Елена Бабешкина
Первые признаки нарушения речи и их предупреждение
▼ Скачать + Заказать документы
Бабешкина Е. С, учитель - логопед Центр развития ребенка-детский сад №2 «Жемчужинка», Майкопский район Консультация для воспитателей.
Первые признаки нарушения речи и их предупреждение
Роль речи в полноценном психическом развитии ребёнка — чрезвычайно велика. Овладение речью, как средством общения в дошкольный период детства проходит три основных этапа.
Первый этап — подготовительный, он охватывает 1-й год жизни (получил название довербального). На этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственно речевое развитие.
Публикация «Первые признаки нарушения речи и их предупреждение» размещена в разделах
Второй этап — переход к активной речи, приходится, обычно на 2-й год жизни ребёнка.
На третьем этапе речь совершенствуется, как средство общения — она всё точнее отражает намерение говорящего, всё точнее передаёт содержание отражаемых событий. Чаще всего первое беспокойство окружающих возникает к концу 2-го года жизни, когда малыш уже должен активно пользоваться речью в общении. Родители с нетерпением ждут этого момента, волнуются. К счастью, в большинстве случаев эти волнения оказываются напрасными. Я не буду останавливаться на физических причинах (дефекты слуха и речедвигательного аппарата, физиологических (вследствие травмы мозга при рождении). Я хочу остановить ваше внимание на психологических причинах.
Итак, ребёнок конца 2-го года жизни. Он не говорит, т. е. не пользуется активной речью, хотя и произносит несколько заученных слов (мама, дай, но многое понимает.
Отсюда? Почему молчит? Каковы причины? Начнём с рождения ребёнка и посмотрим, какие условия абсолютно необходимы для правильного и своевременного развития речи. Центральный момент всего психического развития ребёнка и речевого развития, в частности, это становление потребности в общении со взрослыми. Её оформление происходит к концу 3-го месяца жизни. Формирование потребности в общении удовлетворяет не только практическую нужду ребёнка во взрослом, но и духовную — в контактах эмоциональных, познавательных, деловых.
Чтобы у ребёнка родилась потребность в контактах, взрослый должен с любовью и доброжелательностью общаться с младенцем — брать на руки, ловить взгляд, говорить сердечные слова, петь. Это естественным образом делает мать, не догадываясь об истинном значении своих действий. И вполне понятно : ею движут только материнские чувства.
Но, к сожалению, такая гармония имеет место не всегда. Кто не встречал матерей, считающих, что брать ребёнка следует как можно реже, что разговаривать с неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Пусть забавляется, это ему по уму и по силе. Понятно, что такая практика невольно, а порой и сознательно, приводит к тому, что ребёнок не привлекает к общению, у него нет потребности в речи.
Вам, наверное, встречались такие дети полутора лет, которые всему предпочитают только одно : прижаться к взрослому, смотреть ему в глаза и улыбаться. Это возникает вследствие неудовлетворительной потребности в общении, приводящей к тому, что ребёнок растёт безынициативным, не умеет контактировать со сверстниками, не самостоятелен. Отсюда и задержка в развитии активной речи.
Значит, неудовлетворённость младенца в эмоциональных контактах с окружающими является причиной нарушения речи.
Для своевременного становления речи также необходимо развивать деловое общение ребёнка с окружающими людьми. Уже с 6 месяцев ребёнок с удовольствие манипулирует с игрушкой. Взрослые должны называть эти игрушки, уточнять действия. Зайчик — Какой красивый! Какой упругий и т. д. Всё это необходимо, чтобы в ходе делового общения ребёнок смог соотнести звучащее слово с предметом, которое оно обозначает.
На втором году жизни, обращаясь к ребёнку, действующему с предметом, взрослый должен называть все основные моменты его деятельности :
- Что у тебя в руках?
- Мячик.
- Кто достал этот мячик?
- Что ты делаешь?
- Кладешь мячик в коробку?
Отнеси бабушке на кухню и т. д.
Малыш действует, а взрослый руководит его вниманием и ориентирует. Многократное повторение подобных ситуаций способствует формированию познавательной структуры, которая и составляет базис всякого речевого высказывания, Формирование его важный момент речевой подготовки. Обследование психологов показали, что подавляющее большинство детей, которые плохо адаптируются в саду — именно те, кто задерживался на стадии эмоционального общения, кто не имеет опыта деловых контактов.
Итак, налаживание полноценного делового общения ребёнка с окружающими уже на первом году жизни — второе психологическое условие, создание которого способствует своевременному развитию речи.
Но человеческая речь не только обращена к кому-то, не только передаёт определённое содержание, но и осуществляется с помощью особых звуков — звуков речи. Чтобы использовать их в общении, следует развивать фонемотический слух и речевую артикуляцию. От рождения ребёнок наделён способностью к звукопроизношению. Гукание, гуление, лепет — всё это предопределено наследственно. Что же пробуждает ребёнка произносить потом звуки. Не только упражнения артикуляционного аппарата, но и социальный стимул к произнесению звуков речи, к звукоподражанию — та связь между ребёнком и взрослым, которая установилась в ходе общения. Тот решающий момент наступает тогда, когда вокализация подключается к общению, становится коммуникативным средством.