Получи документы

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе (1 фото)

Ирина Сазонова
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе

Цель и задачи программы

Цели:

- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

Публикация «Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности „Почемучки“ в старшей группе» размещена в разделах

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость)

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе

Сентябрь

1. «Как человек измеряет?»

Задачи: Развивать сенсорные способности детей в плане измерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т. п. Стимулировать ответы детей на вопросы : «Кто ты?», Какой ты?» «Чем мы видим?» «Чем мы слышим?» и т. п. Формировать понимание, что человек – часть природы.

Материалы и оборудование: Предметы: для дидактических игр «Определи на ощупь», «Угадай на вкус», «Узнай предмет по звуку», «Узнай по описанию». Иллюстрации по теме «Человек»

Отражение: Совместное создание и пополнение лэпбука «Тело человека»

Литература: [4, стр. 33], [5]

2. «Наши помощники - глаза»

Задачи: Познакомить со строением глаза, функцией его частей. Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения.

Материалы и оборудование: Большое зеркало, маленькие зеркала, настольная лампа, пиктограммы (брови, ресницы, веко, глазное яблоко, изображения строения глаза, бумажные овалы лица и части лица, вырезанные из бумаги (глаза, брови, нос, рот, веко с ресницами, пары зрачков нескольких цветов

Отражение: Совместное создание и пополнение с детьми лэпбука «Глаза и зрение», Создание дидактических игр: «Эмоции», «Части тела»

Литература: [1, стр. 64, 78]

Октябрь

1. «Если не видишь»

Задачи: Научить узнавать различные виды тканей, сравнивать их качество и свойства, объяснить, что свойства материалов обусловливают способ его применения. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами.

Материалы и оборудование: Повязки на глаза из разных материалов (плотных и прозрачных); небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат и др., ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.

Отражение: Викторина «Мое тело» (закрепление полученных знаний)

Литература: [1, стр. 77]

2. Знакомый незнакомый апельсин

Задачи: Формировать представления детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Расширять представления детей о ЗОЖ. Продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легкий, легче воды); Закреплять умение группировать предметы по разным признакам, развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

Материалы и оборудование: Емкость для воды, лупы, фрукты (яблоко, апельсин, мандарин, лимон, банан, предметные картинки с изображением продуктов питания (овощи, молочные продукты, мясо, рыба, колбаса,кондитерские изделия, напитки, птиц (воробей, утка, ворона, бумага, фломастеры.

Отражение: Коллективная работа (рисунки детей): «Необычный апельсин»

Литература: [2, стр. 164 ]

3. «Упрямый воздух»

Задачи: Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы и оборудование:Шприцы (без иголок) для каждого ребенка, емкость с подкрашенной водой.

Отражение: Создание лэпбука «Воздух»

Литература:[1, стр. 79][ 3, стр. 61-64]

4. «Почему осенью листья желтеют?»

Задачи: Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

Материалы и оборудование:Рябина, растущая рядом с детским садом, календарь погоды, уличный градусник, температурный график.

Отражение: Создание лэпбука «Осень»

Литература: [ 1, стр. 67]

Ноябрь

1. «Чудо-вода»

Задачи: Закрепить знания детей о свойствах и агрегатном состоянии воды. Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование:Микроскоп, соль, сахар, молоко, таблички «Мы исследователи» с эмблемой, стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки – по числу детей.

Отражение: Создание лэпбука «Чудо-вода»

Литература: [2, стр. 97]

2. «Пар – тоже вода»

Задачи: Показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при обращении с кипятком.

Материалы и оборудование:Термос к кипятком, зеркало или стекло, знак «Осторожно, кипяток»

Литература: [1, стр. 67] [ 3, стр. 20, 34]

3. «Удивительные камни»

Задачи: Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами

Материалы и оборудование:Фотографии, картинки гор и горных ландшафтов, «волшебный мешочек»,набор схем-рисунков, шапка ученого, набор камней –по числу детей; лупы, стакан с водой, ложка; большие подносы, салфетки маленькие и большие, коробка с ячейками.

Отражение: Лэпбук «Камни»,

Литература: [2, стр. 121]

4. «Сравнение свойства песка и камня»

Задачи: Уточнить представления детей о свойствах объектах неживой природы (песка, воды, камней, развивать умение сравнивать материалы, проводя опыты, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках; расширять и обогащать словарный запас (лупа, песчинки, шершавый).

Материалы и оборудование:Песок, вода, камни, лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, «ящик ощущений», мешочки, альбомного листа, подушки для пола.

Отражение: Лэпбук «Свойства песка» Выставка «Удивительные камни»

Литература: [2, стр. 106]

5. Что узнал незнайка о сахарном песке и соли, или определение свойств разных веществ» (открытое занятие)

Задачи: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе экспериментирования. Закрепить и дополнить знания детей о свойствах разных веществ.

Материалы и оборудование: По числу детей – 6 мерных стаканчиков (5 с водой, лупа, оранжевый стаканчик с сахарным песком, оранжевая баночка с крышкой с сахарной пудрой, голубой стаканчик с солью ложка, палочки, лист черного картона; 44 стола для экспериментирования; чайник с горячей водой; поднос с чашками для чаепития; таблица; персонаж Незнайка.

Отражение: Лэпбуки «Соль», «Сахар».

Литература:[2, стр. 142]

Декабрь

1. «Плавание тел. Изготовление корабля»

Задачи: Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию

Материалы и оборудование: Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы – скрепки, кнопки; бумага; картинки с изображение парохода.

Литература:[3, стр. 66]

2. «Волшебный шарик», «Волшебники»

Задачи: Познакомит детей с понятием «электричество», «электрический ток». Объяснить природу молнии. С помощью опыта установит причину возникновения статического электричества.

Материалы и оборудование:Надутые воздушные шары, кусочки ткани и бумаги. Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, кусочки ткани и бумаги.

Отражение: Лэпбук «Статическое электричество»

Литература: [1, стр. 73] [4, стр. 69]

3. «Какие свойства?» (свойства воды, льда, снега)

Задачи: Расширять представление детей о свойствах снега и льда воды; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем. Обогать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный)

Материалы и оборудование:Емкости со льдом и снегом, водой; по два пустых стакана на каждого ребенка, картинки с изображениями снежинок, зимних забав; посылка, игрушка Снеговичок, снеговички-фишки, по две снежинки на каждого ребенка, магнитофон, карточки с изображением опытов

Отражение: Пополнение новой информацией лэпбука «Чудо-вода»

Литература:[ 1, стр. 72] [2, стр. 130] [ 3, стр. 18]

4. «Волшебница – вода»

Задачи: В атмосфере сотрудничества углублять и совершенствовать знания о воде; поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Закреплять представления детей о свойствах воды опытным путем.

Материалы и оборудование:Картина с изображением воды в разных состояниях, баночки для воды, тарелки для льда, лед, салфетки для вытирания рук, пробирки с водой, спички, сухое горючее, подставка для сухого горючего, зеркало, картинки для моделирования, чайник.

Литература: [2, стр. 168] [ 3, стр. 24]

Январь

1. «Разноцветные сосульки

Задачи: Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре,

полученные в ходе поисковой деятельности

Материалы и оборудование:Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм деятельности.

Отражение: Стенгазета «Мы исследователи»Лэпбук «Зима» (пополнение новой информацией)

Литература:[ 1, стр. 75]

2. «Веселый снеговик»

Задачи: Формировать представление детей о снеге и его свойствах. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Материалы и оборудование:Модуль «тучка со снежинками», салфетки для вытирания рук, пластиковые ложки, лейка с горячей водой, два пластимковых контейнера с отметкой, аудиозапись «Ваьса снежных хлопьев» П Чайковского, картинки «Вода в различных состояниях», картина К. Юона «Волшебница-зима», картинка «Веселый снеговик», пластиковые снежинки по числу детей.

Литература:[2, стр. 160]

3. «Колющие и режущие предметы из разных материалов»

Задачи: Познакомить детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и материалами, из которых они изготовлены. Выяснить условия хранения и правила безопасного использования таких предметов.

Материалы и оборудование:Ножи и вилки пластмассовые, металлические, деревянные; поролон, пенопласт, грабли, спицы из разных материалов; швейные иголки и сломанные ветки деревьев.

Отражение: Лэпбук «Опасные бытовые приборы»

Литература:[ 1, стр. 75]

4. «Горнолыжник»

Задачи: Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами. Реализовать свои творческие возможности, доводит работу до логического конца.

Материалы и оборудование:Иллюстрации на тему «Зимние виды спорта»; кусок картона 20x45, трубочки для коктейля, пластилин, ножницы, цветная бумага, картон, 2 канцелярские скрепки, магнит, клей (все – на каждого ребенка).

Отражение: Аппликация «Горнолыжник»

Литература: [1стр. 76]

Февраль

1. «Как растения пьют воду?»

Задачи: Доказать, что растения всасывают воду и что стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Материалы и оборудование: Лупа, стаканы с водой, взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (на каждого ребенка)

Отражение: Зарисовки результата опыта.

Литература: [1, стр, 84]

2. «Ветер-невидимка»

Задачи: Уточнить представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей

Материалы и оборудование:Два больших обруча, два «портрета» ветра, аудиозапись ветра разной силы, набор карточек для дидактической игры «Польза-вред»; соломинки-трубочки для рисования, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, ватманы; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера.

Литература:[2, стр. 115]

3. «Где живет эхо»

Задачи: Показать детям на опыте, как возникает эхо.

Материалы и оборудование:Ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточка, мяч.

Литература: [1, стр. 81]

4. «Как легче плавать»

Задачи: Установить связь между строением и образом жизни птиц

Материалы и оборудование:Картинка с изображение лапок водоплавающих и не водоплавающих птиц, емкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка, лапка из проволоки (без перепонок)

Литература:[1, стр. 74]

Март

1. «Поговорим о весне»

Задачи: Опытно-экспериментальным путем знакомить детей со свойствами воды; воспитывать желание проводить эксперименты, опыты; учить видеть смысловые ошибки и исправлять их. Обобщать знания по теме «Весна»

Материалы и оборудование:Весенние пейзажи; сюжетная картина «Весенние нелепицы»; аудизапись «Звуки природы», ветка тополя в вазе с водой; лаборатория для опытов на детском столике: колбочки, баночки, кувшины, стаканы и пр. ; стаканы с водой, молоком, тарелка с дольками лимона; две одинаковые бутылки из-под молока, закрытые крышками, песонаж Незнайка.

Отражение: Лэпбук «Весна»

Литература:[2, стр. 149]

2. «Вода растворяет некоторые вещества» (Открытое занятие с участием родителей)

Задачи: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах. Развивать умение работать с моделями. Формировать умение делать выводы, доказывать.

Материалы и оборудование:Игрушка Карлсон, коробка, модели «Метод маленьких человечков»(ТРИЗ, игрушечная посуда, вещества для растворения в стаканчиках, ложки, спецодежда, салфетки, игра В. Воскобовича «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки озера Айс» - по числу детей

Отражение: Пополнение новой информацией лэпбука «Чуд-вода»

Литература: [2, стр. 135]

3. «Вода, бумага и дерево»

Задачи: Способствовать обобщению представлений детей о воде и бумаге. Углублять знания о свойствах бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой; Совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую и моторику кистей рук;

Материалы и оборудование:Емкость с водой, тонкая и толстая бумага для оригами, модель деревянного кораблика.

Литература:[ 2, стр. 102]

4. «Темный космос»

Задачи: Продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно.

Материалы и оборудование:Фонарик, стол, линейка

Отражение: Коллективная работа с детьми «Солнечная система»

Литература: [1, стр. 83]

Апрель

1. «На орбите»

Задачи: Установить, что удерживает спутники на орбите. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Развитие умение устанавливать причинно- следственные отношения

Материалы и оборудование:Глобус, фотографии с изображением Земли и космоса. Картинки с изображением различных времен суток. Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра.

Отражение: Выставка рисунков, поделок «Неизведанный космос.» (совместно с родителями)

Литература: [1, стр. 83] [4, стр. 37, 41]

2. «Почему все падает на землю?»

Задачи: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.

Материалы и оборудование: Предметы из разных материалов (дерево, металл, плассмасса, бумага, пух, емкость с водой, песком, металлические шарики.

Отражение: Лэпбук «Земля»

Литература: [1, стр. 70]

2. «В гостях у профессора всезная»

Задачи: Закрепить знания детей о росте растений; учить проводить исследования (опыты с землей, делать выводы; Познакомить с составом и свойствами земли. Развивать любознательность, интерес к окружающему миру.

Материалы и оборудование:Пластиковые тарелки, стаканчики с землей, ложки, лупы – по числу детей; колба с землей, свеча, 2 колпака, горшочек с землей и горшочек м выращенной травой.

Литература: [2, стр. 156]

3. «Как происходит извержение вулкана»

Задачи: Познакомить детей с природным явлением – извержение вулкана.

Материалы и оборудование:Макет вулкана,поддон, картон, клей, сода, уксус, красная краска, моющая жидкасть, блокноты для фиксации наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка.

Отражение: Блокноты (рисунки) с зарисовками результата эксперимента. Выставка «Опасные вулканы» Стенгазета «Мы геологи»

Литература: [ 2, стр. 95]

Май

1. «Магнит-фокусник»

Задачи: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Материалы и оборудование:Магниты, мелкие кусочки бумаги, пластмассы, ткани, скрепки, гвоздики, стаканы с водой, ключ, картон, машинки, волшебная палочка, карандаши простые, рабочие листы, емкость с водой, пенопласт.

. Отражение: Лэпбук «Магнит»

Литература:[1, стр. 82] [4]

2. Транспорт, какой он?»

Задачи: Учить детей анализировать форму и строение объекта; учить видеть проблемы, наблюдать, делать умозаключения и выводы; уметь объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Материалы и оборудование: и Изображения различных видов транспорта, игрушечные машины с колесами и без колес, колеса разного размера, листы бумаги небольшого размера, цветные карандаши или фломастеры для фиксирования результатов,папка исследователя.

Отражение: Лэпбук «Транспорт» Фотогазета «Почемучки»

Литература:[2, стр. 110]

Кроме плановых экспериментов, проводятся случайные наблюдения и эксперименты, а также эксперименты как ответ на детский вопрос.

Литература

1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 с.

2. Нищева Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. (Библиотека «Дошкольная педагогика»)

3. Веракса Н. Е., Галимова О. Р. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАЙКА –СИНТЕЗ, 2016. – 80с.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М: Педагогическое общество России, 2003.-80с.

5. Интернет-сайты

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе Перспективный план кружковой работы по экологии в старшей группе Перспективный план кружка «Юный эколог» на 2015-2016 гг. (старшая группа).

ОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Красавица картошка» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле. Задачи: - уточнить и расширить знания о картофеле; обогащать и систематизировать знания.

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Перспективный план кружковой работы по лепке из соленого теста в старшей группе «Ловкие ладошки» Перспективный план кружковой работы "Ловкие ладошки" по лепке из соленого теста в старшей группе Лепка из соленого теста.

Перспективный план кружковой работы по ФЭМП «Маленький Пифагор» (подготовительная группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА» Перспективный план по ФЭМП кружок «Маленький Пифагор».

Перспективный план кружковой работы «Оригами» План кружка "Оригами" Воспитатель: Егомина Марина Валерьевна Пояснительная записка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в.

Перспективный план кружковой работы в средней группе «Непоседы» по экспериментированию «Наука через искусство» «Самая значительная вещь, с которой мы можем экспериментировать, - непостижимость. Это основное чувство, которое стоит у истоков истинного.

Перспективный план кружковой работы в старшей группе по экологическому воспитанию «12 месяцев» - Хорошо у вас на море-океане, На острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас луга зеленные, реки синие. У нас поля бескрайние,.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Сентябрь 1.«Росток» Задачи: Закрепить и обобщить знания о воде,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе
Опубликовано: 27 марта 2018 в 03:16
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД