Перспективный план циклических наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Баранок
Перспективный план циклических наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план

циклических наблюдений за объектами мира растений

с детьми старшего дошкольного возраста

Сентябрь Берёза

1 неделя

Наблюдение за берёзой

Цель: Формирование у детей умения видеть неповторимость каждого дерева, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Воспитание бережного отношения к растению как к живому организму.

2 неделя Наблюдение за корой берёзы:

Цель: Формирование заботливого отношения к деревьям, уточнение представления о коре и ее назначении, побуждение детей узнавать березу по внешнему виду, на ощупь. Воспитание любви к природе.

3 неделя Наблюдение «Как берёза готовится к зиме»

Цель: Формирование у детей понимания, как береза помогает сама себе готовиться к зиме, представления о том, что в природе все взаимосвязано. Воспитание желания проявлять заботу к объектам живой природы.

4 неделя Наблюдение за листопадом

Цель: Формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - пожелтели листья и т. д., побуждение детей к узнаванию растения по листу.

5 неделя

Наблюдение «Полезные свойства берёзы и её применение в быту»

Цель: Расширение представления детей о пользе и значении берёзы в жизни человека, развитие у детей стремления к здоровому образу жизни, формирование заботливого отношения к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

Октябрь Рябина

1 неделя Наблюдение «Как выглядит рябина осенью»

Цель: Уточнить название дерева, особенности формы и цвета листьев, плодов.

2 неделя Наблюдение «Рябина золотой осенью»

Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

3 неделя

Наблюдение «Рябина во время листопада»

Цель: Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме. Активизировать слова: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

4 неделя Наблюдение «Рябина – птичья кормушка»

Цель: Воспитывать у детей интерес и доброе отношение к птицам и природе вообще.

Ноябрь Туя

1-2 недели

Наблюдение «Сравнение деревьев туи и ели»

Цель: Расширить представления детей о хвойных деревьях. Путем сравнения деревьев учить выделять признаки сходства и различия. Развивать мышление, связную речь (рассуждение, доказательство). Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе.

3-4 недели Наблюдение «Какие у туи шишки»

Цель: Методом сравнения шишек туи, ели и сосны выявить их сходства и различия. Выделить, в чём особенность шишек туи.

Декабрь Ель

1 неделя

Наблюдение «Как узнать ель?»

Цель: Рассмотреть ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев.

2 неделя Наблюдение «Какие у ели иголки?»

Цель: Провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев. Иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, не опадают, если дотрагиваться

3 неделя

Наблюдение «Сравним ель с игрушечной ёлкой»

Цель: Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки (живая растёт на участке: кроме ствола, веток, иголок, у неё есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте). Игрушечная ёлочка неживая, сделана из искусственного материала, у неё нет корней, она не растёт, с нею можно играть, её можно украшать игрушками.

4 неделя Наблюдение «Сколько лет нашей ели?»

Цель: Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели.

5 неделя Наблюдение «Кто может обидеть ель и, как мы можем ей помочь?»

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и её корни могут промёрзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет ломать ветви, задумает спилить её к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжёлого снега, бережно с ней обращаться.

Январь Овёс

1-2 неделя

Наблюдение «Проращивание семян овса»

Цель: Расширение представлений детей о выращивании растений (семян овса)

3-4 неделя

Наблюдение за ростом овса

Цель: Показать детям в практической деятельности, как рост и развитие растений зависит от условий жизни и правильного ухода за ними; развивать любознательность, внимание, умение делать выводы, исходя из увиденного.

Февраль Лук

1 неделя

Наблюдение за луком (1)

Цель: Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если создать ей благоприятные условия, т. е. посадить в воду, поставить в тёплое и светлое место.

2 неделя

Наблюдение за луком (2)

Цель: Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю. Зарисовать увиденное.

3 неделя

Наблюдение за луком (3)

Цель: Обнаружить изменения в состоянии луковицы; рост корней и зелени. Связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света). Сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии. Зарисовать результаты наблюдения.

4 неделя Наблюдение за луком (4)

Цель: Учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте зелени у разных луковиц. Устанавливать их причины.

5 неделя Наблюдение за луком (5)

Цель: Обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, которая вызвана неодинаковыми условиями. Обобщить результаты опытного проращивания лука: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все условия (воду, тепло, свет).

Март Ветки в вазе

1 неделя

Наблюдение за ветками в вазе (1)

Цель: Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, тёплая вода, свет на первых порах не нужен. Эти условия должны повлиять на их состояние.

2 неделя

Наблюдение за ветками в вазе (2)

Цель: Обнаружить изменения в состоянии веток – заметить набухшие почки, уточнить условия их жизни, поставить на свет, добавить питательные вещества, зарисовать ветки.

3 неделя

Наблюдение за ветками в вазе (3)

Цель: Отметить изменения в состоянии веток (раскрывающиеся почки, листья, улучшить условия, добавив подслащённой воды. Отметить красоту, сделать зарисовки.

4 неделя Наблюдение за ветками в вазе (4)

Цель: Обнаружить изменения в состоянии веток, появление листьев, корешков. Долить воду с питательными веществами. Наслаждаться красотой. Зарисовать ветки, отметив «полоску времени». Сравнить страницы и обсудить, как распускались ветки.

Апрель Мать и мачеха

1 неделя

Наблюдение за мать и мачехой (1)

Цель: Продолжать знакомство с лекарственными растениями;

2 неделя

Наблюдение (2) «Мать и мачеха – какая она?»

Цель: Учить находить первый весенний цветок и узнавать его по характерным особенностям (невысокий стебель с чешуйками; цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку; листьев нет).

3 неделя Наблюдение (3) «Где растёт мать и мачеха?»

Цель: Обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах (там, где снег растаял и прогрелась земля).

4 неделя Наблюдение (4) «Какие листья у мать и мачехи. Почему её так назвали?

Цель: Определить с детьми форму, размер, окраску, количество,появляющихся листьев мать и мачехи; отметить различный характер поверхностей верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона – бледно-зелёная, тёплая и мягкая на ощупь, как «родная мать», верхняя сторона – тёмно-зелёная, гладкая и холодная на ощупь, как «мачеха».

Май Яблоня

1 неделя

Наблюдение (1) «Яблоня – какая она?»

Цель: Расширить представления, полученные ранее; знать строение яблони: ствол уменьшается кверху, крона похожа на круг или яйцо; почки бывают ростовые (с листочками) и плодовые (цветочные). Познакомить со строением цветка, с их значением для яблони (вырастают плоды).

2 неделя

Наблюдение (2) «Наша яблоня растёт»

Цель: Продолжать наблюдать за ростом высаженной яблони на участке детского сада. Обратить внимание на произошедшие изменения: яблоня выросла, ствол стал толще, ветки вытянулись.

3 неделя

Наблюдение (3) «Нужно ли солнце яблоне?»

Цель: Познакомить с ролью света, провести эксперименты для того, чтобы дети поняли: весной пробуждение связано не только с потеплением, но и с увеличением количества света, идущего от солнца.

4 неделя Наблюдение (4) «Как растёт яблоня?»

Цель: Помочь детям в обобщении представлений о росте и развитии яблони, последовательности, в установлении связей между ростом растения, между стадиями развития.

Публикации по теме:

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)» Сентябрь. Тема занятия: «Моя семья». Рисование на тему «Образ моей семьи». Программное содержание: - Воспитывать любовь и уважение к членам.

Перспективный план кружковой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России В наше время очень важно с детства воспитывать у детей патриотические чувства, чтобы, став взрослыми гражданами, они любили, ценили и.

Перспективный план занятий по ознакомлению с основами экономики для детей старшего дошкольного возраста Цель. Познакомить дошкольников с основами бизнеса. Задачи. Способствовать эффективному взаимодействию детей с окружающим миром, формировать.

Перспективный план по развитию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Сроки проведения Сентябрь Тема занятия: Что такое этикет? Задачи занятия по познавательному развитию Познакомить детей с понятием этикет.

Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДДПерспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД ерспективный план работы с детьми по ПДД Мероприятия: 1. Чтение художественной литературы: - Маршак С. Я. «Дядя Степа», «Милиционер», «Мяч»;.

Перспективный план работы с родителями по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию Автор: Мосолова Т. Л., воспитатель первой.

Перспективный план развлечений для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь 1 нед: Показ настольного театра по сказке «Маша и медведь» 2 нед: Викторина «Путешествие в страну знаний» 3 нед: День именинника.

Перспективный план «Влияние эмоционального состояния на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста» Цель: Развитие речевой активности в межличностном, игровом общении. Задачи: - формировать навыки положительного личностного, игрового общения.

Перспективный тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Перспективный план циклических наблюдений для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 октября 2015 в 18:41
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о работе отряда ЮИД
В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма ( ДДТТ) остается одной из самых актуальных. Статистика дорожно-транспортных...
Игра-путешествие по ПДД «Опасные ситуации на улице» в подготовительной группе
Цель: способствовать формированию навыков безопасного поведения на дорогах Задачи Обучающие: - обеспечить закрепление знаний детей о правилах поведения на...
Волшебная кисть. Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе
Волшебная кисть. Осенний праздник в подготовительной группе. ( Под фонограмму красивой музыки дети входят в зал и встают полукругом) Ведущая: Как звонко...
Конспект занятия по конструированию из бумаги «Матрешка в русском народном костюме»
Программное содержание: Продолжать формировать представление о способе конструирования конуса из полукруга. Дать представления об истории и особенностях...
Хохломская роспись как средство эстетического воспитания
Как привить любовь детей к народному искусству и научить навыкам художественной росписи, в частности, хохломской? Этим вопросом задались воспитатели в...