Получи документы

Песочная терапия

Екатерина Окулова
Песочная терапия

«Песочная терапия»

как технология профилактики и коррекции проблем

психоэмоционального развития детей.

Практика показывает, что эта современная технология помогает гармонизировать внутренний мир ребенка, делает его более устойчивым эмоционально и таким образом способствует достижению им уровню школьной зрелости.

Игры с песком – одна из наиболее популярных в настоящее время технологий профилактики и коррекции психических проблем ребенка, а также наиболее естественная для дошкольников деятельность, направленная на развитие личности в целом.

Публикация «Песочная терапия» размещена в разделах

Игра на песке может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов психокоррекционной и образовательной работы с дошкольниками.

Цель игр на песке: развитие и воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка; гармонизация его личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи «Песочной терапии» :

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, осуществить безопасный выпуск «пара» и разрядить психическое напряжение.

2. Облегчить процесс реабилитации ребенка с проблемами в развитии. (Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции, поскольку невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания).

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.

4. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. (Иногда невербальные средства являются единственно возможным для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений детей дошкольного возраста).

5. Наладить отношения между психологом и ребенком. (Совместная деятельность может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия).

6. Развивать у ребенка чувство внутреннего контроля.

7. Сконцентрировать внимание ребенка на своих ощущениях и чувствах. (Занятия с песком создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию).

8. Развивать когнитивные способности и повысить самооценку ребенка. (Побочным результатом игр на песке является чувство удовлетворения, которое возникает вследствие выявления скрытых талантов и их развития).

9. Помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках. (Выработать способность к самопринятию – в большей степени полагаться на самого себя, развить осознанность к процессу преодоления трудностей, радоваться итогам своих действий.)

Результатом игр на песке является и чувство удовлетворения у детей, и раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка-дошкольника.

Для того чтобы песочная игра была продуктивной и максимально выполняла свои задачи, следует придерживаться определенных принципов ее организации.

Принципы организации игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок, проявляя творческую активность, чувствует себя комфортно и защищенно. С этой целью:

• Задания подбираются в соответствии с возможностями ребенка;

• Формулировка инструкции к играм дается образно, в «сказочной» форме;

• Исключается негативная оценка действий ребенка, его идей, а также полученных результатов;

• Важно поощрение фантазии и творчества.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное, и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

По классификации Т. М. Грабенко игры на песке делятся на три основных вида: проективные, обучающие, познавательные.

Проективная песочная игра – это индивидуальная или групповая творческая игровая деятельность на песке, возникающая незапланированно, по желанию ребенка, позволяющая ему ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, воплотить на песочном листе сюжеты и сказочные роли посредством манипуляций с фигурками-образами.

Когда ребенок строит картину из песка, он переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. И наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка определенные изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

В процессе индивидуальной игры ребенок проигрывает волнующие его ситуации с помощью маленьких фигурок, создает картину из песка и таким образом освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослого. А педагог получает уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка, в данный момент «ландшафт его души».

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате разлуки с близкими.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Таким образом, дети 4-7 лет, имеющие возможность проективной игры на песке, быстрее других детей усваивают «язык» чувств. Они легче овладевают умением с помощью жестов, позы, движения выражать свои переживания. Например, дошкольникам предлагались задания: «Изобрази пальчиками маму», «Твои руки – ласковый ветер», «Мы – злой ураган в песочной стране». Дети, участвующие в творческих песочных играх, способны точнее объяснить свое состояние. Это свидетельствует об ином уровне осознания ими своего внутреннего мира. Они начинают понимать, как желательно вести себя в той или иной ситуации, как общаться с другими, появляются признаки воли.

Второй вид проективных игр на песке – групповой. Цель проективной групповой игры на песке – совершенствование коммуникативных навыков: умение сотрудничать, быть лидером и исполнителем роли, умение находить компромисс, т. е. взаимодействовать со сверстниками; развитие навыков интеллектуальной деятельности: умение переключаться с роли на роль, ориентироваться в пространстве, сравнивать, рассуждать и делать выводы о свойствах фигурок – образов и песочных построек.

Для психолога важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то покажет себя лидером, а кто-то ведомым. В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия – способность к пониманию ближнего и сопереживанию ему.

Обучающая песочная игра – это такие игры на песке, которые создаются и организуются взрослыми в целях развития, воспитания и обучения. Безусловно, эти игры не заменят ребенку других видов занятий, но создадут базу для более органичного усвоения любого разнообразного учебного материала, так как они активизируют и развивают слуховые, зрительные и тактильно-кинестетические ощущения дошкольников.

Обучающие игры на песке включают в себя:

• Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;

• Игры на развитие речи;

• Игры на развитие элементарных математических представлений.

В процессе обучающих песочных игр происходит интенсивное мыслительное развитие ребенка. Поскольку мыслительная деятельность невозможна без речи, особое место в классификации песочных обучающих игр отведено играм на развитие речи. Опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, можно решить немало образовательных и психологических задач на развитие фонематического слуха, на формирование умения различать звук и букву, на развитие навыков чтения и письма и т. д.

Познавательная песочная игра – специально организованные взрослым игры-путешествия на песке с целью знакомства детей с историей и географией прошлого, настоящего и будущего нашей планеты.

Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально-образный характер и основывается на большой любознательности, пытливости ребенка. Ребенку 5-7 лет хочется побывать везде, поучаствовать во всем. Без риска для здоровья, сохраняя душевное равновесие, дети моделируют путешествия в песочнице, действуют и фантазируют. При этом дети не только воображают, представляют, фантазируют, но и реально создают и проживают конкретные ситуации.

Можно путешествовать и по нашей истории: создавать селения славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой город от врагов.

Для более четкого планирования работы удобно пользоваться классификацией познавательных игр на песке.

• Игры на знакомство с окружающим миром – через них дети познают то, что рядом с нами: животных, насекомых, леса, поля, реки, озера и т. д.

• Географические игры. В этих играх дети узнают, как живут люди в разных уголках планеты. В песочнице моделируются различные климатические зоны и жизнь в них.

• Фантастические игры. В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для педагога использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в «мирных» познавательных целях.

• Исторические игры. Ребенок самостоятельно строит диараму исторического сражения и проигрывает его.

• Игры-экскурсии по городу. Ребенок строит знакомые улицы и площади родного города, путешествует по ним и узнает интересные факты.

Публикации по теме:

Песочная терапия. Мобильный песочный столикПесочная терапия. Мобильный песочный столик У нас в садике прошёл конкурс "Развивающая среда". Очень много было придумано интересного. Хочу поделиться с вами одной идеей. Не в каждой.

Инновационные технологии. Песочная терапия В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Я работаю в логопедической группе. Хочу.

Консультация для родителей «Песочная терапия» «Песочная терапия» Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия» Консультация для воспитателей. «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления,.

Консультация «Песочная терапия» Что нужно для игры в песок? А нужно в сущности так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропало. Простейший ящик из стола.

Мастер-класс «Песочная терапия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Солнышко» Мастер-класс «Пескотерапия в работе.

Фотоотчет «Песочная терапия»Фотоотчет «Песочная терапия» Недавно в нашем детском саду появился живой песок,его так назвали за возможность шевелиться,двигаться и рассыпаться, при этом не прилагая.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Консультация «Песочная терапия в период адаптации» В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличек получись! Игра с песком, особенно для малышей первой.

Песочная терапия в работе логопедаПесочная терапия в работе логопеда ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА Рисование песком на стекле – новая и одновременно хорошо забытая старая техника изобразительного искусства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия
Опубликовано: 11 марта 2016 в 14:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД