Словесная игра «назови ласково»;
3 Физминутка;
4. Интонационая
Рефликсация;
5. Упражнение «попробуй рассказать»;
6. Итог.
4 неделя:
«В осеннем лесу» (познавательное развитие) Учить сравнивать две группы предметов и устанавливать отношения «больше- меньше». Учить сравнивать предметы по ширине, развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук. 1. Органицационный момент;
2. Рассматривание иллюстраций «деревья»;
3. Игровое упражнение «дорисуй предметы»;
4. Работа по таблице;
5. Работа с геометрическими фигурами. 1. Дидактическая игра «каких деревьев больше»;
2. Дидактическая игра «установи связь»;
3. Физминутка «ветер клен качает»;
4. Дидактическая игра «найди самое широкое»;
5. Упражнение «составь рисунок из геометрических фигур»;
6. Итог.
Ноябрь
1 неделя:
Рассказывание сказки «гуси- лебеди» (речевое развитие) Учить детей
понимать образное содержание сказки с помощью моделирования, замечать и понимать слова и выражения в тексте. Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду. 1. Оргнизационный момент;
2. Рассказ «что такое сказка?»;
3. Рассказывание сказки;
4. Беседа по содержанию;
5. Проговаривание диалогов девочки;
6. моделирование сказки. 1. «Петрушка с коробкой»;
2. Настольный театр;
3. Дид. игра «кто что делает» (действия);
4. Физминутка «гуси- лебеди»;
5. дид. игра «подумай и ответь» (слева, справа, посередине);
6. Дид. игра «отгадай и расскажи»;
7. Итог.
2 неделя:
«Гуси- лебеди (познавательное развитие)
Упражнять в количественном и порядковом счете, упражнять в пространственных ориентировках. Закрепить знания геометрических фигур. Развивать внимание, память. 1. Сюрпризный момент;
2. Зачитывания начала сказки;
3. Работа на фланелеграфе;
4. Отсчитывание с изменением направления. 1. Дидактическая игра «высоко-низко», «близко- далеко»;
2. Игра «какой по счету гусь»;
3. Физминутка «гуси- лебеди»;
4. Игра «отсчитай столько, сколько…»;
5. Упражнение «из каких фигур составлен гусь»;
6. Итог.
3 неделя:
Рассказывание сказки «Зимовье» (речевое развитие) Воспитывать эмоциональное восприятие и содержание сказки, учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса персонажей. Подвести к пониманию образного содержания пословиц. Воспитывать желание моделировать, добавлять нужные детали для получения образа.
1. Организационный момент; «в каких сказках звери жили дружно»;
2. Рассматривание иллюстраций «домашние и дикие животные»;
3. Рассказывание сказки, беседа по содержанию;
4. Рисование «избушка- зимовье». 1. Куклы бибабо;
2. Дидактическая игра «угадай животное по описанию»;
3. «Слова- загадки»;
4. Лагоритмика;
5. Словесная игра «кто где живет»;
6. Пословица «у страха глаза велики»;
7. Итог.
4 неделя:
«Рукавичка» (познавательное развитие) Закреплять навыки количественного и порядкового счета, учить подбирать пару по размеру, выполнять число движений по образцу. 1. Сюрпризный момент»;
2. Работа по таблице;
3. Работа по карточкам;
4. Работа в тетраде; 1. Дидактическое игра «найди нужную рукавичку»;
2. Упражнение «повтори столько- же»;
3. Слова с движениями;
4. Игра «столько- сколько»;
5. Игра «угадай, на что похоже»;
6. Игра «сосчитай героев»;
7. Итог.
Декабрь
1 неделя:
«Лисичка- сестричка и серый волк» (речевое развитие)
Учить внимательно слушать сказку о диких животных, понимать и оценивать характер животных. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Учить четко произносить слова и словосочетания. 1. Сюрпризный момент;
2. Иллюстрации к сказке;
3. Игровизор с кругом и домиком;
4. Чтение и беседа по содержанию;
5. Оценка характера животных;
6. Проигрование диалогов.
1. Дидактическая игра «сложи картинку»;
2. Игра «насос»;
3. Дидактическое упражнение «найди различия»;
4. Игра на понимание эмоций;
5. Словесная игра «доскажи словечко»;
6. Подвижная игра «хитрая лиса»;
7. Итог.
2 неделя:
«Лисичка сестричка и серый волк» (познавательное развитие) Упражнять в количественном счете и отсчитывании предметов; учить составлять группы предметов по заданному числу. Формировать умение сравнивать два рядом стоящих числа. 1. Организационный момент;
2. Таблица- лабиринт;
3. Отсчет предметов;
4. Геометрические фигуры. 1. Дидактическая игра «сосчитай, сколько рыбок?»;
2. Игра «сложи по тарелочкам»;
3. Физминутка;
4. Математические загадки;
5. Дидактическая игра «на что похоже?»;
6. Итог.
3 неделя:
Моделирование сказки «про 3-х снеговиков» (речевое развитие) Продолжать учить слушать сказку внимательно, отгадывать загадку по признакам и свойствам предметов. Закреплять умение запоминать содержание сказки. Продолжать учить сочинять свою концовку к сказке. 1. Сюрпризный момент «загадка про снеговика»;
2. Рассматривание иллюстраций, вопросы о зиме, зимних забавах;
3. Рассказывание сказки- беседа по содержанию;
4. Придумывание окончания к сказке;
5. Дифференциация звуков. 1. Загадка;
2. Игра «насос»;
3. Дидактическая игра «найди различие»;
4. Пальчиковая игра;
5. Игра «добавлялка»;
6. Физминутка;
7. Итог.
4 неделя:
«Не боимся мы зимы» (познавательное развитие) Закреплять навыки порядкового счета. Упражнять ориентироваться на плоскости. Продолжать учить дни недели. Обучать навыкам работы с карандашом. 1. Организационный момент «что такое зима»;
2. Практическая работа со снежинками;
3. Работа с карандашом;
4.«Рукавички с узором». 1. Упражнение со снежинками;
2. Физминутка «на полянку, на лужок»;
3. Дидактическая игра «на какой шапочке больше- меньше снежинок»;
4. Упражнение «обведи и нарисуй»;
5. Пальчиковая игра;
6. Игра «найди пару»;
7. Итог.
Январь
3 неделя:
Рассказывание сказки «Снегурочка и лиса» (речевое развитие) Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике. Обогащать речь сказочной лексикой, формировать интонационную выразительность речи. 1. Организационный момент;
2. Загадывание загадок о лисе;
3. Разгадывание сказки с использованием кукол из театра игрушек;
4. Обыгрывание сценки;
5. Рисование лисы по трафарету. 1. Игры с кубиками «сложи картинку»;
2. Дидактическая игра «отгадай и опиши»;
3. Лагоритмига;
4. Упражнение «нарисуй лису»;
5. Подвижная игра «лиса в курятнике»;
6. Игра «диалог»;
7. Итог.
4 неделя:
«Лиса в гостях у ребят» (познавательное развитие)
Закреплять состав числа из 5 единиц. Учить сравнивать предметы по длине. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук. 1. Сюрпризный момент;
2. Украшение елки игрушками, лентами разной длины;
3. Работа в тетради;
4. Работа по таблице. 1. Игра «укрась свою елку»;
2. Дидактическая игра «найди нужный серпантин»;
3. Физминутка;
4. Игра «поможем лисе выбрать игрушку»;
5. Игра «найди пару»;
6. Итог.
Февраль:
1 неделя:
Рассказывание сказки «Мороз Иванович» (речевое развитие) Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Воспитывать образное представление о литературных сказках. Учить осмысливать идею, формировать навыки творческого рассказывания. 1. Организационный момент;
2. Рассказывание сказки с использованием театра на фланелеграфе;
3. Беседа о прочитанном.
1. Упражнение «повтори как я» (темп, громкость, слуховое внимание);
2. Игра «было - будет» (настоящее, будущее время);
3. Речевая игра «назови ласково»;
4. Рефлексация;
5. Игра «расскажи и покажи»;
6. Итог.
2 неделя:
Сказка «Мороз Иванович» (познавательное развитие)
Упражнять в количественном счете. Учить детей сравнивать предметы по длине и ширине, выделять фигуры из предметов и составлять нужный предмет из этих фигур. Развивать логическое мышление, память. 1. Организационный момент «зачин сказки»;
2. Счет предметов;
3. Работа с геометрическими фигурами;
4. Работа с таблицей. 1. Игра «найди веревку нужной длины»;
2. Игра «найди дорогу к дому»;
3. Физминутка «музыкальная игра»;
4. Упражнение «раскрась снежинку»;
5. Игра «найди пару»;
6. Итог.
3 неделя:
Рассказывание сказки братья Гримм «Бременские музыканты» (речевое развитие) Развивать эмоциональное восприятие произведения. Учить осмысливать содержание. Ввести в словарь детей новые слова. 1. Сюрпризный момент;
2. Рассказывание сказки с показом иллюстраций;
3. Беседа по содержанию;
4. Дифференциация звуков. 1. Загадки о животных;
2. Игра «что кому надо»;
3. Игра «кто что делает»;
4. Лагоритмика;
5. Игра «каких животных мы знаем» (произношение звуков);
6. Итог.
4 неделя:
Сказка «Бременские музыканты (познавательное развитие)
Упражнять в счете независимо от расположения предметов (от 1 до 6). Учить сопоставлять предметы по высоте. Развивать глазомер. Учить детей расчленять предметы на геометрические формы. Упражнять в счете по звукам. Учить детей ориентироваться на листе бумаги. 1. Сюрпризный момент;
2. Работа по картинке, таблице;
3. Работа с числами, используя фланелеграф;
4. Игра с геометрическими фигурами. 1. Дидактическая игра «сосчитай сколько»;
2. Игра «выложи по высоте»;
3. Физминутка;
4. Игра «подбери предметы нужной формы»;
5. Игра «что изменилось» (ориентировка);
6. Итог.
Март
1 неделя:
Рассказывание сказки «Красная шапочка» (речевое развитие) Продолжать учить детей понимать эмоционально- образное содержание сказки; уточнить представление о жанровых особенностях произведения. Учить детей с помощью воспитателя рассказывать сказку по набору игрушек. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. 1. Сюрпризный момент;
2. Рассказывание сказки с использование театральных кукол;
3. Пересказ сказки.
1. Игра «что лишнее» (выбор игрушек среди тех игрушек, которые не могут быть включены в задание);
2. Игра «что где лежит» (использование предлогов);
3. Пальчиковая игра;
4. Игра «подбери игрушку»;
5. Итог
2 неделя:
Сказка «Красная шапочка» (познавательное развитие)
Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве и умении передвигаться в указанном направлении. Учить считать в пределах 6, воспроизводить узор по образцу. 1. Сюрпризный момент;
2. Ориентировка в пространстве;
3. Работа по таблице, задание с елочками;
4. Счет на слух. 1. Загадывание загадок;
2. Игра «отыщи красную шапочку»;
3. Упражнение «счет на слух»;
4. Физминутка;
5. Игра «составь узор из геометрических фигур»;
6. Итог.
3 неделя:
Рассказывание сказки «Федорино горе» (речевое развитие) Учить детей понимать образное содержание сказки, передавать структуру с помощью моделирования. Развивать творческое воображение. 1. Организационный момент;
2. Рассказывание сказки с показо;
3. беседа по содержанию с помощью вопросо;.
4. Творческое рассказывание. 1. Игра «разбери посуду» (группирование);
2. Игра «чудесный мешочек»;
3. Рефлексация- интонационное упражнение «попробуй рассказать»;
4. Игра «подбери игрушку» (произношение звука «ч»);
5. Пальчиковая игра;
6. Задание «придумай сказку»;
7. Итог.
4 неделя:
Сказка «Федорино горе» (познавательное развитие)
Упражнять детей в порядковом счете. Учить раскладывать предметы по величине, классифицировать на группы по отдельным признакам. Развивать сообразительность, мышление при составлении предмета. 1. Сюрпризный момент;
2. Рассматривание посуды (работа по таблице);
3. Работа с кругами разной величины. 1. Игра «в каком ряду стоит посуда»;
2. Игра «собери посуду из осколков»;
3. Физминутка;
4. Игра «посчитай на слух»;
5. Игра «помоги расставить кувшины»;
6. Итог.
Апрель
1 неделя:
Литературная викторина (речевое развитие) Закреплять знания детей о литературных произведениях, прочитанных за некоторое время, об особенностях разных жанров. Учить подбирать заместители е персонажам сказок. 1. Стихи и картинки «времена года»;
2. Рассматривание сюжетных картинок;
3. Развитие интонационной выразительности;
5. Проговаривание чистоговорок. 1. Игра «угадай время года»;
2. Игра «из какой сказки» (отрывки);
3. игра «угадай о ком говориться»;
4. Пальчиковая игра;
5. Игра «доскажи словечко»;
6. Итог.
2 неделя:
«Путешествие по сказкам» (познавательное развитие)
Закреплять названия геометрических фигур, учить выделять их свойства, структурные элементы: сторона, угол, количество. Закреплять знания порядкового счета, умение располагать цифры по порядку. Выражать пространственные, временные отношения предметами. 1. Сюрпризный момент (путешествие на ковре самолете);
2. Закрепление знаний о весенних месяцах;
3. Работа с палочками Куюзинера;
4. Работа по командам. 1. Игра «почини ковер»;
2. Игра «назови время года»;
3. Физминутка «волшебные слова»;
4. Игра «продолжи ряд»;
5. Игра «сосчитай»;
6. Лагоритмика;
7. Игра «четвертый лишний»;
8. Итог.
3 неделя:
Моделирование сказки «Два жадных медвежонка» (речевое развитие) Учить детей понимать образное выражение и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды. Развивать творческое воображение. 1. Организоционный момент (персонажи кукольного театра);
2. Рассматривание иллюстраций (описание внешнего вида);
3. Чтение сказки, вопросы по содержанию;
4. Дорисовка героев сказки. 1. Игра «поможем художнику»;
2. Игра «кто в домике живет?»;
3. Подвижная игра «у медведя во бору»;
4. Игра «какое слово потерялось»
5. Пальчиковая игра»;
6. Пословица «жадный платит дважды»;
7. Итог.
4 неделя:
«Два жадных медвежонка» (познавательное развитие)
Упражнять детей в счете. Учить уравнивать группы, соотносить предмет по форме и величине. Продолжать учить соотносить число и цифру. Развивать смекалку, глазомер. 1. Организационный момент;
2. Счет предметов и выкладывае цифр;
3. Работа по карточкам;
4. Работа по таблице.
1. Игра «помоги герою»;
2. Игра «посчитай березы»;
3. Физминутка;
4. Игра «найди два одинаковых медвежонка»;
5. Итог.
Май
2 неделя:
Путешествие по сказкам К. Чуковского (элементы фэмп и художественной литературы) Закреплять знания о порядковом и количественном счете, используя различные анализаторы. Продолжать учить сравнивать числа. Закреплять знания о цифрах и геометрических формах, о величине предметов, используя термины: широкий - узкий, длинный- короткий, высокий- низкий. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять знания о сказках Чуковского. 1. Сюрпризный момент;
2. Игра с бубном;
3. Беседа по вопросам;
4. Выполнение заданий по карточкам;
5. Выкладывание предметов на доске;
6. Работа с геометрическими фигурами;
7. Карточки «части суток»;
8. Работа с листом бумаги, кругом. 1. Игра «отсчитай предметы»;
2. Игра «сколько стуков» (слуховое внимание);
3. Физминутка;
4. Чтение отрывков (мойдодыр, тараканище, путаница, Федорино горе);
5. Пальчиковая игра;
6. Игра «сравни полоски»;
7. Итог.