Елена Булюкина
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
Одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения является формирование у них правильной речи. Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Нарушения звукопроизношения и других компонентов речи встречаются практически у 80% воспитанников старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у нормально развивающегося сверстника. У детей с нарушениями зрения, кроме речевых нарушений встречаются такие отклонения от нормы, как нарушения координации, плохо развитая мелкая моторика, нарушения в познавательной сфере. Специфика нарушенного зрительного восприятия у данных детей, предполагает от учителя- логопеда ряд специальных знаний по проведению диагностической и коррекционной работы в условиях логопедического пункта, и своевременного оказания помощи родителям в преодолении речевых нарушений.
Становится очевидным, что для получения положительного результата по коррекции речевого нарушения, необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования правильной мотивации к занятиям и рекомендациям учителя-логопеда среди родителей. Большинство родителей имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта, таким образом одной из задач является - правильно подобранная и доступно донесенная информация о речевом дефекте ребенка, о методах и способах его коррекции или профилактики.
Способы и методы работы с родителями
В начале, стоит отметить традиционные формы работы с родителями- «Родительское собрание» и «Групповая консультация». К преимуществам данных форм относится групповой характер взаимодействия, часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На таких консультациях будут уместны демонстрации тематических презентаций, где и доступно можно осветить важные вопросы, касающиеся норм речевого развития детей; взаимосвязь зрительной патологии и речевых нарушений и т. д.
Следующая форма работы - «индивидуальная консультация», где можно более подробно остановиться на структуре нарушениях конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость систематически выполнять рекомендации учителя-логопеда в домашних условиях.
Также родителям будет интересна и полезна, такая форма работы как
«Открытая НОД» (индивидуальная или подгрупповая). При организации данного вида деятельности, теоретическая информация, которая была озвучена ранее учителем-логопедом, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть на детях или опробовать на себе, как стоит отрабатывать то или иное упражнение.
Все вышеперечисленные формы безусловно действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что, темп жизни таков что не у всех у родителей есть время для того, чтобы прийти в детский сад на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома. Что же делать в этих случаях?
В этих случаях, могут помочь нетрадиционные формы работы- консультирование по телефону или электронной почте на сайте ДОУ, изготовление стендовой информации и выпуск буклетов по наиболее интересующим родителей вопросам, о которых можно узнать при помощи такого метода работы - как анкетирование.
Опыт работы показывает, что тесное сотрудничество с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, является важной частью коррекционного процесса.
План работы учителя-логопеда с родителями
Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.
Мероприятия Срок проведения
Проведение индивидуальных бесед с родителями, анкетирование для сбора анамнеза или уточнения данных, полученных ранее. сентябрь,
май
Проведение индивидуальных бесед и консультаций. в течение года
Посещение родителями подгрупповых и индивидуальных логопедических НОД, семинаров-практикумов в течение года
(по запросу)
Ведение индивидуальных тетрадей детей с рекомендациями для выполнения в домашних условиях по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка, развитию моторики и т. д. в течение года
Участие в тематических родительских собраниях : в течение года (согласно плану и
по запросу)
Изготовление стендовой информации, тематических буклетов в течение года
Ведение страницы логопеда на сайте ДОУ и консультирование родителей с помощью средств интернета в течение года
Совместная подготовка детей к выступлению на праздниках, развлечениях и пр. в течение года
(по запросу)
Профилактическая работа в течение года
-подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. май
Календарно-тематический план работы с родителями
Месяц Форма работы Тема Цель
Сентябрь-октябрь Анкетирование «Давайте познакомимся» Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность
Участие в родительских собраниях групп, из которых дети посещают логопедический пункт «Нормы речевого развития. Причины речевых нарушений, основные направления работы на учебный год» Познакомить родителей с нормами речевого развития, причинами появления речевых дефектов, с примерным планом коррекционной работы по устранению или коррекции речевых нарушений на учебный год
Индивидуальные беседы «Результаты
мониторинга» Познакомить родителей с результатами обследования детей
и планом индивидуальной работы
Оформление стендовой информации или буклета «В мире звуков» Наглядно познакомить родителей с нормами произношения
Оформление стендовой информации или буклета «Нарушения зрения и особенности речевого развития» Наглядно познакомить родителей со связью нарушений зрения и особенностями речевого развития данных детей
Оформление информационного ящика «В мире вопросов» Выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны
Ноябрь Ежемесячная стендовая информация «Артикуляционные упражнения» Познакомить родителей разновидностями артикуляционных упражнений.
Семинар – практикум с участием детей «Наш веселый язычок»
1. Важность выполнения АУ при дизартрии
2. Виды АУ (Общие специальные)
3. Выполнение родителями с детьми АУ «Наш веселый язычок»
4. Практическое задание «Придумать с ребенком свою историю про язычок»
Познакомить родителей со способами выполнения артикуляционных упражнений
Индивидуальное или подгрупповое консультирование «Как заниматься с детьми дома»
1. Как заниматься по логопедическим тетрадям
2. Обмен опытом
3. Выставка «Логопедические игры» Познакомить родителей с формами выполнения рекомендаций в домашних условиях
Декабрь Ежемесячная стендовая информация «Пальчиковая гимнастика и ее значение для речи» Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка
Семинар – практикум с участием детей «Как наши пальцы помогают нам говорить Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики
Индивидуальные беседы «Вопрос-ответ» Ответить на полученные вопросы в информационном ящике
Январь Ежемесячная стендовая информация «Игры и упражнения для развития речи в домашних условиях» Познакомить родителей с играми в домашних условиях
Февраль Ежемесячная стендовая информация «Фонематический слух-что это? И как его развить?» Познакомить родителей с особенностями физиологического и фонематического слуха.
Консультация на сайте ДОУ «Особенности фонематического слуха. Способы и методы его развития»
Познакомить родителей с особенностями фонематического слуха, и способами его развития.
Открытые индивидуальные занятия «Учимся произносить звуки» Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков
Март Ежемесячная стендовая информация «Выразительная речь или как ей научиться» Познакомить родителей с интонационной окрашенности речи
Семинар – практикум с участием детей «Учимся говорить красиво»
Познакомить родителей с играми, направленными на развитие интонации, выразительности речи
Индивидуальные беседы «Учимся говорить правильно» Познакомить родителей с приемами работы, направленными на развитие лексико-грамматических категорий речи
Апрель-
Май Ежемесячная стендовая информация «Речевая готовность к школе» Познакомить родителей с требованиями начальной школы к речевому развитию детей
Консультация «Скоро в школу»
Предупреждение нарушений письма и чтения у детей
Индивидуальные беседы «Вопрос-ответ» Ответить на полученные вопросы в информационном ящике
Открытое занятие «Я- говорю красиво и правильно» Познакомить родителей с тем, какие ЗУН получили дети за учебный год
Участие в родительских собраниях «Готовность детей к школе»
«Наши успехи и достижения» Подвести итоги работы за учебный год и объективно оценить подготовленность детей к школе