Папки-передвижки

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе

Ирина Копылова
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

• Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно – при-кладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства вырази-тельности изделий различных народных промыслов.

Публикация «Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе» размещена в разделах

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; на-циональную гордость за мастерство русского и Коми народа.

Совершенствовать технические умения и навыки рисования. Показать взаимосвязь народного декоративно – прикладного, устного и музыкального искусства.

• Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т. д.

• Знакомить детей с особенностями построения геометрического и рас-тительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способами; украшать изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

СЕНТЯБРЬ

Занятие № 1

Тема: Знакомство с работой студии изобразительного искусства.

Цель: Знакомить детей с особенностями работы студии изобразительного искусства. Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки ра-боты с разнообразными художественными материалами. Формировать эсте-тическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.

литература

Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском са-ду», Просвещение, 1982 г.

Комарова Т. С. «Детское художественное творчество» «Мозаика - Синтез», 2005.

Занятие № 2 – 4

Тема: Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством.

Цель: Расширить представление детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно - при-кладного искусства.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

1) Занятие – экскурсия «Мир красивых игрушек»

2) Рисование понравившихся игрушек

3) д/и «Выложи узор из геометрических фигур»

Цель: Учить детей составлять узоры из геометрических фигур на квадра-ты, круги, прямоугольники.

д/и «Третий лишний»

Цель: учить детей из 3 – х глиняных игрушек выделить одну лишнюю, принадлежащую другому промыслу.

Литература

1) О. А. Соломенникова «Радость творчества» ИП М, 2001 г.

2) Научно – практический журнал. 2005 г. «Управление ДОУ»

Оформление студии в соответствии с заданной темой.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1 – 2

Тема: «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова»

Цель: Знакомить с творчеством Ю. А. Васнецова – художника-иллюстратора. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к произ-ведениям устного фольклора. Показать использование элементов народных росписей, при оформлении произведений фольклора. Учить детей запоминать потешки, песенки, прибаутки. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

1) Выставка иллюстраций к потешкам, песенкам, прибауткам. Заучивание, понравившейся потешки.

2) Рисование «картинки к потешкам».

Занятие № 3

Тема: Водичка, водичка умой мое личико.

Цель: Учить детей внимательно прослушивать потешки. Рассмотреть иллю-страции художника Ю. А. Васнецова к потешке. Учить детей с помощью гео-метрических фигур украшать концы полотенца (узорами). Закрепить цвет геометрических фигур, правильно их уметь располагать и наклеивать на края прямоугольной формы. Воспитывать желание обменяться полотенцами друг с другом.

- Аппликация «Красивые полотенца»

Занятие № 4

Тема: «Пошла Маня на базар»

Цель: Закрепить у детей понятие о произведениях, малого устного фолькло-ра. Учить детей с выражением рассказывать потешку. Вызвать желание с ин-тересом рассматривать иллюстрации к потешкам. Учить детей работать в коллективе. Воспитывать эстетический вкус.

- Рисование: Украшение бумажных силуэтов платка, сапог, рукавиц для бу-мажной куклы. (использовать печатки из картофеля)

Работа с родителями :

- Родительское собрание: «Приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и духовных качеств «личности»

- Изготовление бумажных кукол вместе с детьми

НОЯБРЬ

Занятие № 1

Тема: «Идет петушок, красный гребешок»

Цель: Развивать художественное восприятие иллюстраций по произведениям малого фольклора. Расширять представления детей о разнообразии птиц. Продолжать совершенствовать технические умения и навыки рисования гуашевыми красками. Развивать у детей желание украшать рисунок различ-ными узорами. Учить самостоятельно располагать петушка на плоскости листа. Воспитывать любовь к птицам.

- д /и «Разноцветный петушок»

- Рисование «Петушок – петушок, красный гребешок»

Занятие № 2

Тема: «Вдоль по реченьке лебедушка плывет»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора. Формиро-вать эстетическое восприятие художественных произведений. Учить рисовать лебедушку нетрадиционным способом – ладошкой. Передавать характерные особенности внешнего облика птицы. Воспитывать желание видеть взаимосвязь изобразительного, устного, музыкального фольклора.

- Рисование лебедушки (ладошками).

Занятие № 3 – 4

Тема: «Ходит конь по бережку»

Цель: Закреплять знания детей о творчестве художников – иллюстраторов. Расширять представления о народном искусстве. Учить детей запоминать и рассказывать потешку с выражением. Расширять словарный запас детей - во-роной, грива, узда.

Развивать художественно – творческие возможности. Воспитывать бережное отношение к книгам.

- аппликация «Веселая лошадка»(из геометрических форм)

Литература

1. Книги, оформленные Ю. А. Васнецовым «Заинька войди в сад». Русские народные песенки, потешки. М. 1984 г.

2. «Радуга – дуга» Русские народные песенки, потешки, прибаутки. М. «Росмэн». 1996 г.

3. О. А. Соломенникова «Радость творчества». М. 2001 г.

4. «Знакомство детей с русским творчеством». Санкт – Петербург. «Дет-ство – Пресс», 2001 г.

Работа с воспитателями.

Консультация:

- «Рисуем животных из кругов»

Работа в группе

- Подбор книг с песенками, потешками, прибаутками в книжном уголке.

Работа с родителями :

- Домашнее задание: Выучить с детьми потешку «Как у нашего кота»

ДЕКАБРЬ

Тема: «Филимоновские игрушки»

Занятие № 1

Тема: «Знакомство с творчеством Филимоновских мастеров»

Цель: Познакомить детей с творчеством Филимоновских мастеров. Рас-ширять представления детей о народной игрушке. Воспитывать эстетиче-ское отношение к действительности средствами народного декоративно – прикладного искусства.

- Выставка иллюстраций, игрушек по мотивам Филимоновской игрушки. Рассказ педагога о народных мастерах Филимонова.

Занятие № 2

Тема: Рисование Филимоновских элементов: полосок, елочек,

цветов»

Цель: Закреплять знания детей о творчестве Филимоновских мастеров. Знакомить с выполнением простейших элементов Филимоновской росписи – полосок, елочек и цветов. Закреплять знания детей о составлении узора. Воспитывать у детей аккуратность в выполнении работы.

- Рисование элементов Филимоновской росписи на полосе

Занятие № 3

Тема: «Роспись бумажных силуэтов Филимоновских игрушек»

Цель: Расширять представления детей о многообразии Филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи в различных бумаж-ных силуэтах. Развивать творчество. Воспитывать желание выполнить ра-боту аккуратно.

- Рисование: Роспись бумажных силуэтов.

Занятие №4

Тема: лепка «Филимоновская курочка»

Литература

1. Богуславская И. Л. «Русская глиняная игрушка». Л. 1975 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» НПП и ПРНО М, 2001 г.

3. «Народная декоративная игрушка» иллюстрированный материал к за-нятиям по изодеятельности.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петер-бург, «Детство –Пресс», 2001 г.

Изготовление пособий:

- Оформление альбома «Красивые глиняшки – игрушки из Филимонова»

Цель: Закрепить представление об основных элементах Филимоновской росписи игрушек; различать и сравнивать их между собой.

- Изготовление таблиц с элементами Филимоновской росписи.

- Развлечение «Угадай, что за игрушка?»

Работа с родителями.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов, масок для детей к развлечению «Угадай, что за игрушка?»

ЯНВАРЬ

Тема: «Каргопольская игрушка»

Занятие № 1 – 4

Цель: Знакомить с Каргопольскими игрушками, уметь сравнивать их уже со знакомыми игрушками (Филимоновской, Дымковской). Формировать интерес к самостоятельной росписи силуэтов игрушки, запомнить основные элементы росписи и. Развиватьцветовосприятие. Учить детей лепить животных п мотивам Каргопольской игрушки, основываясь на раннее полученные знания и умения. Воспитывать уважение к народным мастерам, изготавли-вающим такие игрушки.

- Рисование элементов Каргопольской игрушки.

- Рисование: роспись бумажных силуэтов Каргопольской игрушки.

- Лепка: «Каргопольские глиняшки».

Литература:

1) «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петер-бург, «Детство – Арш», 2001 г.

2) «Управление ДОУ» научно – практический журнал, М, 2005 г.

3) «Детям о народном искусстве» А. А. Грибовская, «Просвещение»

Работа с родителями :

- Папка – передвижка: «Игрушки Каргополя»

- Развлечение: «Коняшки – глиняшки»

Работа с воспитателями :

- Изготовление таблиц с элементами росписи Каргопольской игрушки

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Богородская игрушка»

Занятие № 1 - 4

Цель: Знакомить детей с богородской игрушкой из дерева, с ее ха-рактерными персонажами, наиболее часто встречающимися в скульптурах – сценах (мужик, медведь, кони). Порадовать детей движущимися игруш-ками (кузнецы). Воспитывать желание рисовать персонажи к богородской игрушке.

1) Рассказ педагога о богородской деревянной игрушке. Рассматривание иллюстраций, подлинной игрушки из дерева.

2) Лепка «Медведь» по мотивам богородской игрушки

3) Рисование «Медведица с медвежатами» (рисование из кругов)

Литература:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством, Санкт – Петербугр, «Детство – Арии», 2001 г.

2. «Управление ДОУ» - научно – практический журнал, М. 2005 г.

3. «Детям о народном искусстве» А. А. Грибовская, «Просвещение».

Работа с воспитателями :

- Презентация- «Деревянная игрушка из Богородска»

Консультация для родителей

Мастер класс: «Изготовление игрушек забав по мотивам Богородских иг-рушек»

МАРТ

Тема: «Русская матрешка»

Занятие № 1 – 4

Цель: Познакомить детей с необычной деревянной игрушкой – матреш-кой. Раскрыть секрет матрешки, доставить детям радость от игры с ней. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие игрушки - матрешки, как символа русского народного искусства. Прививать любовь к устному народному творчеству, песенкам, частушкам.

- Аппликация «Украсим передник для матрешки»

- Рисование: Роспись сарафана матрешки с элементами декора (пальчико-вое рисование)

- Лепка «Куколка – матрешка.

- Рисование : «Мал мала меньше»

Литература

1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества», М.

3. Д/в № 4, 1994 г.

4. Д/в № 11, 2002 г.

АПРЕЛЬ

Тема: «Ознакомление детей с Коми орнаментом в декоративном оформ-лении окружающей нас действительности»

Занятие № 1-2

«ОДЕЖДА СЕВЕРНЫХ КОМИ»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с одеждой северных коми. Учить детей рассматривать куклу девочки, одетую в национальный костюм – малицу, пимы. Обратить внимание на материал из которого изготовлена одежда. Научить детей играть в коми народную игру «Сувт кор» (стой олень).

Воспитывать уважение к народу коми.

Занятие № 2 – 4

«НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ КОМИ»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с деталью народного костюма – узорным поя-сом, а также элементами орнамента «Следы», «Гусина лапка», «Ель», «Цветок», «Столб», «Рога оленя».

Учить рассматривать и обследовать каждый элемент узора, прорисовы-вать в воздухе рукой.

Учить украшать полосу коми элементами. Воспитывать положительное отношение к декоративно-прикладному искусству Коми-народа.

-рисование: «Украсим пояс охотника»

- лепка «Олененок».

Литература

1. Использование элементов национальной культуры в воспитании и под-готовке детей к школе и в дошкольном учреждении» Методическое по-собие «Дошкольная педагогика», С, 1994 г. Вавилова.

2. «Детям о культуре народа Коми» часть III, КРИУУ, С., 1995 г.

Изготовление пособий

- Изготовление таблиц «Коми фрагменты»

- Изготовление силуэтов и контурных изображений посуды.

- Изготовление таблицы «Образцы росписи посуды»

Работа с воспитателями :

Мастер класс : «Плетение ободка на голову из бересты»

Работа с родителями

Организация экскурсии по просмотру экспонатов предметов быта коми народа (коми- изба).

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Календарно-тематический план «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Сентябрь Тема занятия «Во саду ли, в огороде». Содержание - Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах.

Конспект итогового занятияпо приобщению детей к истокам русской народной культуры «В гости к бабушке Алене» в старшей группе Образовательные задачи: 1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа. 2. Учить детей видеть предметы быта, пользоваться.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка» Педагогическая цель: Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе Цель: 1. Расширить представление детей о народных промыслах. 2. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель,, дымковская.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Отчет о приобщении детей к истокам русской народной культуры Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 18:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД