Лучший педагог года

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе

Ирина Копылова
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе

СЕНТЯБРЬ

Занятие №1

Тема: «Колыбельные песенки мамы»

Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомст-ва их с колыбельной песней. Формировать простейшие навыки вырази-тельного исполнения колыбельных песен. Развивать эстетический вкус. Формировать техническое умение и навыки.

1) Слушанье колыбельных песен в аудиозаписи, рассматривание книг ху-дожника С. Ю. Васнецова «Иллюстрированные детские книги с колы-бельными песенками» Рассказ педагога о возрождении колыбельных песен.

2) Рисование: «Нарисуй картинку к колыбельной песне».

Занятие № 2-3

Публикация «Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе» размещена в разделах

Тема: «Хороводная песня».

Цель: Развивать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость к музыке. Формировать певческие навыки и умение детей. Побуждать детей петь выразительно. Развивать музыкальный слух. Расширять знания детей о музыке. Учить отображать свои впечатления об услышанном в рисунках.

1) Слушание хороводных песен в аудиозаписи.

2) Рассказ педагога об обрядовом празднике русского народа – «Троице»

3) Хороводная игра «Во поле береза стояла»

4) Рисование «Береза белая»

Занятие № 4

Тема: «Частушки»

Цель: Продолжать развивать музыкальный слух у детей. Формировать творческое воображение и мышление. Показать отличительные особенно-сти исполнения частушек от других музыкальных песен. Учить соотносить веселый характер исполнения частушек с различными плесовыми движениями. Формировать желание отражать в рисунках впечатления от прослушивания и исполнения частушек. Учить видеть взаимосвязь смы-слового значения частушки и окружающей действительности.

1) Прослушивание частушки в исполнении взрослых (аудиозапись)

2) Рассказ педагога о русской частушке.

3) Исполнение частушек детьми, выученных дома.

Работа с музыкальным работником на музыкальных занятиях на тему: «Хороводная песня», «Без частушек прожить можно, да чего – то не живут» .

Работа с родителями

- Домашнее задание – выучить с детьми 2 – 3 частушки для развлечения «Посиделки».

- Подобрать атрибуты для костюмов.

Литература

1. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петер-бург, «Детство – Пресс», 2001 г. Куприна Л. С.

2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в д/с» Влади-мир, 1995 г.

3. «Баю -баю - баюшки», Ленинград, «Детская литература» Ленинградское отделение, 1990 г. Худ. Л. Ю. Васнецова.

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О. Л., Маханева М. Ф., Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Русская вышивка»

Занятие № 1

Тема: Из истории русской вышивки»

Цель: Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать художест-венный вкус.

1) Рассказ педагога об истории русской вышивка. Рассматривание выши-тых изделий.

Занятие № 2 – 3 – 4

Тема: «Виды стежков, узоры для вышивки»

Цель: Продолжать знакомить детей с русской вышивкой. Расширять пред-ставление детей о композиционном построении узора. Показать особенности эскизов вышивки, выполненных из растительных и геометрических элемен-тов. Самим самостоятельно пробовать составлять эскизы узоров на различ-ных формах. Воспитывать эстетический вкус и навыки работы с иголкой.

- Вышивание в прямом направлении - швом «Вперед иголка».

- Шов «Косичка»

- Вышивание детьми салфетки (швом «Вперед иголка», «Косичка»)

Работа с воспитателями

Мастер класс по вышиванию крестиком.

Работа с родителями

- Выставка детских вышитых работ и изделий,принесенных родителями из дома.

Литература:

1. Соломенникова О. А. «Радость творчества», НПК и ПРНО.

2. «Ручная вышивка» М. Ивагенова, «Олимп», Смоленск, 1999 г.

НОЯБРЬ

Тема: «История русского народного костюма»

Занятие № 1

Цель: Знакомить детей с историей русского народного костюма.

Показать особенности национального костюма на Руси. Расширять знания детей о русской народной культуре. Развивать эстетический вкус. Формиро-вать нравственные качества дошкольников. Воспитывать любознательность.

1) Просмотр документального фильма «народные костюмы»(о женском и мужском костюмах юга и севера России).

2) Рассматривание иллюстраций с изображением людей в древней Руси.

Занятие № 2 – 3 – 4

Тема: «Оденем Ваню и Машу в русский костюм»

Цель: Расширять представление детей о русской народной одежде. Показать возрастные видоизменения русского костюма. Развивать интерес к нацио-нальной культуре. Формировать эстетический вкус. Закрепить технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на большом листе бумаги.

Рисование: Рисование простым карандашом мальчика и девочку в русском на-родном костюме.

Рисование: Украшение костюмов девочки и мальчика декоративными эле-ментами.

Изготовление пособий:

- Изготовление кукол мальчика и девочки в русском народном костюме.

- Украшение кокошников поедками (растительный узор).

- Посиделки «В гостях у бабушки Марфы».

Работа с родителями

- папка – передвижка «Русский народный костюм»

Литература

1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Кня-зева О. Л., Маханева М. Ф., Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.

2. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петербург, «Детство – Пресс», 2001 г. Куприна Л. С.

3. Соломенникова О. А. «Радость творчества», НПК и ПРНО, 2001 г.

ДЕКАБРЬ – ЯНВАРЬ

Тема: «Голубая Гжель»

Занятие № 1 – 2

Тема: «Ознакомление с гжельской керамикой»

Цель: Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить де-тей выделять характерные особенности гжельского промысла: качество ма-териала и способы его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Формировать эстетический вкус и отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства. Воспитывать уважение к народным мастерам.

1) Рассказ педагога о гжельском промысле, рассматривание иллюстраций.

Выставка предметов декоративно – прикладного искусства «Эта звонкая сказка – Гжель»

2) Д/и «Лото»

3) Работа с цветом- разбеливание синего цвета.

Занятие № 3 – 4 – 5 - 6

Тема: «Рисование элементов гжельской росписи»

Цель: Расширять представление детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельский мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом. Разви-вать эстетический вкус. Приобщать детей к истокам русской народной куль-туре.

Рисование: рисование элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюр, капельки и розы.

Рисование: рисование бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, пря-мых и волнистых линий.

Рисование: рисование листика, цветка, узора.

Рисование: рисование розы.

Занятие № 7 – 8

Тема: Лепка и роспись гжельских изделий.

Цель: Продолжать расширять представление детей о народно – прикладном искусстве.

Показать способ лепки. Закреплять умение украшать пластилиновые изделия гжельскими узорами. Формировать эстетическое отношение к народной иг-рушке. Развивать творчество и фантазию детей.

1) Лепка посуды, подготовка изделий к росписи.

2) Роспись посуды гжельскими элементами.

Литература.

1. О. А. Соломенникова «Радость творчества», М., «Мозаика - Син-тез» 2005.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.

3. д/в № 6, 2004 г., Д/в № 3, 1993 г., Д/в № 6, 1996 г.

4. С. Вохринцева «Гжель» - демонстрационный материал. Екате-ринбург, 2003г. «Страна Фантазий»

5. «Керамика Гжели XVIII – XX веков» Т. И. Дулькина, П. С. Гри-горьева, «Художник» РСФСР, 1988 г.

Изготовление пособий:

1. Альбом: «Лепка и роспись посуды, роспись ее элементами Гжели».

2. Изготовление таблиц с последовательностью рисования того или иного элемента.

3. Роспись кокошников, нагрудников гжельскими элементами.

Работа с родителями.

- Выставка детских рисунков, посуды, расписанных под Гжель : «Голубая Гжель».

- Праздник – развлечение «Голубая Гжель».

- Помощь родителей в подборе костюмов для детей к развлечению.

Работа с воспитателями :

- Роспись загрунтованных банок и бутылок в стиле Гжельской росписи для оформления изоуголка в группе.

- Оформление выставки изделий – «Голубая Гжель».

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Искусство Жостова»

Занятие № 1

Цель: Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества мастеров Жостова. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно – прикладного искусства. Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного ис-кусства. Показать отличительные особенности жостовского промысла от других лаковых промыслов. Воспитывать уважительное отношение у труду народных мастеров.

1) Рассказ педагога о жостовских подносах и людях, расписывающих их.

2) Рассматривание Жостовских подносов.

Занятие № 2 – 3

Тема: «Рисование элементов жостовской росписи»

Цель: Закреплять знания детей о жостовской росписи. Познакомить с раз-личными типами и формами цветов в жостовской росписи. Учить детей со-ставлять цветочную композицию на подносах разной формы. Формировать умение украшать борта жостовского подноса как растительным, так и гео-метрическим орнаментом. Закрепить умение рисовать орнамент костью, без прорисовки рисунка карандашом.

1) Рисование цветов.

2) Рисование листьев.

3) Орнамент.

Изготовление пособий

- Изготовление альбома «Жостовские подносы».

- Изготовление д/и «Узнай элементы узора».

- Изготовление демонстрационного материала «Жостовские подносы».

- Изготовление таблиц с последовательностью рисования жостовских эле-ментов и цветов.

Работа с родителями

- Выставка детских работ «Сказочный букет».

-Помощь родителей в оформление выставки в из уголке «

Литература.

1. «Жостово» Книжка – раскраска. Худ. Е. Субочева. М., «Околи-ца», 1997.

2. Коромыслова Б. И. Жостовская роспись. М., Изобразительное ис-кусство, 1997.

3. О. А. Соломенникова «Радость творчества», М., «Мозаика - Син-тез» 2005.

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», О. А. Князева, М. Ф. Маханева. Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.

МАРТ

Тема: «Золотая хохлома»

Занятие № 1

Знакомство с хохломским искусством

Цель: Расширять знания детей о народном искусстве. Учить детей нахо-дить характерные особенности изделий хохломского промысла. Формиро-вать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно – прикладного искусства. Воспитывать желание научиться расписывать предметы под хохлому.

1) Рассказ педагога о хохломском искусстве.

2) Рассматривание иллюстраций и подлинных хохломских изделий.

Занятие № 2 – 3 – 4

Тема: Рисование элементов хохломской росписи.

Цель: Продолжать знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством. Учить рассматривать Хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капель-ки», «кустики». Находить связь между декоративной росписи и реальным миром. Формировать умение работать концом кисти. Воспитывать чувство цвета.

Рисование: рисование элемента «завитка».

Рисование: рисование элемента «кустик».

Рисование: роспись шаблона разделочной доски знакомыми элементами.

Изготовление пособий

- Составление алгоритмов рисования хохломских элементов.

- Изготовление и роспись посуды, предметов быта под хохлому.

- Оформление альбома для рассматривания «Хохлома».

- Оформление зал и студии к открытому занятию.

Работа с воспитателями

- Изготовление изделий из папье маше и роспись их под хохлому.

- оформление выставки в изоуголке - «Золотая Хохлома».

Работа с родителями

- Выставка детских работ на тему : «Золотая Хохлома».

- Открытый просмотр занятия «Золотая Хохлома».

Литература.

1. Орлова Л. В. «Знакомство с хохломской росписью». Методические ре-комендации., М., 1994 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» ИПК и ПРНО МО., 2002 г.

3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. А. Кня-зева, М. А. Маханева, Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999 г.

4. Д/в № 3, 2001г.

5. Д/в № 10, 19, 1994 г.

6. Д/в № 3, 1997 г.

7. «Хохлома» С. Вохринцева, демонстрационный материал, «Страна фан-тазий», 2003 г.

8. «Дошкольникам об искусстве» Т. Н. Доронова. «Просвещение», 2002 г.

АПРЕЛЬ

Тема : Искусство народа Коми»

Занятие № 1 – 4

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным ис-кусством коми. Учить выделять характерные особенности узоров коми орнамента в пределах быта (деревянные изделия, изделия из бе-ресты, изделия тканева – половики, полотенца, салфетки и т. д.).

Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Познакомить детей с элементами коми орнамента: «Ошей-ник коровы», «Хомут», «Рога барана», «Оленевод», «Человек», «Олень», «Чайка», «Сердце».

Формировать у детей патриотические чувства, любовь к коми краю, ува-жение к людям, живущим в северном краю.

- Рисование элементов коми орнамента - «Ошейник коровы», «Хомут», «Рога барана», «Оленевод», «Человек», «Олень», «Чайка», «Сердце»

- Аппликация из бересты «

- рисование «Украсим малицу».

-рисование : «Дети Севера».

Литература

1. «Детям о культуре народа Коми», часть III, КРИУУ, с., 1995 г.

2. Л. Д. Вавилова «Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей к школе и в ДОУ», С., 1994 г.

Изготовление пособий:

- Изготовление Технологических карт - «Коми орнамент»

- Изготовление д/и «Оденем куклу в коми народный костюм».

- Изготовление таблицы «Образцы декоративного оформления Коми орна-ментом детской одежды».

Работа с воспитателями :

Презентация: «Коми орнамент в сувенирных изделиях».

- Разучивание коми народных игр «

и песен

Работа с родителями :

- Папка – передвижка: «Край мой северный».

- Заучивание стихов к развлечению.

- Праздник – развлечение: «По страницам Коми сказок».

Литература

1. Детям о культуре народа Коми», часть III, КРИУУ, с., 1995 г.

2.«Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем», Сыктывкар,

1990

3.«Детям о культуре народа Коми». Методические рекомендации. сык-тывкар, 1995 г.

4.«Коми – зыряне». Историко – этнографический справочник. Конак Сык-тывкар, коми книжное издательство, 1993 г.

5.«Традиционная культура народа Коми». Этнографические очерки, коми книжное издательство, 1994 г.

6. «Парма». Программа развития и воспитания детей в дошкольном обра-зовательном учреждении Республики Коми. Сыктывкар 2001Белых С. С.

Май

Тема: Народная игрушка

Цель:Познакомить детей с представление о народной игрушкой. Показать способы изготовления фигурки кукол разного назначения. Дать первона-чальное первоначальное представление о контрасте. Развивать глазо-мер,чувство цвета, и симметрии содействлвать воспитанию интереса к на-родной культуре.

Заняте1

«Купавка»

Цель: Обяснить детям,что это кукла одного дня, которая открывала сезон купаний. Эту куклу украшали травой,живыми цветами,ветками

Занятие 2.

«Барыня»

Цель:Учить детей делать тряпочную куколку из ярких лоскутиков. Укра-шать ее поедками.

Занятие 3.

«Кувадка»

Цель: Дать детям знания об обрядовой кукле- Кувадке или Куватке, кото-рую делали,чтобы обмануть злых духов и тем самым защитить новорож-денного ребенка.

Занятие 4.

«Соломенная куколка»

Цель:Познакомить с соломенной игрушкой и методах, приемах ее изго-товления

Матерьял для изготовления игрушек.

Лоскутки из ткани, деревянные палочки, искусственные цветы, бусинки, палочки, проволока, соломенные палочки, нитки, клей.

Литература

«Художественный труд в детсклм саду»М. 2011.,И. А. Лыкова.

«Плетение для детворы из ниток, птутьев и коры»Ярославль2000.,М. И. Нагибина.

Работа с воспитателями.

Помощь в сборе материала для игрушек.

Мастер класс: «Куклы обереги»

Работа с родителями.

Презентация «Игрушки из бабушкиного сундука».

Помощь в сборе материала,для изготовления игрушек детьми.

.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Календарно-тематический план «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Сентябрь Тема занятия «Во саду ли, в огороде». Содержание - Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах.

Конспект итогового занятияпо приобщению детей к истокам русской народной культуры «В гости к бабушке Алене» в старшей группе Образовательные задачи: 1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа. 2. Учить детей видеть предметы быта, пользоваться.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка» Педагогическая цель: Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе Цель: 1. Расширить представление детей о народных промыслах. 2. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель,, дымковская.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Отчет о приобщении детей к истокам русской народной культуры Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 18:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД