МААМ-картинки

Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой для детей старшего дошкольного возраста

виктория воронцова
Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план

по ознакомлению с русской народной культурой в старшем дошкольном возрасте.

Сентябрь «Кто мы, откуда? Где наши корни?

«Путешествуем в прошлое России»

«Русский народный костюм» Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями, пословицами, поговорками, прибаутками о народном быте и гостеприимстве, загадывание загадок о приметах крестьянского труда и быта.

Публикация «Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев, рассказать о народном празднике «Семенов день»

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. Рассматривание семейных фотографий;

Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;

Изготовление семейного древа

Беседа на тему «История русской избы».

Русские народные игры «У дядюшки Трифона», «Горелки»

Чтение пословиц, поговорок по теме, загадывание загадок.

Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;

Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи).

Рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях с ним связанных.

Проведение русской народной игры «Муха».

Исполнение песни «Комарочек»

Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями;

«К нам гости пришли» с/р игра

(Кукла в русском костюме);

Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.

Октябрь «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные

«С новым урожаем!»

«Покров – первое зимовье» Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. Познакомить с праздником «Осины или оснопожники».

Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ. Разучивание пословиц и поговорок, закличек о хлебе.

Разучивание стихотворений о хлебе.

Продолжать знакомство детей с народными праздниками («Покров»).

Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи. Рассматривание фото ( готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);

Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

Чтение потешек о природе, рассматривание картин с осенними приметами, чтение пословиц про осенние приметы.

Праздник «Осень, осень, в гости просим»;

Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

Выставка поделок из природного материала.

Дидактическая игра «Злаки с какого поля»

Тематическое занятие «Хлеб всему голова»

Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;

Рисование не тему «Поздняя осень».

Чтение пословиц, отгадывание загадок. Русские народные игры «В углы», «Карусель».

Ноябрь

«Дом, дом, открой свою тайну»

«Дух и природа»

«Синичкины именины»

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.);

И с ее обитателями (Домовенок Кузя)

воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.

Познакомить с праздником «Кузьма-Демьян».

Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси Развлечение «Милости просим, гости дорогие»

Отгадывание загадок о предметах быта;

Экскурсия в краеведческий музей;

Д/И «Собери целое из частей»

Чтение: «Сказания и поверья русского народа»;

Чтение стихов о природе;

Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги

(обыгрывание)

Рассказ воспитателя о празднике «Кузьма-Демьян», об обычаях и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником. Прведение русских народных игр «Кузнецы», «Подушечка».

Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»

Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц».

Декабрь «Начинаем готовиться к зимним святкам»

«Спиридон – солнцеворот»

«Новый год у ворот» Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси.

Познакомить с древнейшей обрядовой куклой, связанной с народным календарем и поклонению Солнцу.

Освоить универсальную конструкцию куклы-мужчины, научиться передавать наиболее характерные признаки и атрибуты раскрывающие сущность образа.

Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках для родных, составление письма Деду Морозу. Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;

Разучивание колядок, игр к празднику;

Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням

Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)

Хоровод с Петрушкой;

Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка»

Презентация для детей «Новый год на Руси»

Пение колядок;

Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;

Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

Составление рассказов на тему: «Новогодние традиции нашей семьи».

Январь «Пришла Коляда – отворяй ворота»

«Русский самовар и чаепитие на Руси.

«Богатырские забавы» Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Знакомить детей с историческим прошлым России.

Показать детям уважение к мужской силе.

Совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей.

Воспитывать патриотические чувства.

Воспитывать дружеские взаимоотношения. Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»

Конкурс рисунков «Рождественская сказка»

Праздник «Пришла Коляда – накануне Рождества» с мультимедийным сопровождением. Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»

Рассматривание коллекций чая;

Лепка из соленого теста пряников, сушек;

Д. И «Разбитый чайник»

Чайный вечер с родителями.

Чтение стихотворения Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар»

Музыкальная для Мухи Цокотухи»

Чтение рассказа о русских богатырях. Прослушивание контаты Прокофьева С. С. «Александр Невский»

Пересказ сказок о русских богатырях.

Тематическое занятие «Русские богатыри»

Февраль «Ждем весну. Готовимся к Масленице»

«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)

Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

Разучивание закличек на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров;

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»

Рассказ воспитателя о масленице. Проведение русских народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно».

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

с/р. Игра «Семья»

Коллективное изготовление чучела Масленицы.

Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

Проведение народных игр «Пятнашки», «У дядюшки Трифона». Словесные народные игры «Садовник» «Бирюльки».

Март «Матушка родимая»

«Народные промыслы :

хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

жестовские подносы»

«Сороки-птички весне поют заклички» Продолжать знакомить с жизнью русского народа. Познакомить детей с песнями, потешками о матери, чтение пословиц и поговорок о матери. Дать представление о том. Как воспевали женщину в старину.

Познакомить детей с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок.

Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

Познакомить с основными приметами прихода весны.

Объяснить понятия «день весеннег равноденствия» «Сороки», жаворонки

Создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх. Приобщить к традициям народного фольклора.

Беседы с детьми о маме, что она значит для каждого ребенка.

Чтение пословиц, поговорок о матери, рассматривание иллюстраций о жизни русских женщин, заучивание колыбельных песен.

Беседы о русских игрушках.

Тематическое занятие6 «Куклы из бабушкиного сундука».

Игра – путешествие «В музее народного творчества»

Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

- «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

Лепка на темы:

- «В гостях у сказки»

- «Дымковские игрушки»

Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

Дидактические игры:

«Укрась кокошник», «Составь узор»

Выставка работ детского творчества «Город мастеров»

Беседы на тему праздника, чтение потешек, закличек про пташек.

Организовать народные игры «Салки», «Пятнашки»

Изготовление птичек на палочках.

Пение русских народных песен.

Апрель «Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

«Вербное воскресенье»

«Пасха»

«Ляльник»

Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Познакомить детей с русским народным праздником «Ляльник».

Продолжать знакомить с русскими приметами, обычаями.

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д.)

Рассматривание веточек вербы;

Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;

Игра с пением «Верба – вербочка».

Склеивание корзиночек подставок для яиц;

Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию».

Праздник «Пасха».

Рассказ воспитателя о народном празднике Лялин день. Инсценировка сказки о Ляле. Исполнение русских народных песен «Ой ты, Груня, ты Груняша», «Ты заря ль моя вечрняя», «Из под камешка», Как по морю- морю синему», Проведение русской народной игры «Ляля».

Май «Не бывать на Руси весны без Егория»

«Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

Посещение Краеведческого музея (дети и родители)

Выставка работ детского творчества «Победный май»

Рассматривание фото из семейного альбома;

Утренник «День победы!»

Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»

Хоровод «Во поле береза стояла»

Загадывание загадок о березе, о лете;

Коллаж «Разноцветная полянка»

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по сюжету русской народной сказки «Репка» Цель: приобщать у русской народной культуре. Задачи: Образовательные • Различать в игровой форме много и один предметов, их форму, величину;.

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ[/b] (ст. гр.) месяц Задачи на месяц ООД СД Работа с родителями Сентябрь.

Перспективный план по ознакомлению с природой детей старшего дошкольного возраста Тема Работа с детьми Задачи «Дары осени» ООД Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Закреплять знания об овощах,.

Перспективный план работы кружка «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста (1,2 год обучения) Перспективный план работы кружка «Азбука безопасности», разработанный Дьяковой О. Х., воспитателем МДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД детей старшего возраста Месяц Совместная деятельность взрослого и детей Цель Сентябрь 1. Беседа «Улицы города». 2. Дискуссия на тему: «Чем опасен стоящий на тротуаре.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально.

Перспективный план театрализованной игры в средней группе русской народной сказке «Репка» Работа над текстом Работа над речевой выразительностью Работа над мимикой и движениями Подготовка к спектаклю • Показ настольного театра.

Перспективный план занятий по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план занятий по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста на 2017-2018 уч. год ТМБ ДОУ «Забава» № Раздел Тематика занятия.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «В гости к бабушке Забавушке» Знакомство детей с русской народной культурой «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 15:08
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД