Папки-передвижки

Первые шаги к основам безопасности

Ольга Елизарова
Первые шаги к основам безопасности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 13 «Вишенка».

Проект

«Первые шаги

к основам безопасности»

Выполнила:

воспитатель

Ольга Ивановна Елизарова

II квалификационная категория

Актуальность проблемы

«Самое дорогое у человека – это жизнь»

Н. А. Островский

Публикация «Первые шаги к основам безопасности» размещена в разделах

Дети – наше будущее, и необходима забота об их здоровье, в которой немало места отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, поведении в чрезвычайных ситуациях в лесу, дома, в транспорте. Именно поэтому очень важна роль педагога, который своим кропотливым трудом, своим творчеством и умением заинтересовать каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности, дорожного движения и поведения в чрезвычайных ситуациях.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, произошедшие летом 2010 года, свидетельствуют об увеличении техногенных, природных и социальных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасности жизнедеятельности человека и привитие навыков правильных действий в экстремальных ситуациях.

Знание и соблюдение правил пожарной безопасности, дорожного движения и правил поведения в чрезвычайных ситуациях только тогда становится естественным в поведении человека, когда они привиты с детства, именно в дошкольном возрасте.

Понимая всю важность данной проблемы, я решила уже со старшего возраста дать детям первые уроки безопасности.

Для успешной реализации данного проекта необходима тесная взаимосвязь между воспитателями и родителями. Реализация проекта позволяет решить ряд проблем: поможет снизить детский травматизм, являющийся результатом неумелого обращения с бытовой техникой и предметами домашнего обихода; уменьшить количество ДТП с участием детей дошкольного возраста и так далее.

Цель

Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни и умения применять эти знания на практике.

Задачи

1. Освоить

• элементарные навыки поведения;

• адекватно, осознано действовать в опасной ситуации;

• выполнения правила безопасного поведения.

2. Развивать

• познавательную активность;

• творческие способности;

• воображение;

• мышление;

• фантазию;

• коммуникативные навыки;

• речь (умение рассуждать, доказывать, вести диалог).

3. Воспитывать

• чувство осторожности и самосохранения;

• стремление к преодолению трудностей и уверенности в себе;

• самостоятельность;

• сообразительность;

• находчивость;

• чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Предполагаемые результаты

1. Дети

• узнают о том, что может быть опасным в окружающем мире.

• научатся правильно вести себя в различных опасных ситуациях.

• будут знать, что важно вовремя обратиться за помощью к

взрослому.

• овладеют знаниями о себе и своей семье.

• у них будут развиты познавательная активность, творческие

способности, коммуникативные навыки.

2. Родители

• будут больше внимания уделять основам безопасности жизнедеятельности;

• их поведение в различных ситуациях будет являться детям примером для подражания.

Участники проекта: дети старшей группы.

Возраст участников: 5-6 лет.

Время реализации проекта: октябрь 2014 года – май 2015 года.

Основные направления работы по ОБЖ

Ребёнок и другие люди

Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой», а молодые симпатичные женщины, девушки, юноши не могут причинить вред. Поэтому провожу с детьми беседы о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Примером этому использую сказки и литературные произведения («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»). Также организую игровые ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми, объясняю детям, как следует правильно вести себя, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Ребёнок и природа

Детей следует познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Объясняю детям, что выполнение обычных требований взрослых (не пей некипячёную воду, мой руки перед едой и т. п.) может уберечь от болезней. Ярким пример этому – сказка о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, которая поможет им осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям. Для закреплении знаний детей о ядовитых растениях использую настольные игры, игры с мячом в «съедобное – несъедобное», наглядный материал, прогулки в лес.

Ребёнок дома

Ребёнок должен усвоить, что есть предметы, пользоваться которыми могут только взрослые (спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы, лекарства, режуще-колющие инструменты). Объясняю детям, что ни при каких обстоятельствах они не должны самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электроприборам. Пример – «Кошкин дом» С. Маршака.

Здоровье ребёнка

Каждый ребёнок хочет быть сильным, здоровым, бодрым, энергичным, поэтому необходимо думать о своём здоровье, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму. В доступной форме, используя иллюстрации и макеты, рассказываю детям как устроено тело человека. В целях формирования у детей навыков здорового образа жизни провожу утреннюю гимнастику, дыхательную гимнастику, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, дни здоровья, закаливающие мероприятия. Используя стихи и потешки, подвожу детей к осознанию важности проводимых мероприятий.

Эмоциональное благополучие ребёнка

Проводя в детском саду большую часть времени и находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьёзные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия считаю создание благоприятной атмосферы, открытое и доброжелательное общение. Одним из проявлений неблагоприятной атмосферы в группе (учитывая тот факт, что в группе большинство детей – мальчики) являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка крайний способ решения конфликта, а точнее – неумение из него выйти. С целью профилактики возникновения конфликтных ситуаций организую соответствующие игры, беседы, драматизации. Стараюсь привить детям восприимчивость к чувствам, желаниям и мнениям других людей. Любые конфликтные ситуации не оставляю без внимания, использую для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.

Ребёнок на улице

Детей необходимо познакомить с правилами поведения на улицах, рассказать о правилах дорожного движения, объяснить, для чего предназначены тротуары, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Работая в данном направлении, использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты их художественной литературы или мультфильмов, ненавязчиво направляю обсуждение детей в нужное русло, задаю вопросы проблемного и поискового характера (А если в этот момент из-за угла появиться машина, что тогда). Организую и обыгрываю различные ситуации («Как поступить, если ты с мамой вошёл в автобус и увидел друга?» «Ты с бабушкой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?»).

Классификация игр по основам безопасности жизнедеятельности детей

Руководство игровой деятельностью.

1. Объясняю правила игры, знакомлю с общими способами действий.

2. Играю вместе с ребенком, с подгруппой детей. Дети при этом усваивают игровые действия, способы действий, подходы к решению проблемы. У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиться, напряженно думать в ходе поисков выхода из различных ситуаций.

3. Объединяю в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

Поэтапное внедрение основ безопасности жизнедеятельности

в воспитательно-образовательный процесс.

На первом этапе у детей вырабатываются гигиенические навыки, умения, привычки, ведущие к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Дети осваивают простейшие правила поведения. Здесь уделяю внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлению элементарной самостоятельности. Данные задачи решаются как на занятиях, так и в процессе организуемых игр, в утренний и вечерний отрезки времени.

Успех зависит от сформированности у детей представлений о правилах по ОБЖ, от умения решать проблемные ситуации. Поэтому предлагаю детям игровые упражнения, способствующие более глубокому усвоению этих умений. В содержание занятий прежде всего включаю дидактические игры и упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно.

Работая над проектом, знакомила детей с дорогой, тротуаром, в игровых ситуациях учила правильно входить в транспорт и выходить из него. Обращала внимание детей на соблюдение элементарных правил по уходу за своим здоровьем (мыть руки перед едой, пользоваться носовым платком). Особое внимание было уделено общению с чужими людьми – разыгрывали различные ситуации, читали литературные произведения. Конечно же, не оставляла без внимания детские конфликтные ситуации – пытались вместе разобрать их и найти правильное решение.

На втором этапе работы игровые ситуации усложняю. Детей приучаю к определенной последовательности действий: внимательно рассматривать ситуацию, рассказать о ней, выделить значимые признаки, опасные моменты, спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно я сделал). Учу детей находить правильный выход из предложенной ситуации, чаще задаю провокационные вопросы.

Постепенно инициатива в играх переходит к детям. Они реже обращаются ко мне за помощью. Увлеченно ищут новые варианты решения ситуаций. Я только советую, даю указания, поощряю, обращаюсь к опыту ребенка.

На занятиях увеличиваю количество проблемных ситуаций. В результате значительно возросли инициативность и знания детей.

На третьем этапе работы основное внимание будет уделено формированию умения проявлять полученные знания в игровой деятельности, вне занятий и в ходе выполнения заданий с раздаточным материалом на занятиях, придумывать новые ситуации по ОБЖ и способы их решения.

В дальнейшем дети должны овладеть умением решать поставленные задачи, не прибегая к помощи взрослого.

Таким образом, в детях будет воспитана потребность в здоровом образе жизни, они будут готовы использовать правила поведения на дорогах, при пожарах, дома, в общении с другими людьми.

Этапы работы по проекту

Этапы проектирования Проектные мероприятия Срок исполнения

I. Диагностико-организационный 1. Мониторинг уровня развития детей по ОБЖ.

2. Анкета для родителей. Сентябрь 2014 г.

Май 2015 г.

Октябрь 2014 г.

Май 2015 г

II. Изучение научной литературы 1 Самообразование.

2 Изучение литературы и составление к ней аннотаций; составление перечня необходимого материала.

3 Изучение опыта работы других ДОУ. В течение всего периода.

III. Предметно-развивающая среда 1. Подбор и систематизация игрового материала (дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)

2. Оформить зону «Пожарная безопасность».

3. Оформить зону «Правила дорожного движения» В течение всего периода.

апрель 2015г.

Ноябрь2014 г.

IV. Содержание образовательной работы 1. Занятия по формированию правил безопасного поведения.

Форма занятий:

Занятие – сказка;

Занятие – путешествие;

Занятие у окна;

Занятие – открытие.

2. Индивидуальная работа:

Дидактические задания;

Игры с подгруппой детей;

Рассматривание иллюстраций;

Сюжетно-ролевые игры;

Моделирование ситуаций;

Элементарное детское

экспериментирование;

Рисование и изготовление

поделок;

Просмотр видеофильмов.

3. Организация тематического

дня «Уроки старичка -

лесовичка» (экскурсия

с родителями в лес с целью

закрепления правил поведения

в природе).

4. Организация вечеров досуга. Еженедельно

Апрель 2015 г.

V. Работа с родителями 1. Открытое занятие.

2. беседы, консультации:

«Воспитание у детей культурно гигиенических навыков»

«Физическое развитие детей 5-6 лет»

«Правила пожарной безопасности»

«Родителям – о безопасности дорожного движения»

Родительское собрание «Ребенок переходит улицу»

3. Совместный выбор и приобретение развивающих игр.

4. Опросы, анкетирование.

5. Изготовление атрибутов по безопасности детей. Апрель 2015г.

Сентябрь 2014 г.

Октябрь 2014 г.

Апрель 2015 г.

Декабрь2014 г.

Октябрь 2014 г.

В течение года

Октябрь 2014 г.

Май 2015 г.

В течение года

VI. Взаимодействие со специалистами 1. Педагог – психолог. Беседы с детьми и консультации по запросам родителей.

2. Музыкальный руководитель. Использование элементов театрализованных игр на занятиях, праздники и развлечения. В течение года

В течение года

VII. Взаимодействие с социумом Выступления на родительских собраниях:

1. Инспектор по пожарной безопасности.

2. Инспектора ГИБДД

Март 2015г.

Апрель 2015 г.

VIII. Контрольно-диагностический Итоговый мониторинг уровня развития детей. Май 2015 г.

Перспектива: Выполнение задач данного проекта даст основу для реализации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Н., Стеркиной Р. Б. в старшем возрасте.

Литература

1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»

Под ред. Е. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

М. Мозаика -- Синтез, 2010 г.

2. Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010 г.

3. «Правила дорожного движения средняя группа». / Л. Б. Поддубная - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010г.

4. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность». СПб. : «Детство-пресс», 2010 г.

5. Н. С. Голицына. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.

6. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская, Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова, В. Н. Сахарова «Твоя безопасность». Для среднего и старшего дошкольного возраста. – М. : «Просвещение», 2001 г.

7. «Основы безопасного поведения дошкольников» / О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

8. Т. А. Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - М. : ТЦ Сфера, 2006г.

9. Т. А. Шорыгина «Основы безопасности для детей 5-8 лет» - М. : ТЦ

Сфера, 2006г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Первые шаги в математику (фотоотчёт)Первые шаги в математику (фотоотчёт) Математическое развитие Система по формированию и развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста,.

Досуг по основам безопасности жизнедеятельности детей «Азбука безопасности в природе» Задачи Образовательные: Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу. Формировать у детей.

Эссе «Мои первые шаги в профессии» Во времена беззаботной юности, когда я была студенткой педагогического университета, мне на глаза попалась одна простая фраза древнегреческого.

Наши первые шаги-фотоотчетНаши первые шаги-фотоотчет [/b]Наш детский сад буквально только-что родился - нам 9 месяцев. [/b] Рождение было не из легких, но педагоги не ищут легких путей. И вот.

Первые шаги (фотоотчёт)Первые шаги (фотоотчёт) Первые шаги Старт для новых побед - А нам медали будут давать? А мы победим? – забрасывают вопросами любопытные малыши, воспитанники детского.

Первые шаги в детский сад Каждый ребенок пойдет в детский сад, и то, как он воспримет новую для себя обстановку волнует многих родителей. Посещение детского сада.

Первые шаги в творчество (фотоотчет)Первые шаги в творчество (фотоотчет) Уже давно доказано практикой, что любой вид творчества для ребенка - это не просто развлечение и время препровождение, на самом деле это.

Первые шаги к основам безопасности Актуальность проблемы «Самое дорогое у человека – это жизнь» Н. А. Островский Дети – наше будущее, и необходима забота об их здоровье,.

Экологический проект «Первые шаги весны» Экологический проект «Первые шаги весны» Проект "Первые шаги весны" средняя группа Вид проекта: групповой, среднесрочный, познавательно.

Энциклопедия для родителей. «Первые шаги» Советы родителям: Объясняйте ребёнку всё, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первые шаги к основам безопасности
Опубликовано: 19 октября 2016 в 20:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД