План-конспект научной конференции учащихся «Первая мировая война: факты и судьбы в истории и литературе»

Анна Суязова
План-конспект научной конференции учащихся «Первая мировая война: факты и судьбы в истории и литературе»

Подготовила учитель истории Суязова А. Ю.

ПЛАН-КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

Первая мировая война: факты и судьбы

в истории и литературе

Цель: расширить знания обучающихся о событиях Первой мировой войны; пробудить у учащихся познавательный интерес к русской истории и литературе; формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной работы и формировать способность правильно подбирать интернет-материал по теме.

Тип мероприятия: научная конференция.

Оборудование: мультимедийный проектор (использование презентаций).

Методы: словесные (слово, работа с книгой, с интернет-материалами, наглядные (демонстрация презентации); исследовательский метод.

Литература:

1. История России // histrf.ru.

2. Загладин, Н. В., Козленко С. И., Минаков С. Т., Петров Ю. А. История России. XX – начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

3. Сороко-Цюпа, О. С. Всеобщая история. Мир в XX – начале XXI века. 11 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Сороко-Цюпа, В. П. Смиронов, А. И. Строганов; под ред. О. С. Сороко-Цюпы. М.: Дрофа, 2008.

4. Данилов, А. А. История России, XX – начало XXI века: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. М.: Просвещение, 2003.

5. Чалмаев, В. А., Зинин, С. А. Литература 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

6. Наука, техника и общество России и Германии во время Первой мировой войны / Под ред. Э. И. Колчинского, Д. Байрау, Ю. А. Лайус. СПб.: Нестор-История, 2007.

7. Первая мировая война, Версальская система и современность: сб. статей / отв. ред. И. Н. Новикова, А. Ю. Павлов, А. А. Малыгина. — СПб.: СПбГУ, 2014.

8. История России / Сенявская Е. С. Историческая память о Первой мировой войне: особенности формирования в России и на Западе // http://histrf.ru/ru/biblioteka/pamyatniki-geroyam-pervoy-mirovoy/100-let/istorichieskaia-pamiat-o-piervoi-mirovoi-voinie-osobiennosti-formirovaniia-v-rossii-i-na-zapadie.

9. История России / Сенявская Е. С. / Отношение к жизни и смерти участников Первой мировой войны: очерк фронтовой повседневности// http://histrf.ru/ru/biblioteka/pamyatniki-geroyam-pervoy-mirovoy/100-let/otnoshieniie-k-zhizni-i-smierti-uchastnikov-piervoi-mirovoi-voiny-ochierk-frontovoi-povsiednievnosti

10 Хемингуэй Эрнест. Прощай, оружие!: Роман. / Пер. с англ. Е. Калашниковой. Волгоград: Ниж. -Волж. кн. издательство, 1987.

11. Ремарк, Э. М. На западном фронте без перемен. Том 1. М.: АО «ВИТА-Центр», 1991.

12. Михаил Шолохов. Тихий Дон. Роман в четырёх книгах. М.: издательство «Художественная литература», 1968.

13. Русская философия и культура / П. Е. Фокин. / Первая мировая война: ненужный опыт. Глядя на русскую литературу ХХ века // http://www.ergojournal.ru/?p=2451.

14. Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И. С. Никитина / К 100-летию со дня начала Первой мировой войны (28.07.1914–11.11.1918) // http://vrnlib.ru/k-100-letiyu-so-dnya-nachala-pervoj-mirovoj-vojny-2/

Прогнозируемый результат: предполагается, что учащиеся заинтересуются проблемами Первой мировой войны, её историей, проявят интерес к русской и зарубежной литературе, посвящённой теме Первой мировой войны и человеку в Первой мировой войне.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим внеклассное мероприятие.

II.Основная часть

1. Вступительное слово учителя.

Тема нашего внеклассного мероприятия: «Первая мировая война: факты и судьбы в истории и литературе» (слайд №1).

Сегодня мы с вами поговорим о Первой мировой войне, об основных событиях войны, о судьбах людей в этой войне, значении и месте человека на войне, вспомним писателей, которые участвовали в Первой мировой войне, литературные произведения о Первой мировой войне и другое.

Итак, начнём.

2. Выступления учащихся.

Слово учителя.

С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Первой мировой войны. В этом году мы отмечаем 100 лет со дня начала одной из самых страшных войн в истории человечества (Слайд №2).

Мировая война 1914–1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. Никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. В этом конфликте участвовало более 30 государств (Слайд №3). Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

Война, вспыхнувшая между двумя военными блоками – Тройственным союзом и Антантой (слайд №4, сразу же приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую.

Можно с уверенностью утверждать, что спровоцировали этот конфликт серьезные экономические противоречия сложившихся в начале века союзов мировых держав.

То, что война грядёт, было ясно всем давно. Нужен был лишь повод, чтобы её начать. И он нашёлся (слайд №5). В июне 1914г. в Сараево был убит наследник австрийского престола Франц-Фердинанд.

Весь мир был взволнован происшедшим. Желанный предлог для войны, который уже давно искали могущественные коалиции стран Антанты (Франция, Россия и Великобритания) и Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, наконец-то был найден.

Почти 400 млн. чел. оказались втянутыми в войну уже в ее первые дни.

В последующие четыре года в ее орбиту было вовлечено еще 30 государств с населением свыше 1,5 млрд. чел., 70 млн. из которых было мобилизовано в армии воюющих сторон. Пожар войны охватил территории Европы, Азии и Африки, акватории трех океанов и семи морей.

Россия стала одним из главных участником первой мировой войны. Ее вооруженные силы были развернуты на огромном фронте – от Балтики до Черного моря и Ирана. Своими решительными действиями русская армия не раз спасала от разгрома своих союзников.

Российской армии и флоту в первой мировой войне были свойственны высокое боевое мастерство, верность патриотическому долгу, массовый героизм. Вместе с тем вооруженные силы России к концу первой мировой войны ждала трагическая судьба (слайд №6).

Подробнее о российской армии 1914 г. мы узнаем из доклада.

Ученик.

Выступает с докладом «Российская армия 1914 г».

Учитель.

В крупных российских городах прошли демонстрации под лозунгом «Война до победного конца. На волне антигерманских настроений указом Николая II Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. Добровольцами на фронт шли представители разных сословий и профессий, в том числе знаменитые поэты, артисты, художники.

Учитель.

Реакция общественности на Первую мировую войну была, особенно в литературе.

Российские и зарубежные писатели и поэты затронули во многих своих произведениях тему Первой мировой войны.

Многие мастера художественного слова сами были на этой войне и как никто знали, что такое смерть, осознавали значение человека на войне и высокую цену человеческой жизни.

Сейчас мы узнаем, кто из великих писателей и поэтов прошёл Первую мировую войну (слайд №7-9).

Ученик.

Выступает с сообщением «Писатели и поэты на Первой мировой войне».

Учитель.

На фронт стремились и все мальчишки, которые хотели успеть попасть на войну и выполнить свой священный долг перед Родиной.

Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах.

Были даже женские батальоны, состоящие исключительно из женщин, созданные главным образом с пропагандистской целью — поднять патриотический настрой в армии и устыдить собственным примером солдат-мужчин, отказывающихся воевать.

Прослушаем сообщение «Женские батальоны смерти 1914 г.» (слайд №10).

Ученик.

Выступает с сообщением «Женские батальоны смерти 1914 г.».

Учитель.

Я уже говорила, что все достижения боевой техники и современной химии были направлены на истребление людей.

Давайте поподробнее узнаем об оружии Первой мировой войны (слайд №11).

Ученик.

Выступает с докладом «Оружие Первой мировой войны».

Учитель.

Ход Первой мировой войны историки разделяют на пять отдельных военных кампаний (слайд №12):

Кампания 1914 года.

Кампания 1915 года.

Кампания 1916 года.

Кампания 1917 года.

Кампания 1918 года.

Подробнее остановимся на военной кампании 1916 г. Нас здесь интересуют два сражения (при Вердене и Брусиловский прорыв (слайды 13-14).

Ученики.

Два подготовленных ученика выступают с докладами «Верденская «мясорубка» и «Брусиловский прорыв».

Учитель.

О Первой мировой войне, о месте человека на войне мы можем узнать из художественных произведений писателей, которые сами участвовали в военных действиях и которые были очевидцами событий, а также о человеческих судьбах, о внутреннем мире человека войны, о сражениях мы можем узнать и из произведений современных авторов, т. е. картина Первой мировой войны глазами потомков (слайд №15).

Выслушаем доклад «Литература о Первой мировой войне».

Ученик.

Выступает с докладом «Литература о Первой мировой войне (обзор)».

Учитель.

В 1917 г. в России начинаются антивоенные демонстрации (слайд №16).

Война принесла беды и несчастия в дом каждого трудящегося. И все острее становились вопросы: Как жить? Зачем нужна война? Как с ней покончить? (слайд №17).

В силу ряда объективных и субъективных причин, особенно после революции в России (февраль 1917 г., началось стремительное разложение русской армии и флота, которое вскоре превратилось, как отмечал в своих мемуарах генерал А. И. Деникин, в их крах, позволивший Германии в 1918 г. оккупировать значительную часть России.

В это время Россия перестаёт принимать участие в Первой мировой войне. 3 марта 1918 г. Россия заключает Брестский мир с Германией (слайд №18).

Германия и её блок не смогли победить в этой войне. Антанта оказалась лучше подготовленной в военно-техническом отношении. Боевой дух её армий был выше. В Европу прибыли свежие американские части. Союзники Германии – Австро-Венгрия, Болгария, Турция, вышли из войны. Вскоре сдалась и Германия. 11 ноября 1918г. недалеко от Парижа было подписано Компьенское перемирие (слайд №19). Антанта выиграла войну, но Россию в числе победителей они не признавали, объясняя тем, что Россия вышла из войны, не согласовав свои действия со своими союзниками.

Учитель.

Так закончилась Первая мировая война – самая страшная на тот момент в истории человечества. Она унесла более 10 млн. жизней, десятки миллионов попали в плен, пропали без вести, стали инвалидами. Рухнули вековые империи, мир изменился до неузнаваемости. Стоит привести несколько цифр (слайд №20): около 73,5 млн. человек были мобилизованы; убиты и умерли от ран 9,5 млн. человек; более 20 млн. человек были ранены; 3,5 млн. человек остались калеками.

Учитель.

В зарубежной литературе после окончания Первой мировой войны на первый план выдвигается тема войны, тема «потерянного поколения». Давайте рассмотрим данную тему в произведениях Э. М. Ремарка и Э. Хемингуэя («На западном фронте без перемен» и «Прощай, оружие!») (слайд №21).

Ученик.

Выступает с докладом «Тема «потерянного поколения» в произведениях Э. М. ремарка и Э. Хемингуэя («На западном фронте без перемен и «Прощай, оружие!»). (С фрагментами из текста).

Учитель.

В русской литературе также тема Первой мировой войны занимает центральное место.

Прослушаем сообщение «Первая мировая война в творчестве поэтов Серебряного века» (слайд №22).

Ученик.

Выступает сообщением «Первая мировая война в творчестве поэтов Серебряного века» (Маяковский, Брюсов, Блок). (С примерами из произведений).

Учитель.

Первая мировая война не осталась незамеченной обществом. Тема войны, гибели людей нашла своё отражение в художественной литературе того времени (слайд №23).

Прошло сто лет с начала первой мировой войны. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало, и надеемся, никогда не узнает ужасов войны. Но подвиги, совершенные воинами, навсегда останутся в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.

3. Обобщение по докладам и сообщениям.

Учитель.

Мы с вами посмотрели на Первую мировую войну с разных сторон. Мы вспомнили факты истории, проследили реакцию на Первую мировую войну в русской и зарубежной литературе.

III. Подведение итогов

Учитель.

(слайд №24).

В этом году 1 августа Россия впервые официально был проведён день памяти солдат и офицеров, погибших в Первой Мировой войне, Великой войне, как её тогда называли, и до сих пор называют в Европе.

Первая мировая война считалась забытой, малоизученной, но это не так. Восстанавливаются документальные материалы, находится всё новая информация, создаются сообщества, пишутся научные работы по проблемам Первой мировой войны, создаются художественные произведения, посвящённые теме Первой мировой войны.

По всей России проходят мероприятия, посвящённые Первой мировой войне. Воронежская областная библиотека имени И. С. Никитина проводила виртуальные выставки: «Последняя война Российской империи»; «Забытая война»; викторины: «Великая война царской России»; «Первая мировая война»; различные экспозиции: «Великая война: взгляд сквозь столетие»; «От войны до революции» и многое другое.

Воздвигаются памятники воинам, погибших в Первой мировой войне (слайд №25): 1 августа 2014 года на Поклонной горе в Москве состоялась церемония открытия монумента героям, павшим в годы Первой мировой войны. Церемонию возглавил Президент России В. В. Путин (слайд №26, где заявил, что, воздвигая этот памятник, «мы возрождаем историческую правду о Первой мировой войне». И это правда. Также 1 августа в Перми состоялась церемония открытия памятника солдату Первой мировой войны (слайд №27). И многие другие события и мероприятия, посвящённые Первой мировой войне, проходили и проходят в России.

Первая мировая война не забыта, люди, погибшие в этой войне не забыты (слайд №28). И наше мероприятие тому доказательство.

IV. Рефлексия

Понравилось ли вам сегодняшнее мероприятие? Чем понравилось? Что особенно запомнилось? (аргументируют ответ).

Ученики.

Высказываются о мероприятии, говорят своё мнение о том, что понравилось и о том, что не понравилось.

Учитель.

Всем большое спасибо. Благодарю за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дошколята приобщаются к научной работе»Фотоотчет «Дошколята приобщаются к научной работе» 19 апреля 2018г в структурном подразделении «Детский сад д. Рикасиха» МБОУ «Приморская СОШ» прошла проектно-исследовательская конференция.

«Матильда Кшесинская: фуэте судьбы». Репортаж из музея политической истории«Матильда Кшесинская: фуэте судьбы». Репортаж из музея политической истории Решение встретиться с подругами возникло не случайно. Вначале декабря у меня был день рождения, который я встретила лежа в постели с лекарствами.

Интересные факты о Рождестве Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Обычаи.

План-конспект «Безопасные истории» ПЛАН-КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и подгруппы детей в средней группе (образовательная деятельность) «Безопасные истории» Возрастная.

План-конспект практической конференции «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение основных компетентностей (правовой, информационной, профессиональной, коммуникативной) педагогических работников Учреждения,.

План-конспект проведения внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся начальных классов «Причёска глазами детей»План-конспект проведения внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся начальных классов «Причёска глазами детей» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Гулькевичский район Центр развития творчества.

Проект «Великая отечественная война в Истории моей семьи»Проект «Великая отечественная война в Истории моей семьи» ид проекта: поисково-исследовательский. Цель: совместно с родителями воспитанников группы собрать биографически материал для создания сборника.

«Путешествие на планету Красивой речи». План-конспект открытого итогового мероприятия для учащихся 1 класса Путешествие на планету Красивой речи. План-конспект открытого итогового мероприятия для учащихся 1 класса. образовательные:.

Формирование метапредметных компетеций учащихся на примере городского конкурса научной иллюстрации «Научная экспедиция» Статья. Формирование метапредметных компетеций учащихся на примере городского конкурса научной иллюстрации «Научная экспедиция» Современные.

Тест по истории на тему «Культура Византии» для учащихся 6 класса Тест на тему: Культура Византии для учащихся 6 класса 1 Вариант: Часть А А1. Храм Святой Софии был построен в Константинополе при императоре.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Детские писатели
  • Космос
Автор публикации:
План-конспект научной конференции учащихся «Первая мировая война: факты и судьбы в истории и литературе»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 20:11
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
26 января. День рождения первой карты России

26 января 1525 года была создана первая в истории печатная карта Руси – «карта Московских земель». Сделали её по «Писцовой карте России», которую составил, по итогам своих разъездов, дипломат и...

26 января. День ментальных карт на МААМ

В конце 60-х годов прошлого века была придумана особая методика для запоминания, творчества и организации мышления. Она получила название «ментальные карты», «диаграмма связей» или «интеллект-карта». Для...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Мой детский сад»
Программное содержание. Учить детей изображать здание детского сада, передавать в рисунке его форму, строение, части. Создавать условия для отображения в...
Фотоотчёт об участии во Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» подготовительной...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Фотоотчёт об...
Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как Малыш Гео потерял льдинки»
Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как Малыш Гео потерял льдинки». Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать умение находить среди...