Наталья Сапиева
Перспективный план проведения игр по экспериментированию в группе раннего возраста
Перспективный план проведения
игр по экспериментированию в группе раннего возраста 1,5 -2 лет
Октябрь
1. «Мыльные пузыри».
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).
2. «Рябь на воде».
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Публикация «Перспективный план проведения игр по экспериментированию в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Планы
- Темочки
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что, когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
3. «Бутылочки с сюрпризом».
Цель: Различие слухового внимания.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.
Ноябрь
1. «Вода холодная и горячая».
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .
2. «Чудесный мешочек» №1 (по форме).
Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
3. «Воздух под водой».
Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи: Развивать дыхательный аппарат.
Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
Декабрь
1. «Лёгкий - тяжелый».
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
Задачи:
• Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
• Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка).
2. «Игры с губкой».
Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
Задачи:
• Познакомить со свойствами губки.
• Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.
3. «Мешочки с сюрпризом».
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
• Развивать тактильные ощущения.
• Вызывать интерес детей к тому, что в разных мешочках наполнители различаются.
Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём мешочки, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.
Январь
1. «Плавает, тонет».
Цель: Закрепление знаний о весе предмета.
Задачи:
• Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
• Способствовать созданию радостного настроения.
Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
2. «Снег. Какой он?»
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Задачи:
• Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
• Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.
3. «Чудесный мешочек» №2 (по цвету).
Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.
Задачи:
• Развивать тактильные ощущения.
• Дать детям название цветов, активизировать речь.
• Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.
Февраль
1. «Игра с пёрышком».
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.
Задачи:
• Формировать словарь: части тела.
• Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.
Ход занятия: Взять цветное пё рышко и действовать согласно словам:
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
2. «Игры с султанчиками».
Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
• Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
• Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .
• Создание положительного эмоционального настроения.
Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
3. «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям).
Цель: Развитие тактильных ощущений.
Задачи:
• Развивать тактильные ощущения.
• Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
• Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.
Март
1. «Что в пакете?»
Цель: Обучение детей действиям по показу.
Задачи:
• Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
• Вызывать чувство радости и интереса.
Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.
2. «Бумага».
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
• Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
3. "Бумажные комочки"
Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием.
Задачи: воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
Ход занятия: Показать детям, что из бумаги можно сделать комочек и сделать из них коллективную аппликацию.
Апрель
1. «Поиграем с солнечным зайчиком».
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
Задачи:
• Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
• Развивать смекалку, любознательность.
• Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
• Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
• Вызвать чувство радости и удивления.
Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
2. «Ветер по морю гуляет».
Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
• Учить различать и самим регулировать его силу.
• Поднятие эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
3. «Играем с песком».
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
• Поднимать эмоциональное настроение у детей.
• Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
Ход занятия: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.
Май
1. «Что в трубке лежит?»
Цель: Развитие любознательности у детей.
Задачи:
• Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .
• Развивать усидчивость, терпение.
• Вызвать чувство радости и удивления.
• Развивать мелкую моторику рук.
Ход занятия: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.
2. «Найди такую же бутылочку по звуку».
Цель: Развитие слухового внимания детей.
Задачи:
• Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
• Вызывать радость и удивление у детей.
Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.
3. «Открываем, закрываем».
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
• Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
• Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
• Повышать эмоциональное настроение.
Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.). Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.