Папки-передвижки

Первые признаки нарушения речи и их предупреждение

Елена Бабешкина
Первые признаки нарушения речи и их предупреждение
▼ Скачать + Заказать документы

Бабешкина Е. С, учитель - логопед Центр развития ребенка-детский сад №2 «Жемчужинка», Майкопский район Консультация для воспитателей.

Первые признаки нарушения речи и их предупреждение

Роль речи в полноценном психическом развитии ребёнка — чрезвычайно велика. Овладение речью, как средством общения в дошкольный период детства проходит три основных этапа.

Первый этап — подготовительный, он охватывает 1-й год жизни (получил название довербального). На этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственно речевое развитие.

Публикация «Первые признаки нарушения речи и их предупреждение» размещена в разделах

Второй этап — переход к активной речи, приходится, обычно на 2-й год жизни ребёнка.

На третьем этапе речь совершенствуется, как средство общения — она всё точнее отражает намерение говорящего, всё точнее передаёт содержание отражаемых событий. Чаще всего первое беспокойство окружающих возникает к концу 2-го года жизни, когда малыш уже должен активно пользоваться речью в общении. Родители с нетерпением ждут этого момента, волнуются. К счастью, в большинстве случаев эти волнения оказываются напрасными. Я не буду останавливаться на физических причинах (дефекты слуха и речедвигательного аппарата, физиологических (вследствие травмы мозга при рождении). Я хочу остановить ваше внимание на психологических причинах.

Итак, ребёнок конца 2-го года жизни. Он не говорит, т. е. не пользуется активной речью, хотя и произносит несколько заученных слов (мама, дай, но многое понимает.

Отсюда? Почему молчит? Каковы причины? Начнём с рождения ребёнка и посмотрим, какие условия абсолютно необходимы для правильного и своевременного развития речи. Центральный момент всего психического развития ребёнка и речевого развития, в частности, это становление потребности в общении со взрослыми. Её оформление происходит к концу 3-го месяца жизни. Формирование потребности в общении удовлетворяет не только практическую нужду ребёнка во взрослом, но и духовную — в контактах эмоциональных, познавательных, деловых.

Чтобы у ребёнка родилась потребность в контактах, взрослый должен с любовью и доброжелательностью общаться с младенцем — брать на руки, ловить взгляд, говорить сердечные слова, петь. Это естественным образом делает мать, не догадываясь об истинном значении своих действий. И вполне понятно : ею движут только материнские чувства.

Но, к сожалению, такая гармония имеет место не всегда. Кто не встречал матерей, считающих, что брать ребёнка следует как можно реже, что разговаривать с неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Пусть забавляется, это ему по уму и по силе. Понятно, что такая практика невольно, а порой и сознательно, приводит к тому, что ребёнок не привлекает к общению, у него нет потребности в речи.

Вам, наверное, встречались такие дети полутора лет, которые всему предпочитают только одно : прижаться к взрослому, смотреть ему в глаза и улыбаться. Это возникает вследствие неудовлетворительной потребности в общении, приводящей к тому, что ребёнок растёт безынициативным, не умеет контактировать со сверстниками, не самостоятелен. Отсюда и задержка в развитии активной речи.

Значит, неудовлетворённость младенца в эмоциональных контактах с окружающими является причиной нарушения речи.

Для своевременного становления речи также необходимо развивать деловое общение ребёнка с окружающими людьми. Уже с 6 месяцев ребёнок с удовольствие манипулирует с игрушкой. Взрослые должны называть эти игрушки, уточнять действия. Зайчик — Какой красивый! Какой упругий и т. д. Всё это необходимо, чтобы в ходе делового общения ребёнок смог соотнести звучащее слово с предметом, которое оно обозначает.

На втором году жизни, обращаясь к ребёнку, действующему с предметом, взрослый должен называть все основные моменты его деятельности :

- Что у тебя в руках?

- Мячик.

- Кто достал этот мячик?

- Что ты делаешь?

- Кладешь мячик в коробку?

Отнеси бабушке на кухню и т. д.

Малыш действует, а взрослый руководит его вниманием и ориентирует. Многократное повторение подобных ситуаций способствует формированию познавательной структуры, которая и составляет базис всякого речевого высказывания, Формирование его важный момент речевой подготовки. Обследование психологов показали, что подавляющее большинство детей, которые плохо адаптируются в саду — именно те, кто задерживался на стадии эмоционального общения, кто не имеет опыта деловых контактов.

Итак, налаживание полноценного делового общения ребёнка с окружающими уже на первом году жизни — второе психологическое условие, создание которого способствует своевременному развитию речи.

Но человеческая речь не только обращена к кому-то, не только передаёт определённое содержание, но и осуществляется с помощью особых звуков — звуков речи. Чтобы использовать их в общении, следует развивать фонемотический слух и речевую артикуляцию. От рождения ребёнок наделён способностью к звукопроизношению. Гукание, гуление, лепет — всё это предопределено наследственно. Что же пробуждает ребёнка произносить потом звуки. Не только упражнения артикуляционного аппарата, но и социальный стимул к произнесению звуков речи, к звукоподражанию — та связь между ребёнком и взрослым, которая установилась в ходе общения. Тот решающий момент наступает тогда, когда вокализация подключается к общению, становится коммуникативным средством.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Конспект НОД по развитию речи «Осень. Признаки осени» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Осень. Признаки осени» в средней группе Цель: Развитие речи детей. Задачи: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по схеме, развивать внимание и память.

Консультация для родителей старших дошкольников «Предупреждение проблем со зрением» С раннего детства ребенок попадает в мир мониторов. Общение, получение знаний, развлечения перенеслись на экраны компьютеров, телевизоров.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Методическая разработка по теме «Ранние признаки весны. Первые цветы».Методическая разработка по теме «Ранние признаки весны. Первые цветы». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам материал, который будет полезен для старших воспитателей, а также.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первые признаки нарушения речи и их предупреждение
Опубликовано: 12 марта 2023 в 21:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Первые признаки нарушения речи и их предупреждение» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бабешкина (УИ 537895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД