Наталья Перминова
Перспективный план по сенсорному развитию и действиям с предметами детей с 1 года до 1 года 6 месяцев
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
1. Знакомство с формой предметов.
Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. Воспитывать интерес к занятиям.
(см. Венгер стр. 30)
2. Знакомство с величиной предметов.
Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их величину. Воспитывать интерес к занятиям.
(Венгер стр. 31)
3. Надевание больших колец на гуся.
Публикация «Перспективный план по сенсорному развитию и действиям с предметами детей с 1 года до 1 года 6 месяцев» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цель: Учить детей брать кольцо всей рукой, производить рукой петлеобразные движения (вверх-вниз); Воспитывать интерес к занятиям.
4. Надевание колец с большим отверстием.
Цель: Учить детей простым действиям с предметами : надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у детей положительное отношение к занятиям.
(Венгер стр. 32-33)
5. Игра «Звени, колокольчик»
Цель: Стимулировать общение детей друг с другом и с воспитателем, развивать координацию движений и зрительные пространственные соотношения предметов, воспитывать радостные эмоции.
(д\и и занятия стр. 142)
6. Прогулка в лес.
Цель: учить детей собирать предметы в ведерко или корзинку, развивать координацию движений, глазомер, учить играть рядом.
ОКТЯБРЬ
1. Занятие с формой предметов.
Цель: На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить детей со свойствами предметов цилиндрической формы (положить на боковую поверхность, покатать, поставить вертикально). Учить выполнять действия с предметами, имеющими сквозное отверстие (вставлять что-нибудь внутрь, нанизывать). Развивать мелкую моторику пальцев.
(Павлова-05 стр. 107-108)
2. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия.
Цель: Учить детей сравнивать предметы по форме, учитывать форму при выполнении элементарных действий.
(Венгер стр. 36-38)
3. Нанизывание на стержень больших и маленьких колец.
Цель: Учить детей обращать внимание на величину предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький.
(Пилюгина стр. 58-59)
4. Нанизывание колец на конус.
Цель: Продолжать учить выполнять простые действия с предметами, обогащать сенсорный опыт, развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем. Воспитывать интерес к занятиям.
(Пилюгина стр. 59-60)
5. Игра «Покатаем куклу».
Цель: Продолжать формировать полезные навыки, которые способствуют умственному развитию детей. Воспитывать настойчивость и направленность деятельности.
(д\и и занятия стр. 142-143)
6. Игра «Отпусти шарик»
Цель: Учить детей выпускать веревочку из рук и отпускать шарик, притягивать шарик за веревочку. Воспитывать умение радоваться вместе с другими детьми.
НОЯБРЬ
1. Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы.
Цель: учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.
(Венгер стр. 43-44 круги-квадраты)
2. Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы.
Цель: учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.
(Венгер стр. 43-44 прямоугольники-треугольники)
3. Нанизывание колец одинакового размера с маленьким отверстием.
Цель: продолжать учить детей действиям с предметами : снимать и надевать на стержень пирамидки кольца. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем, совершенствовать осязание.
(Венгер стр. 34-35)
4. Раскладывание больших и маленьких предметов на две группы.
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине.
(Пилюгина стр. 66-67)
5. Игра с воздушными шарами.
Цель: продолжать учить детей держать шары за нитки, отпускать, притягивать их. Обогащать словарь детей за счет прилагательных (цвет, величина шаров).
(д\и и занятия стр. 143)
6. Игра «Достань камушек»
Цель: учить детей действовать предметом на предмет, развивать ручную умелость, глазомер.
ДЕКАБРЬ
1. Складывание двухместной матрешки.
Цель: Учить детей сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов большой, маленький. Развивать ручную умелость.
(Венгер стр. 39)
2. Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине.
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно-осязательный опыт малышей, закреплять положительное отношение к занятиям.
(Пилюгина стр. 60-61)
3. Занятие со втулочками.
Цель: развивать у детей координацию движений пальцев – научить вставлять в отверстия и вынимать из отверстий втулочки. Закреплять форму предмета – цилиндрическую.
(д\и и занятия стр. 113-114)
4. Занятие с шариками.
Цель: в процессе практических действий с предметами на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе закрепить представления о свойствах шара : круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается.
(Павлова-87 стр. 98-99 №15)
5. Игра с каталками.
Цель: продолжать формировать координацию движений, новый полезный навык – толкание впереди себя. Воспитывать настойчивость при выполнении задания.
(д\и и занятия стр. 143)
6. Игра «Звени колокольчик»
Цель: Стимулировать общение детей друг с другом и с воспитателем, развивать координацию движений и зрительные пространственные соотношения предметов, воспитывать радостные эмоции.
(д\и и занятия стр. 142)
ЯНВАРЬ
1. Занятие с открывающимися коробками, бочонками.
Цель: научить открывать и закрывать коробки (развитие координации движений кисти руки, пальцев. Учить подбирать крышечки по величине. Развивать внимание и сосредоточенность.
(д\и и занятия стр. 114)
2. Складывание матрешки с одним вкладышем.
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы); обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.
(Пилюгина стр. 61-62 № 38)
3. Группирование предметов по форме.
Цель: закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой; продолжать учить простым действиям с предметами – нанизывать на стержень.
(Пилюгина стр. 63-64 № 40)
4. Занятие с формой предметов.
Цель: учить познавать физические свойства предметов кубической формы (обладают устойчивостью, можно положить на грань, все грани одинаковы). На ориентировочной эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить со свойствами полых предметов : большие вмещают меньшие по размеру.
(Павлова-05 стр. 115-116 № 10)
5. Игра «Шароброс»
Цель: учить детей различать форму шара, круга и размеры – большой и маленький, знать названия «большой» и «маленький».
(д\и и занятия стр. 114-115)
6. Игра «Покатаем куклу».
Цель: Продолжать формировать полезные навыки, которые способствуют умственному развитию детей. Воспитывать настойчивость и направленность деятельности.
(д\и и занятия стр. 142-143)
ФЕВРАЛЬ
1. Пирамида из шаров.
Цель: продолжать учить выполнять действие нанизывания шаров на стержень (повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень). Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.
(Павлова-05 стр. 113-114 №7)
2. Пирамида из кубов.
Цель: закреплять умение нанизывать предметы, имеющие сквозное отверстие по оси симметрии. Развивать пространственное воображение, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно поставленной практической задаче. Развивать мелкую моторику большого, указательного и среднего пальцев, дифференцированное положение большого пальца при схватывании предметов, ориентировочные действия.
(Павлова-05 стр. 114 №8)
3. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.
Цель: учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине; учить понимать слова такой, не такой, большой, маленький.
(Венгер стр. 40-41 вариант 1)
4. Складывание трехместной матрешки.
Цель: учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: открой, закрой, большая, маленькая, такая, не такая.
(Венгер стр. 48-50)
5. Игра «Прокати шарик»
Цель: в процессе практических действий с предметами на ориентировочной эмоционально-чувственной основе закрепить представления о свойствах шара (круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается).
(Павлова-05 стр. 119-120 №15)
6. Игра «Достань камушек из воды»
Цель: продолжать развивать ручную умелость, умение сосредотачиваться на выполнении действия.
МАРТ
1. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.
Цель: продолжать учить детей группировать однородные предметы по величине, фиксировать внимание на их размере, формировать простейшие приемы установления тождества и различия. Учить понимать слова такой, не такой, разные, большой, маленький.
(Венгер стр. 41-42 вариант 2)
2. Нанизывание колец, убывающих по величине.
Цель: продолжать учить детей выполнять простые действия с предметами : снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.
(Венгер стр. 47-48)
3. «Поймай шар».
Цель: учить выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве на ориентировочной эмоционально-чувственной основе. Продолжать развивать умение вкладывать предметы в соответствующие емкости, совершенствовать мелкую моторику пальцев, согласованные действия рук.
(Павлова-05 стр. 120-121 №16)
4. «Найдем цыплят».
Цель: продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей; развивать цепкость кончиков пальцев, умение разъединять и соединять части игрушки, произведя действия в горизонтальном направлении.
(Павлова-05 стр. 131-132 №28)
5. Занятие с формой предметов.
Цель: закреплять умение действовать с разными предметами, имеющими сквозное отверстие. Уметь ориентироваться на форму предмета (шар брать кончиками пальцев, округлив ладонь; кольцо – большим, указательным и средним пальцами; втулку – большим, указательным и средним). Формировать пространственное воображение при сборе пирамидки из различных объемных геометрических фигур.
(Павлова-05 стр. 118-119 №13)
6. Игра с каталками.
Цель: учить детей толкать предмет на ручке впереди себя, сохраняя равновесие. Продолжать развивать координацию движений.
АПРЕЛЬ
1. Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы.
Цель: учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.
(Венгер стр. 43-44)
2. Пирамидка из кубов.
Цель: продолжать учить отбирать предметы для нанизывания на стержень (найти кубы, имеющие сквозное отверстие, повернуть той стороной, на которой расположено отверстие, соотнести его со стержнем, нанизать на него). Развивать целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук. Совершенствовать мелкую моторику пальцев – захватывать куб сверху или сбоку.
(Павлова-05 стр. 132 №29)
3. Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.
Цель: учить детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.
(Венгер стр. 50-52)
4. Собери пирамидку.
Цель: закрепить умение действовать с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на их величину, независимо от цвета.
(Павлова-05 стр. 125 №20)
5. Забей молоточком гвоздик.
Цель: продолжать развивать координацию движений под зрительным контролем, учить действовать предметом на предмет.
6. Игра-забава «Отпусти шарик»
Цель: Учить детей выпускать веревочку из рук и отпускать шарик, притягивать шарик за веревочку. Воспитывать умение радоваться вместе с другими детьми.
МАЙ
1. Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы.
Цель: продолжать фиксировать внимание детей на форме предмета, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.
(Венгер стр. 45-47)
2. Собери детали для пирамиды.
Цель: продолжать учить детей действовать с шарами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии. Развивать целенаправленность действий с предметами. При этом учитывать их функциональные свойства. Развивать умение действовать кончиками пальцев, согласованно выполнять относительно сложные движения левой и правой рук.
(Павлова-87 стр. 104-105 №24)
3. Занятие на величину предмета.
Цель: закреплять умение детей действовать с предметами разной величины. Учить выбирать предметы с ориентировкой на два свойства – величину и цвет.
(Павлова-05 стр. 135 №33)
4. Сбираем пирамидку.
Цель: продолжать развивать навык действия с предметами в определенной последовательности. Продолжать учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого; закреплять умение выбирать предмет, ориентируясь на величину; развивать точность движений, глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.
(Павлова-05 стр. 136-137 №34)
5. Катание каталок.
Цель: продолжать развивать равновесие при ходьбе, при поворотах; умение ориентироваться в пространстве.
6. Катание кукол на машине.
Цель: продолжать учить катать машины за собой на веревочке, сохранять при этом равновесие.
И С П О Л Ь З У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Л. А. Венгер Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. ; «Просвещение», 1988 год.
2. Л. Н. Павлова Знакомим малыша с окружающим миром. М. ; «Просвещение» 1987 год.
3. Л. Н. Павлова Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. М. ; «Мозаика-Синтез» 2005 год.
4. Дидактические игры-занятия с детьми раннего возраста. Под ред. С. Л. Новоселовой М. ; «Просвещение» 1977 г.