МААМ-картинки

Первые шаги в инклюзивном образовании

Ирина Карабчукова
Первые шаги в инклюзивном образовании

В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

В нашем ДОУ «Лекотека» была организована сравнительно недавно. Причиной ее открытия послужил ряд факторов: социальных – запрос родителей, нехватка мест в специализированные дошкольные учреждения; медицинских –показания состояния здоровья детей, психолого –педагогических. Основная форма работы с ребенком и родителями в нашей «Лекотеке» - индивидуальная: консультации, тренинги, беседы.

В работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, мы решаем следующие задачи:

Публикация «Первые шаги в инклюзивном образовании» размещена в разделах

1. Достижение максимально возможной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с тяжелыми нарушениями речи – три ребенка, неврозами и логоневрозами- три ребенка, ЗПР – два ребенка, умеренно выраженной энцефалопатией –два ребенка, тугоухостью – один ребенок.

2. Оказание благотворного влияния на развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие у них игровой, продуктивной и познавательной деятельности.

3. Оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в подборе адекватных средств общения с ребенком.

Задачи деятельности «Лекотеки» определяются: индивидуально - образовательным маршрутом ребенка, разрабатываемым специалистами, на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

Участниками образовательного процесса в «Лекотеке» являются дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра. Для эффективности работы «Лекотеки» нами разработана комплексная система взаимодействия специалистов. Специалистами реализуется инновационный проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ «Комиссурики». Проект «Комиссурики» представляет собой комплекс интегрированных занятий (физо, совместные коррекционно-развивающие занятия психолога и логопеда, позволяющий учесть психосоматические индивидуальные особенности детей, способствующий раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, привлечению родителей в качестве партнеров образовательного процесса. Это успешный шаг к овладению практическими способами оздоровления и синхронизации работы полушарий головного мозга, что улучшает как общее самочувствие ребенка, так и психосоматическое.

Уникальность проекта:

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении кинезиологических упражнений и комплексном санологическом воздействии на весь организм ребенка образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, в том числе и речи.

Цель проекта:

Коррекция минимальных мозговых дисфункций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, в частности, с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

- дать практические знания участникам проекта о пользе применения кинезиологии в оздоровлении ребенка;

- развивать тонкую и общую моторику, эмоционально-волевую сферу;

- воспитывать бережное отношение к своему телу.

Вероятность успеха проекта: При системном комплексном воздействии методами кинезиологии на организм ребенка возможен успех оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом наблюдается снижение проявлений ММД (минимальных мозговых дисфункций, улучшение межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Детям предлагается следующий алгоритм выполнения кинезиологических технологий по программе Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое развитие и коррекция детей с ОВЗ».

1) Межполушарное взаимодействие;

2) Моторная сфера (общая моторика и развитие саматогностических функций, самомассаж, перекрестные движения, артикуляционная моторика, мимические движения, мелкая моторика, тактильный гнозис, зеркальное рисование, симметричное рисование);

3) Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения.

4) Дыхательные упражнения.

Особое место в реализации проекта «Комиссурики» отводится психогимнастике. Подобран специальный комплекс соответствующих упражнений, игр, этюдов на развитие эмоционально-личностной сферы, психомышечную тренировку, на реакции напряжения и расслабления. Методика разучивания упражнений психогимнастики проста: от простого к сложному. Задания обязательно чередуются в плане напряжения и расслабления мышц и эмоций. Во время разучивания и выполнения обязательно привлекаются родители.

Комплексное диагностическое обследование включает в себя следующие разделы: показатели динамики формирования физических качеств; показатели динамики сформированности мелкомоторных движений, куда входят такие критерии, как - собирание матрешки, застегивание и расстегивание пуговиц, копирование прямых, изогнутых, замкнутых линий, и более высокий уровень – дифференциация правой и левой руки, срисовывание фигур, вырезывание по контуру. Педагог-психолог определяет степень эмоционального комфорта и безопасности каждого ребенка, уровень психического развития. Этот показатель анализируется на основании проведенной психологом углубленной оценки психического развития ребенка по таким сферам, как – регуляторной, когнитивной, аффективно-эмоциональной. При этом каждая из сфер, помимо углубленного содержательного анализа, непосредственно входящего в функционал деятельности психолога в данном аспекте, оценивается по уровню соответствия возрастным показателям, выраженному в баллах от 0 (оценить показатель развития не представляется возможным) до 3 (соответствует возрастным показателям).

Оценка речевого и коммуникативного развития ребенка проводится логопедом как, естественно, основным специалистом по следующим показателям:

1) фонетико-фонематическая сторона речи;

2) лексико-семантическая сторона речи;

3) грамматическая сторона речи;

4)связная речь;

5) средства коммуникации

составляется индивидуальное планирование коррекционно-развивающей работы с ребенком, на основании диагностики специалистов. Индивидуальный образовательный маршрут заполняется специалистами, работающими с каждым ребенком, утверждается на заседаниях ПМПК ДОУ раз в два месяца. Каждые два месяца оценивается динамика развития детей. Полученные результаты служат основанием для коррекции индивидуальных образовательных маршрутов.

Лекотека реализует психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В психолого-педагогическое сопровождение входят такие направления работы, как:

- психолого-педагогическое изучение особенностей развития ребенка с целью определения его возможностей и способностей;

- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры;

- воспитание, развитие и обучение ребенка по специально для него разработанной программе;

- подбор индивидуальных техник при формировании у ребенка средств коммуникации, игровой и познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности;

- оказание психологической помощи семье, гармонизация детско-родительских отношений;

- обучение родителей методам игрового взаимодействия с ребенком и методам общения с ним;

- поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Дети посещают лекотеку по индивидуальным графикам. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком до 30 минут. Время активной фазы занятия рассчитывается по нормам СанПиН 2.4.1.2660-10 и в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Структура индивидуального занятия состоит из активной фазы (коррекция, обучение, общения с ребенком и специальных упражнений, способствующих активизации интеллектуальной деятельности ребенка или снятию психоэмоционального и физического напряжения.

Общая продолжительность занятий составляет от 1 часа до 2 часов в день в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья и сложности нарушения развития. Работу с ребёнком или группой могут проводить одновременно два разных специалиста.

Как правило, занятия проводятся при непосредственном участии в них родителей ребенка. На занятиях они не только помогают своим детям, но и сами обучаются методам взаимодействия с ребенком. В некоторых случаях, например, когда при решении педагогической задачи от ребенка требуется проявление самостоятельности, отдельные занятия могут проводиться без присутствия родителей.

Ежегодно в нашу лекотеку может быть зачислено 12 детей в возрасте от 2,5 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья. Дети зачисляются на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и с согласия родителей (законных представителей) ребенка, сроком на один год.

В конце года проводится итоговое заседание ПМПК, на основании решения которой может быть продлен срок пребывания ребенка в лекотеке или выбран иной образовательный маршрут.

Для решения задачи постоянного мониторинга эффективности создания инклюзивной среды образовательного учреждения предполагается оценивать состояния инклюзивных процессов с точки зрения выделяемых критериев эффективности четыре раза в год: в конце сентября –начале октября (после начального периода адаптации, в конце декабря (перед зимними каникулами); в феврале-марте учебного года и в конце учебного года (в апреле-мае).

Таким образом, мы поставили перед собой дополнительную, но очень важную задачу – включение ребенка с ОВЗ и его родителей в образовательный процесс,

включение ребенка в социальную среду образовательного учреждения, что подразумевает улучшение качества жизни детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Домашнее визитирование как форма реабилитации ребенка-инвалида в семье Домашнее визитирование как форма реабилитации ребенка-инвалида в семье. «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» В. А. Сухомлинский.

Мир чудес Г. Тукая.Мир чудес Г. Тукая. В детском саду №4 прошла тематическая неделя, посвящённая творчеству татарского поэта и писателя Габдуллы Тукая. В дошкольных возрастных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первые шаги в инклюзивном образовании
Опубликовано: 6 июня 2014 в 17:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД